Бегство из России - февраль 2022 года
Весной 2022 года Казахстан пережил рекордный наплыв россиян. С января по май в стране было зарегистрировано 1600 новых компаний с российским участием. По итогам года их число выросло почти в два раза и достигло 15 600, подсчитали в Бюро национальной статистики Казахстана.
Однако реально перенесли свое производство в Казахстан считанные единицы.
Ирбитский мотоциклетный завод стал одним из первых, кто решил перенести производство за границу: мотоциклы «Урал» более 80 лет выпускали в городе Ирбите, но в прошлом году сборочный цех перевезли в Казахстан В марте 2022-го управленцы компании вылетели в Астану, а в августе уже наладили сборку «Уралов» в 40 км от российской границы. Сборочный цех в Павлодаре, Республика Казахстан.
Чиновники в Астане, к которым пришли управленцы ИМЗ, посоветовали им посмотреть площадку под производство в Петропавловске — это 40 км от российской границы и 600 км от Ирбита. Менеджеры сразу же встретились с таможенным брокером, чтобы понять, как организовать ввоз комплектующих и вывоз готовых мотоциклов — иначе предприятие пришлось бы закрыть из-за ограничений на экспорт техники и ввоз комплектующих.
История завода. "Народный мотоцикл"
В 1940 году советским правительством было принято решение о создании производства мотоциклов для нужд армии. Не мудрствуя лукаво, было решено организовать производство на основе лучшей иностранной модели.
После изучения нескольких иностранных моделей выбор пал на немецкий BMW R-71. В октябре 1940 года торговое представительство СССР в Берлине заказало на пять мотоциклов с боковыми прицепами (колясками) на заводе BMW. Советские инженеры и конструкторы тщательно изучили химический состав деталей, глубину и характер обработки поверхностей. В результате появился мотоцикл "Урал М-72", серийное производство которого и запустили в 1941 году в столице Советского Союза. Но время было суровое, враг приближался к Москве. Поэтому было принято решение эвакуировать производство на Урал, в город Ирбит.
ИМЗ был основан в 1941 году на базе эвакуированного Московского мотозавода. Более чем 80 лет назад, 21 октября 1941 г., Совет по эвакуации при СНК СССР принял решение о переводе Московского мотозавода и связанных с мотоциклетным производством цехов на Урал, в город Ирбит. Эта дата считается официальным основанием завода ИМЗ.
В годы Великой Отечественной войны он выпускал для нужд армии мотоциклы М-72, представлявшие собой слегка переделанную версию немецкого BMW R-71. После войны ИМЗ был коренным образом модернизирован, его мощность резко выросла – вместо 5 тыс. мотоциклов он стал производить 20 тыс. мотоциклов в год. «Железные кони» поставлялись в милицию, армию и продавались населению.
Пик популярности пришелся на 70–80-е годы. Завод непрерывно модернизировался и расширялся, пик производительности пришелся на 1992 год, когда было выпущено 130 986 мотоциклов. СССР был мировым лидером по выпуску мотоциклов с коляской. Мотозавод в Ирбите был предприятием полного цикла, самостоятельно выпускавшим все необходимые узлы и комплектующие.
Большие металлические буквы «Мотозавод» встречают всех тех, кто въезжает на территорию некогда гигантского предприятия. Во времена расцвета на нем работало больше 9000 человек, а площадь завода составляла 43 гектара.
Но мотозавод не смог пережить реформы талантливых русских реформаторов Гайдара/Чубайса, завод прошел через несколько процедур банкротства, теперь же тут делают мебель, жестяные изделия и много чего еще.
От мотозавода-гиганта осталось всего лишь несколько цехов, которые еще и не так просто найти.
Сейчас мотозавод называется ООО "ПК ИРБИТСКИЙ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЗАВОД" и занимается производством рам и каркасов для мотоциклов. На нем официально работают 152 сотрудника.
Ввиду своей надежности, неприхотливости и высокой проходимости "Урал" был чрезвычайно популярен у жителей сельской местности. советские мотоциклисты влюбились в практичность колясок "Урал" и их внедорожные возможности.
История Ильи Хаита. "URAL" - простой надежный байк для американской молодежи
Илья Хайт, нынешний владелец «ИМЗ», в момент своего знакомства с предприятием не был ни олигархом, ни даже просто богатым человеком. Он был обычным сотрудником крупной питерской консалтинговой компании, которого послали в Ирбит разбираться с кризисной ситуацией на одном из крупнейших уральских машиностроительных предприятий.
Он задержался в Ирбите на долгие годы. В конце концов, после череды банкротства, он втроем с еще двумя партнерами выкупили бренд "Урал" и то, что осталось от некогда огромного предприятия.
Партнеры распределили между собой обязанности: один возглавил производство, другой сбыт и маркетинг в России, а Илья взял на себя, казалось бы, самую безнадежную задачу: продвигать марку за рубежом.
Однако именно это "безнадежное" направление и позволило добиться успеха.
Однако у Ильи в США были знакомые, и он решил отправиться в Штаты, чтобы покорить Америку. (Хотя, как он сам теперь признает, он и сам не верил в эту затею).
Если честно, это была совершенно безумная идея в то время – кому нужен в Америке "колхозный мотоцикл"? Там, в стране мечты, где люди непрерывно ездят по хайвэям на Харлеях.
Но, как оказалось, все обстоит не совсем так.
