Найти тему
Тори пишет

Новопроцессуальная драматургия

Фотограф - Мария Белоусова, Визажист-стилист и модель - Чайкина Виктория. Пермский театр оперы и балета им. П.И.Чайковского
Фотограф - Мария Белоусова, Визажист-стилист и модель - Чайкина Виктория. Пермский театр оперы и балета им. П.И.Чайковского

До конца 19 века - автором спектакля всегда является драматург, потом появляются режиссеры. С их появления постепенно прорастает постдраматический театр ( по Лиманову). Как только режиссер становится автором спектакля, а драматург только автором пьесы, режиссер получает право вставлять в спектакль любые тексты и не только тексты.
Театр как губка впитывает все, что вокруг. Перфоманс - это театр? По мнению Аристотеля то, что является реальностью - не является театром.

Новопроцессуальный театр - новый театр, отличающийся от театра Аристотеля ; он имеет свою терминологию, описание, философию, а постдраматический театр - одна из стадий новопроцессуального (в основе которого не лежит драма и может вообще не лежать текст).
Почитать у Бориса Юхананова можно про философию новопроцессуального театра.
Языков театра - очень много разных. Способы.

Традиционный театр - это не конвенциональный театр.
Драматическое действие есть в традиционной пьесе, и это действие - психодраматическое. Есть текст, с которым могут работать актеры и режиссер. Первое свойство - текст уже существует и он финален. Второе - спектакль уже закончен к премьере, и живет внутри своих рамок с минимальными изменениями. Корпус текста фиксируется.

Драматургия склонна к эксперименту. К середине 20 в. попробовал уже почти все, что можно. А потом случился Сталин, война, идеология - все это переломало театр, и все откатилось обратно к середине 19 века. В малом театре сейчас - то же, с налетом Станиславского. Хранится традиция, хотя не понятно зачем и какая. На смену ему пришел театр, который по-второму кругу повторяет эксперименты начала 20 века. Экраны впервые добавил не Богомолов, а Мейерхольд в 16 году.

Экспериментов не так много.
Блок советских писателей драматургов: Вампилов, Володин. Но в них нет следа тех, кто был до них. Брехта, например. Это даже не уровень Чехова по драматургии. Их ученики пошли так же по второму кругу - вспомнили об абсурдизме в 2000х.

Условности жанра не позволяют ей развиваться так быстро, как поэзия и проза. Истинное развитие в драматургии идёт через изменение конфликта. Вот это действительно развивает. Человек-бог, человек-человек, человек снаружи - внутри себя. Сейчас общественно-внутренний конфликт, если говорить про содержание. Но, конечно, всех привлекает больше форма, чем содержание.

Борис Юхананов - метамодерн. Но зритель ещё не освоил постмодерн. В основе методики - разомкнутость. Новопроцессуальный - не начинается с отдельного текста. Он начинается с идеи, и потом вся команда под руководством идеолога-режиссера придумывает новый спектакль. Это все существует в философии создания мира и мифа.

Хтоническое сознание - это необоснованные страхи.
Мифологическое сознание - попытка объяснить мир. (Библия)
Религиозное сознание - разговор человека с Богом, молитва.
Атеистическое - современные науки.

Мифическое сознание мы принимаем как данность, отключается критика.

Каждый творец - прокладывает миф.

Борис Юрьевич предлагает создавать новую мифологию. И люди верят ему. Если про Пиноккио, то пино-мифология.
Это притягивает к себе более долгий репетиционный процесс. В «Маяке» по полгода репетировали.

/Сериальность. Ситком. Бесконечный./
 «Мир - Рим» - четыре римские трагедии Шекспира, но всего было 196 работ со студенческими работами. Импровизационность. Внутренний конфликт. Постоянная смена.

/Все равно должна быть точка какая-то, мысль.
Режиссер становится драматургом./

И драматург и режиссер работают с вниманием зрителя.
Мизансцену выстраивает режиссер в 19 веке. Конец 19 века - содержат подробную режиссуру. Как выстроена Мизансцена.

В современном театре ремарки - разговор режиссера и театра. Все ремарки только в диалоге.
 /Зря режиссера пустили в театр/

«Психофизическое действие» - учебник по режиссуре. Современный театр пользуется диалогом как основным средством.

Немая сцена минимальная.

/Новопроцессуальный театр - визуальная новелла/

Современная драма началась в конце 19 в.
Актер в новопроцессуальном театре - становится один из авторов

Большинство актеров - не профессионалы и они не могут выйти из своей психофизики. И Борис Юрьевич их разворачивает и учит. Огромный объем текста хранится в голове только в структуре.

Прогрессивный джипег. От общего к частному. Сначала крупные мазки, а потом мелкие контуры. Темпоральная реальность.

P.s. это мой конспект с лекции «о новопроцессуальном театре и темпоральной реальности». Вели ее Леня (куратор нашего клуба забытой драмы) и Анна Гейджан (драматург новопроцессуального театра). Голову сломала я, конечно, но многое узнала. Делюсь с вами. Все что в / / - мои комментарии.

Стою на пороге нового знания в объективе Марии Белоусовой. Было холодно. Пермский театр оперы и балета.

Драматурги
0