Для любой компании обязательной частью ведения бизнеса является непрерывное предоставление отчетности, оплата налогов, отстаивание своих прав и подтверждение актуальности сведений о деятельности в контролирующих органах. Последнее – в частности подтверждение данных руководителя и юридического адреса – критически важно для сохранения места в Едином государственном реестре.
Введение электронного документооборота значительно упростило взаимодействие с контролирующими органами – для обработки запросов и оперативных ответов в налоговые органы и социальный фонд достаточно электронной почты. Но в некоторых случаях, связанных с работой регистрирующих органов (как, например, ИФНС 46 по г. Москве), еще сохранился порядок отправки запросов Почтой России.
Приоритетность использования электронного документооборота не установлена Законом, поэтому налоговики, отправляя запросы на почтовый адрес, действуют абсолютно правомерно. И это обязывает бизнесменов регулярно проверять почтовую корреспонденцию и быстро реагировать на отправленные запросы. При этом важно учитывать, что в случае отправки запроса Почтой России, датой вручения считается шестой день с даты его отправки согласно трек-номеру отправителя.
Порой почтовые сервисы дают сбой, и самый ответственный владелец бизнеса может не по своей воле оказаться в роле нарушителя. Расскажем об одном из таких случаев из нашей практики.
Постановление о привлечении к административной ответственности за непредоставление актуальных данных.
Весной 2023 года к нам обратился руководитель компании, получивший именно такое постановление.
Компания, зарегистрированная в 2017 году, приостановила свою деятельность, но продолжала сдавать все необходимые отчеты и продлевала юридический адрес. За руководителем в офисном здании был закреплен рабочий кабинет, который он посещал ежеквартально для проверки документации и подписания отчетов.
Несмотря на должный контроль за документооборотом в мае 2023 года на имя руководителя поступило Постановление о назначении административного штрафа ввиду отсутствия ответа на Требование ИФНС 46 о подтверждении юридического адреса, которое, по мнению налоговых органов, было получено еще в декабре 2022 года.
Ответственного руководителя возмутил не только штраф в размере 5 000 рублей. Помимо штрафных санкций компании могло грозить принудительное исключение из Государственного реестра юридических лиц и запрет на участие руководителя в деятельности других (вновь созданных) предприятиях. Такие удручающие перспективы требовали оперативного вмешательства.
В данном случае необходимо как можно скорее оспорить постановление о привлечении к ответственности и исключить отметку о недостоверности адреса.
До вынесения решения о привлечении к ответственности мы подготовили жалобу о необоснованности и об отмене текущего постановления со следующими опровергающими обстоятельствами:
- Постановление вынесено в мае 2023 года по нарушению, не являющемся длящимся. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с требованиями п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ст.4.5 КоАП РФ п. 1: «Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шестидесяти календарных дней (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении девяноста календарных дней) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об … обществах с ограниченной ответственностью… о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
- Ранее, в августе 2022 года, ИФНС 46 уже направляла уведомление о подтверждении юридического адреса, и руководитель лично предоставил в налоговую службу актуальные сведения, что подтверждается отметками на принятых документах.
Каких либо иных уведомлений и требований по вопросу предоставления или подтверждения достоверных сведений в период с сентября 2022 года по май 2023 года в действительности не было. Электронных уведомлений о поступающих почтовых отправлениях в адрес компании не поступало, что подтверждено почтовыми трек-номерами.
После составления жалобы руководитель компании направил ее по следующим каналам связи:
- в адрес ИФНС 46 Почтой России с описью вложения
- в местное отделение Федеральной налоговой службы с жесткой адресной формулировкой «В Управление ФНС России через ИФНС…»
- на сайте Федеральной налоговой службы через новый сервис «Обратиться в ИФНС в электронном виде»
Через три рабочих дня пришло решение об отмене Постановления и правонарушении и прекращении производства по недостоверности сведений.
Самый быстрый ответ поступил по каналу обращений на сайте Федеральной налоговой службы.
Отметим, что у нас был план действий и на случай отрицательного результата. Если Решение о правонарушении и отметка о недостоверности всё же появились бы в деятельности компании, этот факт всегда можно оспорить в досудебном порядке путем подачи Возражения с приложением информации об актуальном адресе, директоре, сданной отчетности и оплаченных налогах или же решить вопрос через суд.
Если вы столкнулись с подобной ситуацией, не беспокойтесь! Эксперты по налогообложению и юристы Аудит А помогут решить любой вопрос.
Если статья была полезна, ставьте лайк 👍 и подписывайтесь на канал, чтобы видеть больше подобных публикаций ❤️
Прочтите другие статьи для предпринимателей от экспертов Аудит А