Найти в Дзене
ГВАРДИИ РЯДОВОЙ

Часть 14. ВЛАДИМИРСКИЕ КУРСАНТЫ В БОЯХ ПОД РЯЗАНЬЮ В НОЯБРЕ 1941

НЕОЖИДАННЫЙ ВЫХОД ИЗ БОЯ.

Даже на планах - схемах немецких штабистов такие никому неизвестные события, как:  " захват Михайлова", " оборона Рязани",  либо "бой под Поярково", не видны - как будто ничего и не было!
Даже на планах - схемах немецких штабистов такие никому неизвестные события, как: " захват Михайлова", " оборона Рязани", либо "бой под Поярково", не видны - как будто ничего и не было!

Дневной бой на западной окраине деревни Поярково ещё был в самом разгаре. После нашей дерзкой контратаки и занятия бывших немецких позиций, он принял позиционный и затяжной характер. Бойцам объединенной разведывательной группы Феногенова, в которую входило до двух рот курсантов Владимирского пехотного училища, предстояло не только удержать эти рубежи, но и создать предпосылки для дальнейшего продвижения на Михайлов.

Рязанский штаб обороны, получив очередной доклад от Феногенова, ещё ночью несколько изменил поставленную перед ним задачу. Разведчикам по прежнему приказывалось захватить город, но с оговоркой : " Если захватить и удержать Михайлов не удастся, то хотя-бы поджечь его". Делалось это для того, чтобы в условиях зимы, немцы не могли находить себе " теплые квартиры".

Немецкая сторона оценивала наши действия как угрозу их флангу и получила задачу удержать Михайлов любой ценой. Поэтому на помощь разведке и мотобатальону немецко-фашистские захватчики двинули самоходные артиллерийские орудия.

Немецкий доклад об обстановке в Поярково от 30.11.41 звучал так: " Сообщение от 40-го мотоциклетного батальона: артиллерия в наличии в составе пяти тяжёлых полевых гаубиц 422 артиллерийского дивизиона тяжёлой артиллерии , противник в деревне примерно в 10-ти километрах к северо-востоку от Михайлова получил подкрепление.

Он имел пять тяжёлых танков, однако два из них уничтожены. Вступившая в бой рота 40-го мотоциклетного батальона потеряла одного офицера и одного командира взвода убитыми, пять человек ранеными."

Спустя некоторое время ( возможно, что уже после полудня ), немецкие мотоциклетчики уточнили что против них действуют десять танков, три из которых подбиты.

Это цифры о количестве целых и подбитых танках в группе Феногенова были наиболее точны.

Помимо этого противник отметил, что русский " батальон не планирует продолжать бой...", что тоже соответствовало реальному положению дел!

Так что же изменилось в планах наших разведчиков?

А произошло вот что...

После полудня в Поярково срочно прибыл начальник штаба 17-го танкового полка ( в составе 17-й ТБр) капитан Рубин с приказом о выводе танков и мотострелков из боя.

В соответствии с приказом Жукова бригаде предстояло срочно загрузиться в эшелоны и убыть на фронт, где на участке от Химок до Солнечногорска к Москве прорвались немцы.

Ещё ночью в Рязани был получен и доведен до сведения танкового комбрига соответствующий приказ:

" Командиру 17 ТБр.

Командующий группой приказал немедленно подготовить бригаду к погрузке, для чего установить связь прибытия состава для погрузки, самому лично прибыть в штаб обороны для получения указаний ( г.Рязань, Обком, комната 26)

Начальник штаба обороны города Рязань полковник Девятов 29.11.41".

Судя по дате указанного выше распоряжения, о передислокации бригады в Рязани узнали именно в тот самый день, когда в Ставке впервые было принято решение о проведении контрнаступления всех наших войск под Москвой. Эта дата совпала и с прибытием под Рязань первых частей 10-й Армии. В частности с 30 ноября на позициях, занимаемой бригадой, начала обустраиваться 322 стрелковая дивизия.

В этих условиях Голиков и Мишулин понимали, что танкистов необходимо вывести из боя как можно быстрее.

Как водится у военных, в этой связи командир 17 ТБр полковник Клыпин немедленно издал приказ на марш:

" Приказ N 034 / оп НА МАРШ частям 17 ТБр 30.11.41 Мервино

1. Бригада совершает марш по маршруту: Мервино, Коломна, Бронницы, Люберцы, Москва: Таганская площадь направо по кольцу, пл. Маяковского, ул. Горького, Ленинградское шоссе, стц. Сходня.

2. Порядок следования: разведрота с двумя крупнокалиберными зенитными пулеметами зендива, рота управления, медико-санитарный взвод, штаб, танковый полк, зендив, МСПБ, АТР, РВР.

3. Командиру 17 ТП всю боевую часть погрузить на ж/д платформы.

4. Командирам частей, все машины, имеющиеся не на ходу, погрузить на ж/д платформы.

5. Я двигаюсь с разведротой.

6. Начальником службы замыкания назначаю моего помощника по техчасти военинжинера 1-го ранга тов. Иевлева, начальники колонн - командиры частей.

7. Готовность к выступлению 9-00 30.11.41.

8. Обращаю внимание командиров частей на дисциплину марша и требую разьяснить всему шоферскому составу перед началом движения маршрут движения.

Командир 17 ТБр Герой Советского Союза подполковник Клыпин

Военный комиссар 17 ТБр полк. комиссар Шибаев

Начальник штаба 17 ТБр подполковник Кислицын ".

Погрузка первого эшелона с танками и неисправной техникой, не задействованной в бою под Поярково началась рано утром, а уже в 10-00 он убыл со станции Рязань.

