Во время войны происходило множество странных, необычных и жестоких случаев. Иногда они заканчивались хорошо. Иногда, не очень. Многие из них отражены в мемуарах и воспоминаниях. Однако стоит признать, что не так много можно вспомнить случаев забавных. Может потому, что часто на войне просто не до смеха. Тем не менее такие случаи были.
В Красную армию призывали и брали добровольцами как жителей городов, так и жителей деревень. Если почитать наставления древних полководцев, то они однозначно считали, что "деревенский" солдат во всем превосходит "городского".
...для военного дела больше подходит народ из деревни - все, кто воспитан под открытым небом, в труде, вынослив к солнечному жару, не обращает внимания на ночную сырость, не знает бань, чужд роскоши, простодушен, довольствуется малым, чье тело закалено для перенесения всяких трудов, у кого еще из деревенской жизни сохранилась привычка носить железные орудия, копать рвы, таскать тяжести. (Публий Флавий Вегеций Ренат)
И во многом древний римский военный историк прав. Он же отмечал, что для военной службы годятся и городские. Но их нужно обучать "работать, бегать, носить тяжести, переносить солнце и пыль, довольствоваться скудной и грубой пищей, оставаться или под открытым небом, или в легких палатках". И самое главное, что "их нужно держать вдали от соблазнов города".
Получается, что деревенский солдат просто идеален для военных походов. Однако Вегеций ничего не написал о том, что и деревенского солдата тоже следует держать подальше от "соблазнов привычной для него среды". В практике военного прокурора Николая Михайловича Котляра однажды произошел довольно интересный случай.
Когда советские части уже находились на территории Польши к нему привели арестованного красноармейца, а с ним двух девушек с Украины, которых угнали работать на немцев в сорок первом году. Боец был задержан патрулем в поместье. По документам он был ездовым 1010-го полка 266-й стрелковой дивизии Фоменко Трофимом Филипповичем.
Прокурор спросил у него, как тот может объяснить свое дезертирство. Но солдат ответил, что не дезертировал, а оберегал добро. История его оказалось крайне странной. Прокурор спросил, кто поручил ему это задание. Красноармеец ответил следующее:
— Да никто. Произошло это случайно. Наш полк двигался ночью, я ехал с обозом и малость задремал. Очнулся — ни обоза, ни людей. Лошадь стояла перед большими воротами. Я сразу сообразил, что это немецкое поместье, и здорово перетрусил: вдруг там немцы… А у меня ни автомата, ни гранат — одна винтовка. Потом слышу — рев, да такой, аж за душу хватает! Сообразил — коровы. Значит, брошено поместье. А что делать корове без людей? Хоть подыхай, вот она и ревет… Зашел во двор — ни души. Я к сараям, открыл одну дверь, другую — коровы ко мне. Вымя у каждой почернело — молоко, значит, перегорело. Мне так жалко стало… Сначала выдаивал один, прямо на землю, а потом вот они подошли, землячки наши. Так я им и приказал: «Ни шагу дальше, оставаться при мне, спасать будем скотину…» (Источник: Именем закона. Котляр Николай Михайлович)
Оказалось, что пять дней красноармеец вместе с двумя молодыми украинками спасал коров. Потом все же решил доложить о себе в комендатуру. Только там сразу решили, что он дезертир и отдали его под следствие. Правда прокурор решил снисходительно отнестись к колхознику:
— Да что вы, товарищ прокурор! Я ведь колхозник. Разве можно такое, чтобы скотина дохла? Какое ж тут дезертирство?
Пожурив «дезертира», я направил его в часть. Но то, о чем он нам рассказал, заставило о многом задуматься. (Там же)
Оказалось, что по пути следования частей Красной армии осталось еще множество брошенных хозяйств. Продукты и снаряжение сразу брали на учет тыловые команды. А вот скотина была брошена на произвол судьбы. Некоторые красноармейцы были не столь заботливы. Буквально на следующий день Котляр наблюдал, как один из бойцов застрелил корову, чтобы угостить "командира печенкой". Вся остальная туша была брошена на обочине.
Чтобы как-то спасти ситуацию пробовали привлечь к уходу за животными польских крестьян. Но те все еще боялись немецких помещиков, что еще вчера властвовали на их землях. Хотя от "немецких помещиков" с появлением частей Красной армии и след простыл. Освобожденные женщины тоже не рвались заниматься скотиной. Они просили отпустить их домой. И все же порядок удалось навести:
Позже появились военные коменданты и комендатуры, которые много сделали не только для наведения порядка в населенных пунктах, но и для сбережения богатств, переданных потом польскому народу. (Источник: Именем закона. Котляр Николай Михайлович)
В конечном итоге Польша была освобождена от фашистских захватчиков. Части Красной армии вошли на территорию Германии. В Германии тоже все происходило по-разному. Кто-то из красноармейцев пытался сохранить дома и хозяйства простых немецких жителей. Но находились и те, кто считал, что и мирные жители тоже должны ответить за все, что немцы натворили на территории СССР. Если такой человек преступал закон, то им занималась военная прокуратура. Ну а для тех, кто сегодня считает, что нужно было "уничтожать все на своем пути" есть замечательный отрывок из фильма "Отец солдата":
— Что ты сделал? Не видишь, что здесь виноград? Что у тебя, дороги нет, да?
— А ты видел, что они у нас делали?
— Это они делали, а ты что, фашистом стал, да? Иди сюда. Вот, немецкий мальчик. Иди, стреляй. Стреляй!
— Скажешь тоже. Я что, фашист, что ли?
— А виноград тебе не жалко, да? Это же живой, слушай.
(Художественный фильм "Отец солдата")
Режиссеры советского кино хорошо понимали, что солдат не должен воевать с мирными людьми и не должен мстить мирным безоружным людям. Тем, кто забывает об этом, стоит пересмотреть старые советские фильмы о войне. Тем более во многих из них играли фронтовики. Вернее даже не играли, а вновь жили в своем фронтовом прошлом.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.