По замыслу законодателя, повышенные штрафы за спам-звонки с рекламой, налагаемые на граждан на сумму от 10 до 20 тыс. рублей, на должностных лиц – от 20 до 100 тыс. рублей, на юридических лиц - от 300 тыс. до 1 млн рублей, должны избавить наших граждан от навязчивых звонков, особенно со стороны кредитных организаций, компаний – застройщиков и медицинских организаций и других любителей агрессивного маркетинга.
Согласно положению Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2607, под спамом понимается телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту или пользователю без предварительного согласия.
Реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если распространитель рекламы не докажет, что такое согласие было получено, а распространитель рекламы обязан незамедлительно прекратить ее распространение в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Однако данные нормы не были эффективными и массово игнорировались распространителями такой рекламы.
Несмотря на то, нейросети могут вполне убедительно сымитировать человеческую речь, штрафовать должны и за звонки от робота.
Важно учитывать, что пожаловаться на спам-звонок может только потерпевший.
Но прежде чем, оформлять жалобу, необходимо понять, действительно ли реклама прошла без согласия абонента. Потому что часто бывает так, что человек машинально ставит галочку в документе или выражает согласие в рассылке и потом об этом забывает. Часто такое согласие удается получить под эгидой предоставления скидки на какие-либо услуги.
Таким образом, если гражданину недостаточно блокировки звонков спамеров и пользования соответствующими блокирующими услугами сотовых операторов и Роскомнадзора (система Антифрод), необходимо лично обратиться в Федеральную антимонопольную службу с заявлением о нарушении законодательства о рекламе.
Заявление в ФАС России можно отправить тремя способами: по электронной почте delo@fas.gov.ru; через специальную форму на сайте или по почте: 125993, Москва, Садовая-Кудринская ул., 11.
В заявлении должна содержаться следующая информация:
- Ф.И.О., место жительства заявителя или наименование и место нахождения юрлица;
- наименование распространителя рекламы и (или) номер телефона, с которого она поступила;
- описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе, например: дата и время распространения рекламы, способ распространения, отсутствие согласия гражданина на получение такой информации и т.д.
- скриншот рекламного сообщения или запись телефонного звонка;
- требование заявителя провести проверку и привлечь распространителя к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
К заявлению потребуется приложить согласие на раскрытие тайны связи. Указанное согласие должно быть подписано собственноручно заявителем и может быть направлено в антимонопольный орган в письменной форме по почте или в электронной форме (сканированная копия или фотография) по телекоммуникационным каналам связи.
Важно, что компаниям – спамерам придется самим доказывать, что их сообщения или звонки не содержали рекламы. Однако, если они предоставят информацию о том, что гражданин сам согласился с распространением рекламы, то ФАСу придется извиняться.
Можно прогнозировать временное снижение количества спам звонков и сообщений, а также разработку компаниями новых способов того, как обойти существующие запреты и избежать высоких штрафов – включение согласия на рассылку рекламы в условия приобретения товаров по акциям и скидкам, вступление в коллаборации с другими продавцами товаров и услуг, которые будут включать пункт о рассылке в тексты своих договоров, заключаемых с клиентами. Поэтому важно внимательно читать все пункты договоров и согласий, под которым вы ставите свою подпись.