Всем доброго времени суток! Этой статьей я открываю новую рубрику на своем канале. Она посвящена легендам города на Неве. Санкт-Петербург с момента своего создания прославился как город загадок, мистики и легенд. Здесь существуют места, окутанные загадками и устрашающими рассказами.
В Питере присутствует своя мистическая атмосфера, которую подчеркивают белые ночи, старинные архитектурные сооружения или скульптуры античных богов… Все это вовлекает жителей и туристов в магическую, таинственную силу прекрасной Северной Пальмиры.
Итак, Медный всадник.
Скульптурная композиция "Медный всадник" - памятник Петру Первому, символ российской державности и первый конный монумент русскому императору. Установлена композиция на Сенатской площади Петербурга (ближайшая станция метро Адмиралтейская).
Медный всадник считается одним из главных символов города, а его создание окутано многочисленными легендами и даже мистикой.
Создать памятник велела Екатерина II, она же выбрала место для монумента: рядом с Адмиралтейством, которое основал Петр Первый.
Для возведения композиции императрица пригласила французского скульптора Этьена Мориса Фальконе. Мастер подошёл к заказу государыни ответственно: он
усердно работал над образом Петра, для чего собирал исторический материал, изучал документы в архивах, встречался с людьми, которые общались с императором лично.
Даже ходили слухи о том, что скульптор провел ночь в спальне государя в его дворце в Летнем саду.
По легенде однажды во сне к Фальконе явился дух Петра Первого, и скульптор пообещал ему, что будет служить государю верой и правдой, и создаст памятник, достойный великого правителя.
Работа над памятником
Скульптору было поручено изобразить Петра верхом на коне, и чтобы монумент стоял на скале, напоминающей по форме морскую волну. Это бы символизировало выход России к морю, которое было заслугой императора.
Найти цельную глыбу большого размера для постамента было практически нереально.
Однако в газетах все же поместили объявление, на которое откликнулся поставщик строительного камня для нужд Петербурга Семён Вишняков. Для работы он поставил огромную гранитную скалу, ранее лежавшую недалеко от местечка Конная Лахта. Раньше эта деревня находилась на большом отдалении от Питера, сейчас же она находится в черте города.
Вокруг камня ходили разные слухи: якобы он был отколот от скалы молнией, и язычники использовали его как алтарь для жертвоприношений.
Местные жители даже не захотели отдавать достопримечательность по-хорошему, поэтому во время реквизиции к Лахте подвели войска.
Среди местных жителей также ходила легенда, что именно на этот камень восходил Петр Великий еще до того, как был основан Петербург, осматривал окрестности и даже однажды спас моряков, потерпевших кораблекрушение неподалеку от этого места.
Легенды о Медном всаднике
Согласно одному преданию, в скульптурной композиции Пётр I восседает на своём любимом жеребце по имени Лизетта. Этого коня царь купил у встречных купцов, когда возвращался из Великого посольства.
Государю очень понравилась лошадь бурого окраса, он сразу же он назвал её Лизеттой, не вполне обычным именем для коня.
Поговаривали, будто Пётр Первый назвал животное в честь девушки, которая служила при дворе Саксонского короля и с которой у царя случился Роман.
Конь прослужил хозяину около 10 лет, а когда умер, Петр приказал сделать чучело.
В реальности же Фальконе набросал конную скульптуру с офицера на орловском рысаке. Лошадь вставала на дыбы, пока мастер не закончил работу, а чучело в это время хранилось в безопасном месте, чтобы впоследствии предстать перед любителями российской истории.
Ещё одна известная легенда о "Медном всаднике"
В 1812 году Петербургу грозила опасность наполеоновского вторжения. Тогда император Александр I распорядился вывезти статую Петра Великого в Вологодскую губернию.
В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя, князем Голицыным. Майор поведал князю, что его, Батурина, преследует один и тот же сон.
Стоит он на Сенатской площади и видит, что лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы- постамента и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I.
Потом всадник въезжает во двор Каменноостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу озабоченный император.
"Молодой человек, до чего ты довёл мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!"
Затем Медный всадник поворачивает назад, и снова раздается "топот копыт".
Пораженный историей майора Батурина, князь Голицын рассказывает о сновидениях Александру I. В итоге император отменяет свое решение, и статуя Петра остается на месте.
Медный всадник в поэме Пушкина
В центре поэмы Александра Сергеевича оказался «Медный всадник», который был явлением апокалипсиса. В произведении он оживает и мчится по городу за жертвой, вскоре настигнув её:
"И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой -
Как будто грома грохотанье -
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал."
К слову, поэт описал события ужасного наводнения в Санкт-Петербурге в 1824 году, забравшего тысячи жизней.
"Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури.. .
И спорить стало ей невмочь.. .
[...]
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась."
После этой трагедии в адрес Петра I посыпались проклятия, где жители возмущались, что он решил выстроить город на болотах, да еще и в таком низком месте. На эти упреки дух Петра начал мстить. Некоторые коренные жители Петербурга утверждают, что иногда по ночам видят фигуру ожившего всадника. А рядом с памятником, ходят слухи, нередко происходят несчастные случаи.
Интересные факты о Медном всаднике
Памятник, несмотря на свое название, вовсе не медный: он бронзовый, а такое название закрепилось за ним уже после выхода поэмы Пушкина.
***
Хотя автором памятника был Фальконе, работу над самой выразительной его частью, головой Петра, мастер поручил своей ученице Мари-Анне Колло.
Восемнадцатилетняя девушка приехала со своим учителем в Санкт-Петербург, ее работы среди влиятельных русских вельмож и самой Екатерины.
За эту работу над головой скульптуры Мари-Анна Колло получила солидное вознаграждение от императрицы и была принята в члены Российской Академии художеств.
На памятнике у Петра необычные зрачки: они напоминают сердечки. Получается, что император смотрит на город, который когда-то основал, влюбленными глазами.
До сих пор существует красивая легенда, что Мари-Анна была тайно влюблена в Фальконе и нашла способ выразить в этой работе свою любовь к учителю.
***
В скульптурной композиции Пётр Первый указывает рукой в сторону Швеции, в те времена главного врага России. И в центре Стокгольма стоит памятник Карлу XII, основному противнику Петра, который указывает рукой в сторону Санкт-Петербурга.
***
На этом все. До новых встреч!