Найти тему
Части целого

Село Красное — изысканный готический собор в русской глубинке

Время чтения ~ 4 мин 30 сек
На юго-востоке Тверской области, в 20 км от города Старица, на берегу речки Холохольни стоит село Красное. Затерянное среди бесконечных лесов, редких деревень и бескрайних полей, оно бы ничем не выделялось среди сотен похожих сёл в этом районе, если бы не одно обстоятельство. Здесь, на территории бывшей дворянской усадьбы, стоит церковь редкой красоты и абсолютно нетипичной для этих мест архитектуры. Смотришь и диву даёшься, какими ветрами принесло этот нарядный, изысканный готический собор в отдалённое, маленькое село? Кого и когда могла посетить идея построить здесь это устремлённое ввысь чудо, навевающее мысли о средневековье, своим изяществом и причудливостью отделки достойное любой из столиц?

Фото автора
Фото автора

А началось всё… с музыки.
Марк Фёдорович Полторацкий, сын черниговского священника, ещё в детстве проявлял незаурядные вокальные способности и пел в хоре Киево-Могилянской духовной академии. Там в 1744 г. его услышал граф А.Г. Разумовский, путешествовавший в то время по Украине вместе с императрицей Елизаветой Петровной. Голос Полторацкого понравился графу, и он взял юношу с собой в Петербург для певческой службы при дворе. С этого момента начался стремительный взлёт в карьере молодого певца.

В 1750 г. он был зачислен в Петербургскую итальянскую оперную труппу, в 1753 г. — стал регентом Придворной Певческой Капеллы, где его голосом восхищалась императрица. Через год он стал полковником, а через 10 лет указом Екатерины II был пожалован в дворянское звание.

За свою жизнь Полторацкий был одарен многими имениями, в том числе знаменитыми Грузинами, которые он превратил в одну из самых богатых и роскошных усадеб Тверской губернии. Среди множества его владений особое место занимала усадьба в селе Красное. В 1783 г. Полторацкий подал ходатайство о строительстве в Красном каменного храма взамен обветшавшего деревянного. Только через 2 года, после повторного прошения «построить каменную церковь собственным коштом», ему выдали разрешение, и в 1790 г. церковь Преображения была построена.
Но что за стиль избрал хозяин имения? Откуда такая причуда?

Церковь сложена из кирпича, и отделана белым старицким камнем. Здание в плане представляет собой крест. Высокие стены кажутся ещё выше за счёт контрастных вертикальных линий, небольших стрельчатых арок и узких окон, которые оптически «вытягивают» строение вверх. Детали отделки — несколько видоизменённые элементы готического стиля. Над входом размещена «готическая роза» — круглое каменное окно с рамой в виде множества расходящихся из центра лучей. Стены украшены рельефными белокаменными скульптурами ангелов. Крыша увенчана декоративными башенками, характерными для романской и готической архитектуры, этими же башенками с острыми шпилями завершены купола, непривычно маленькие для православного храма той эпохи. Довершает картину зубчатый контур крыши, похожий на верхнюю часть короны.

Фото автора
Фото автора

Все эти детали делают церковь такой лёгкой, будто сотканной из тонкого кружева. Сегодня о ней говорят как о редчайшем памятнике архитектуры псевдоготического стиля.

Что интересно, у этой церкви есть двойник, практически такой же храм, построенный ранее в Петербурге. Мало того, была и третья церковь, почти точная копия двух предыдущих, и находилась она в Псковской губернии. Так откуда же они , всё-таки , взялись, такие необычные и похожие друг на друга? И кто архитектор?

Фото автора
Фото автора

Спроектировал эти готические храмы человек, считающийся представителем совершенно иного стиля в зодчестве — классицизма. Его имя — Георг Фридрих, или, на русский манер, Юрий Матвеевич Фельтен. Он родился в Петербурге, учился в гимназии при Академии Наук, затем уехал в Германию, в студенческий городок Тюбинген. Там окончил университет и уже в качестве юного архитектора принимал участие в строительстве резиденции в Штутгарте. Ему ещё не было 20 лет, когда он вернулся в Петербург и здесь продолжил своё обучение.

Фельтен был зачислен в Академию наук и художеств, а со временем стал одним из главных помощников легендарного Растрелли. Карьерный рост не заставил себя долго ждать. Вот неполный послужной список Фельтена: придворный архитектор, статский советник, академик, затем профессор и, наконец, директор Академии художеств. Фельтен знаменит такими работами как здание Старого Эрмитажа, протестантские церкви Св. Екатерины на Васильевском острове и Св. Анны на Кирочной ул., Армяно-грегорианская церковь на Невском проспекте, решётка Летнего сада.

Помимо всего перечисленного, в Петербурге есть ещё один любопытный архитектурный комплекс, созданный Фельтеном по заказу Екатерины II. Это Чесменский дворец и церковь Иоанна Предтечи при нём. Здание церкви построено в 1780 г. в честь победы русского флота над турецким в Чесменской бухте десятью годами ранее. Императрица часто посещала этот храм, в котором для неё было предусмотрено специальное «царское место».

Чесменская церковь стала отражением новых течений в культурной жизни Европы. Эпоха просвещения подходила к концу. В литературе, музыке и живописи уже чувствовалось приближение эпохи романтизма. В архитектуре на смену строгим формам классицизма приходят свободные линии, зачастую появляются готические мотивы.

Фото автора
Фото автора

Именно в этом стиле и была построена петербургская церковь. Проект оказался настолько удачным, и так понравился современникам, что был повторён дважды — в Тверской и Псковской губерниях.

Несмотря на внешнее сходство, судьбы у трёх церквей оказались разными. Чесменская сильно пострадала в годы Великой Отечественной Войны и блокады Ленинграда, но потом постепенно была полностью отреставрирована. С 1977 г. в ней размещались музей «Чесменская победа» и филиал Военно-морского музея, а с 1991 г. она стала действующей. Церковь Преображения из села Красного сильно пострадала в 1930-е гг., когда здесь организовали колхозный склад, и всё внутреннее убранство было утрачено. С 1999 г. в храме проходят службы, а само здание медленно реставрируется. А вот третья церковь, которая находилась на Псковщине, в селе Посадниково, в усадьбе графа Ланского, погибла. Говорят, село славилось своей «потешной» церковью, которая, как считалось, была во многом совершеннее своего столичного прототипа, в том числе отличалась более роскошным внутренним убранством. Интересно, что она так и не была освящена, поскольку граф построил её, не получив разрешения епархиальных властей, как это сделал Полторацкий. Решение о разборе церкви было принято ещё до революции, а окончательно Посадниковская церковь была разобрана в 1920-х гг.

Сейчас село Красное с его главной достопримечательностью стали включать в экскурсионные программы. И хочется верить, что этот факт сможет повлиять на дальнейшую судьбу Преображенской церкви. Что она не рассыпется от старости, а будет полностью восстановлена, как её петербуржская предшественница, и что наши потомки не будут лишены возможности увидеть собственными глазами эту жемчужину русской глубинки.

———

P.S. Дорогие читатели, если Вас заинтересовали мои материалы, буду признателен за поддержку — подпишитесь.
Заранее благодарен.