Очень ко времени, рынок мотоциклов в Америке начал меняться и молодежь стала искать простые и утилитарные модели, а также безопасные варианты, Харлей с его наворотами уже всем поднадоел. К тому же, пафосный чоппер не всегда уместен и не всем по карману. А ездить приходится не только по хайвеям, но и по проселочным дорогам, иногда даже по пересеченной местности.
. И "Урал" здесь оказался в самый раз!
Илья Хаит уехал в Америку в 2003 году, чтобы развивать дистрибуцию «Уралов». Именно с этого начиналась история реинкарнации на Западе мотоциклетного бренда «URAL». «Из России я вез воблу для сестры (все время боялся, что у меня отнимут ее на таможне) и 3 тысячи долларов на регистрацию фирмы.
Хаиту повезло, что он оказался в нужное время в нужном месте. Благодаря контролю финансовых потоков через свою американскую фирму, он смог сконцентрировать в своих руках все финансовые ресурсы и выкупить доли у своих двух партнеров в России. Таким образом, он стал единственным владельцем бизнеса.
Сейчас Илья Хаит живет в Сиэтле, поэтому наблюдал за переездом компании издалека. Учредителем Павлодарского сборочного завода является не ирбитский завод, а американская компания Ural Motorcycles Редмонд, штат Вашингтон.
Илья планирует усовершенствовать работу "ИМЗ" и рассматривает идеи переноса сборки в Восточную Европу и создания электрической версии "Урала".
Обосновывая переезд в Казахстан, Хаит утверждает, что "Продолжать сборку и продажи мотоциклов в России было невозможно из-за введенных против нашей страны санкций. Импорт иностранных комплектующих и экспорт техники фактически попали под запрет. А основные покупатели «Уралов», любители дорогостоящей ретро-техники, живут в США, Канаде, Мексике, Евросоюзе, Японии и Австралии".
Начиная с июля 2022 года, мотоциклы собираются в Петропавловске, Казахстан. Urals продаются через международную дилерскую сеть в более чем 40 странах на пяти континентах.
«99 % наших мотоциклов уходит на экспорт, – рассказывал в 2020 году исполнительный директор ИМЗ Владимир Курмачев. – В прошлом году на родине мы продали всего 45 машин. Всего в среднем в год мы выпускаем 1200 машин» (цитируется ТАСС). Цифра эта почти не меняется – в 2021 году завод поставил потребителям 1150 единиц техники, в 1922 году – около 1300 мотоциклов, 75-80% комплектующих поставляются из-за рубежа». Основным рынком сбыта для ИМЗ являются США, страны ЕС, Канада, Австралия, куда предприятие экспортирует до 97 % производимых мотоциклов. Для российского потребителя мотоцикл очень дорогой.
Ирбитский мотозавод, выпускающий мотоциклы «Урал», в 2026 году остановит выпуск на полгода для реконструкции. Гендиректор представительства завода Денис Кузнецов сообщил, что нужно установить новое оборудование и больше стапелей. В 2023 году у «Урала» открылся дилер в Китае. Несмотря на санкции, дилеры продолжают работать в США, Австрии и Японии.
Вместо эпилога
Каким-то чудом Илья Хаит смог реализовать в идеальном, "химически чистом виде" виде ту модель реформирования российского технологического бизнеса, которую наши "реформаторы", Гайдар и Чубайс, готовили (но в силу разных причин не смогли или, скорее, не захотели воплотить) для всей страны. Эта модель характеризуется полной интеграцией в глобальный мировой бизнес с финансовым центром в США и созданием конечного продукта на основе широкой мировой кооперации.
(Но Гайдар и Ко в итоге выбрали другой путь – они просто тупо сломали все отечественное машиностроение).
"Урал" является единственным советским мотоциклетным брендом на просторах бывшего СССР, который выжил.
При этом от советского "Урала" остались только концептуальная конструкция, созданная в свое время талантливыми советскими инженерами и рама, которая пока еще изготавливается в Ирбите.
Что это принесло России?
Объемы производства мотоциклов "Урал" сегодня составляют не более 1% от производства 1992 года, при этом марка юридически перестала быть российской и принадлежит фирме с американской юрисдикцией. Полный уход производства из России это просто вопрос времени.
Каков финансовый эффект от деятельности предприятия?
Сейчас за обычный мотоцикл в России просят около 1,8 млн рублей, или 20 000 долларов, плюс доход от продажи запчастей, который в мировой практике составляет не менее 30%. Это дает выручку (в пересчете на рубли) только по мотоциклам в 2,1 млрд рублей, а с учетом запчастей — до 3 млрд рублей.
Но при этом выручка завода в 2020 году составила 689,5 млн рублей, а в 2021 году — 863 млн рублей, при этом был убыток в 1,5 млн рублей и перечислено налогов в 19 млн рублей. В 2020 году перечислено налогов в два раза меньше, а по НДС — в тысячу раз меньше. Основной доход от продажи мотоциклов оседает в США.
Российской армии сейчас очень пригодились бы мотоциклы "Урал". Сам бренд Ural вернуть вряд ли возможно, поскольку он принадлежит американской компании. Единственное, что осталось пока в России - это конструкторские разработки и люди, умеющие делать мотоциклы. Восстановить производство мотоциклов на прежнем месте под новым брендом в принципе можно, но для этого необходимы желание, воля и немалые денежные средства.