Как только ни называют место, куда люди якобы попадают после смерти, особенно, если это были при жизни плохие люди. Ад, преисподняя, тартар, инферно и т.д. Но это представление о посмертном существовании человека не соответствует Слову Божьему. Что говорит Библия об аде — смотрите в программе «Что такое ад».
Что Библия говорит об аде?
Священное Писание упоминает об аде неоднократно. Например:
Деяния 2:27
Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.
Откровение 20:13
Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.
В зависимости от разных переводов Библии количество таких упоминаний будет разниться, потому что древнееврейское слово «шеол» и древнегреческое «хадес» могут быть переведены и как «ад», так и «мир мёртвых», «власть смерти», «могила», «преисподняя» и т.д.
Ад — это вечные муки?
Ад понимается людьми по-разному: место вечных мучений в огне, Божье наказание за грехи. Но, как мы уже писали выше, библейский «шеол» и «хадес» переведены разными терминами с разными значениями, в то время как означают просто «могилу». Итак, если не вечные муки, то что?
Бессознательное состояние человека
Екклесиаст 9:10
Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.
Наказание за грех — смерть, а не мучения
Бытие 2:17
От дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь.
И ни слова об аде!
Послание к Римлянам 6:23
Ибо возмездие за грех — смерть.
Вечно мучить — не в характере Бога
1 послание Иоанна 4:7-8
Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.
Матфея 22:36-38
Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» — сия есть первая и наибольшая заповедь.
Ад — участь и плохих, и хороших
Бытие 37:35
И собрались все сыновья его [Иакова] и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему [Иосифу] в преисподнюю. Так оплакивал его отец его.
Иов 14:13
О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне!
Деяния 2:31-32
Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.
А как же притча о богаче и Лазаре?
Однажды Иисус Христос рассказал притчу о богаче и Лазаре. Полностью она записана в Библии в Евангелии от Луки 16:19-31, но интересующее нас понятие «ад» появляется в 23 стихе:
И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его.
Поскольку Священное Писание само говорит о аде, этот самый ад реально существует? Как нужно понимать притчи — а рассказанная Христом история именно притча — буквально или иносказательно? Разберёмся подробнее.
- В притче о богаче и Лазаре происходит много нелогичных вещей, например, просьба богача омочить его язык; физические ощущения богача в аду при том, что его тело было похоронено на земле; разговор между богачом в аду и Лазарем на лоне Авраама. Но между этими двумя людьми пропасть, они не могли общаться.
- Иисус Христос назвал по имени только Авраама и Лазаря. С Авраамом — понятно, он в народе Божьем известный праведник. А Лазаря — зачем? Эта притча прозвучала незадолго до того, как Иисус воскресил реального Лазаря, брата Марфы и Марии. Естественно, к нему было много вопросов: что там после смерти? где он находился? что он чувствовал? Любой бы задавал такие вопросы, если бы на его глазах воскрес человек. Но Лазарь не рассказывает что-то подобное тому, о чём была притча — о лоне Авраамовом. На самом деле, в Библии его рассказ не записан, но о нём можно косвенно судить по тому, что Лазаря решили убить. Видимо его слова не соответствовали общепринятым представлениям о посмертии того времени.
- Иисус Христос в притче использует общепринятые представления об аде и рае, утрирует их, чтобы донести до Своих слушателей две основные идеи:
— о своей вечной участи нужно заботиться при жизни, за порогом смерти изменить ничего нельзя;
— если вдруг кто-то из мёртвых воскреснет, слушать его не будут и не поверят его словам. Что в случае с реальным Лазарем и произошло.
Изучение Библии позволяет увидеть, что представления о месте пребывания человека после смерти, называемое «адом», не всегда соответствуют общепринятым. Для умерших, попавших в ад (могилу), время от их смерти и до Второго пришествия Иисуса Христа и воскресения пройдёт незаметно, как время крепкого сна.
Какие мысли вызывает у вас противоречие между библейским представлением об аде и общепринятыми представлениями о месте после смерти?