Весь исправный автотранспорт бригады убыл своим ходом.

А вот для того чтобы вывести из боя остальной личный состав и технику ( в том числе и подбитую), в Поярково отправили начальника штаба танкового полка капитана Д.И. Рубина, который по результатам докладывал:

" На основании вашего приказания от 30.11. 41 я выехал на фронт ( обратите внимание на формулировку...авт.) в район Поярково ( Рязанской области) для того, чтобы снять танки в составе 3 штук - Т-34, 6 шт. -Т-26, для переброски на ст.Сходня. По прибытии в район Поярково в 12.00 30.11.'41 разведгруппа со.лейтенанта Феногенова вела бой с противником. Мною было отдано приказание снять танки с поля боя по одному, для того, чтобы отвезти на станцию Рязань для погрузки и следования на ст.Сходня. При выводе машин с поля боя оказалось:

1 Т-34 - пробит бензобак и заклинена башня;

1 Т-34 - течь маслобака, неисправный стартер, разбит скат, машина не заводится;

1 Т-34 - пробит радиатор, пробит бензобак, имеется восемь пробоин термитными снарядами;

1 Т-26 - пробит мотор ( не на ходу);

1 Т-26 - сгорел мотор ( не на ходу);

4 Т-26 - имеют целый ряд неисправностей, которые могут быть отремонтированы своими силами, являются боеспособными.

В результате вышеизложенного машины приходилось эвакуировать из района Поярково в течении 30 ноября - 2 декабря 1941 г.

К 10-00 2. 12.41 при моем убытии из города Рязань на платформу было погружено 2 Т -34. Оставалось прибуксировать 1 Т-34 и 5 Т-26 на расстояние 25 километров до Рязани и погрузить их.

Мной отдано приказание лейтенанту ст. лейтенанту Феногенову не оставлять ни один танк, погрузить оставшиеся два танка и отправить эшелон...

Капитан Рубин".

Этот рапорт, безусловно, был составлен уже в первых числах декабря. Из него мы видим, что приказ о выводе из боя техники был выполнен и ни одна боевая единица танкового полка под Рязанью не осталась. 3 декабря вся неисправная техника бригады находилась уже в ремонтных цехах города Москвы!

Нельзя не отметить и тот факт, что немецкая артиллерия свое дело в бою под Поярково сделала: из девяти единиц техники, пять танков были ими подбиты. Причем немцы использовали высокоэффективные термитные боеприпасы - аналог современных кумулятивных выстрелов. Из рапорта Рубина мы видим, что некоторые из танков имели не по одному повреждению, а некоторые, будучи подбитыми, сохраняли способность самостоятельно передвигаться и вести огонь.

Судя по все по тому же рапорту танкиста Рубина бой в Поярково выдался жарким. Пострадали танки - а что же люди? А люди в те времена были как у Маяковского: " Гвозди бы делать из этих людей. Не было бы в мире прочнее гвоздей!"

Вывод наших танков из боя и постепенный отход живой силы от Поярково не остался не замеченным стороной противника. В одном из донесений они так и отметили, что на шоссе у Поярково наблюдается "отход части сил противника... " Очевидно, что поэтому ими и был сделан вывод, что дальше наступать батальон русских не собирается. Но и преследовать отходящих танкистов и эвакуируемую технику фашистские захватчики не могли, как бы этого не хотели, ведь на своих огневых позициях почти до вечера продолжали оставаться наши курсанты. Их задачей теперь являлось не наступление на Михайлов, а прикрытие отхода основных сил группы Феногенова.

Получилось так, что сначала танкисты поддерживали огнем и прикрывали в бою наших курсантов, а теперь Владимирские курсанты надёжно прикрывали огнем и маневром выходящих из боя танкистов.

До вечера немцы больше наступать не пытались. Настал момент, когда и курсантам Миронычева необходимо было выходить из боя...

Курсанты так вспоминали об этом эпизоде:

" К исходу дня начальник разведывательного отряда старший лейтенант Миронычев решил выйти из боя. Разведывательный отряд находился на занятых позициях под непрерывным огневым воздействием противника, что затрудняло отрыв от него.

Начальник разведывательного отряда приказал на отдельных участках перейти в атаку, сковав силы противника перед собой. Основные же силы разведывательного отряда начали отход на деревню Нашатыркино. Умело организованный отрыв от противника, сглаженные действия и высокая дисциплина курсантов позволили разведывательному отряду полностью выйти из боя".

Согласитесь, что на словах " организованно" ...и т.д. " выйти из боя " - звучит красиво! Но не каждый сможет сейчас представить как и какой ценой это происходило тогда.

А тогда под Поярково вновь главную роль по прикрытию отходящих товарищей сыграли пулеметные расчеты наших курсантов, которые не оставили фашистам никаких шансов. Плотный, а главное - прицельный пулеметный огонь курсантов не давал им возможность поднять головы. Выполнив задачу, курсанты - пулеметчики покидали поле боя последними.

Курсанты вспоминали...

" Всю ночь без отдыха курсантские подразделения двигались по направлению к дер. Нашатыркино. К утру разведывательный отряд прибыл в Нашатыркино, где находился сводный батальон. Разведывательные данные, положенные командованием разведывательного отряда, имели исключительно важное значение. Они были использованы при организации и осуществлении наступления войск генерала Голикова на Михайлов ком направлении."

Об итогах малоизвестного боя под деревней Поярково и о цене, которую при этом пришлось заплатить ....поговорим уже в следующий раз. Будет интересно. Читайте продолжение рассказа...