Иисус Христос Супер звезда - студийный альбом Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса.
В альбоме Jesus Christ Superstar, вышедшем в 1970 году, заглавную партию исполнил вокалист группы Deep Purple Иэн Гиллан. В записи приняли участие другие известные исполнители: Мюррей Хэд, Майк Д’Або (экс Manfred Mann), блюзмен Виктор Брокс (Каиафа), а также Пол Рэйвен (он же Гари Глиттер) и Ивонн Эллиман, ставшие известными впоследствии.
Альбом Jesus Christ Superstar в 1971 году возглавил Billboard 200[1] и поднялся в январе 1972 года до № 6 в UK Singles Chart[2]. Сингл из него «Superstar» (Мюррей Хед) поднялся в чартах «Биллборда» до № 14[3] «I Don’t Know How to Love Him (англ.)рус.» в исполнении Хелен Редди поднялась до № 13 в Billboard Hot 100[4].
Так говорит Википедия.
Музыку написал Эндрю Ллойд Уэббер и сделал это как настоящий классик, собрал с миру по нотке и соткал полотно включавшее все хорошее, что было создано в поп музыке до 1970 года. Мелодизм здесь в лучших традициях психоделического рока и мюзиклов. При чем это прям опера-опера, изготовлено по всем правилам классической музыки. Тут и увертюра, и арии, и дуэты, и хор, и речитативы, и разумеется эпилог. Вроде как академическое живописное полотно, только написано оно не только масляными красками, а еще акрилом и маркерами. Такой вот синтез, понимаешь!
Что касается либретто, тут я судить особо не могу(языкам не обучен). Скажу только одно, на моей памяти это пожалуй первый пример когда отрицательный герой не выглядит карикатурным злодеем, Фигура Иуды (Мюррей Хэд) в опере занимает, пожалую даже большую роль чем образ Иисуса Христа (Иэн Гиллан). Иуда, думающий, страдающий персонаж и фактически главная жертва сюжета. Сам Христос беззаботный хиппарь не понимающий последствий своих левацких идей, в общем то, запутавшийся человек. Вокруг него толпа, легко вознесшая его до уровня бога и так же легко обрекшая на смерть в конце. Не уверенные в своих убеждениях и безвольные апостолы, влюбленная без памяти в него Мария (Ивонна Эллиман). Тут же боящиеся потерять свою власть и навлечь гнев всемогущего Рима Кайафа (Виктор Брокс), Ирод (Майк Д'Або) и первосвященники (ничего из сегодняшней политической ситуации не напоминает?). Надо понимать, что в тот момент все о чем пели герои оперы очень даже хорошо ложилось на общие молодежные настроения в Европе и Америке. Кризис буржуазного общества, война во Вьетнаме, "дети цветов" со своими анархистскими идеями свободы, "Черные полковники" в Греции, студенческие беспорядки в Париже 1968 года, марксистские настроения в молодежной среде.
Тим Райс, как и положено толковому литератору, ничего не придумал, он просто взял библейский сюжет и положил его на актуальные для него обстоятельства. Если учесть, что сюжет положен на вполне модные для того времени мелодии понятно по чему ИХС имел такой резонанс и стал таким популярным. Everything's Alright и Superstar даже стали радио хитами.
То что опера стала явлением планетарного масштаба вполне понятно, а вот что он значил для большинства советских людей. А собственно ничего, несколько заметок в прессе и все. Из-за незнания языка оригинала, оценить перипетии сюжета большинство из советских граждан не могли. Разумеется в интеллигентной среде "поколения дворников и сторожей" ИХС сразу стал культовым, чем то вроде "Мастера и Маргариты" но только в поп-музыке. Для нас подростков начала 80-х ИХС был уже скорее легендой, как "Звездные войны" Лукаса, все о них слышали, но мало кто видел. Лично мое первое знакомство с ИХС случилось уже где то в году 1984. Помню, что мой сосед с которым часто слушали, переписывались и просто обменивались катушками сказал что познакомился с одним старым чуваком у которого куча западных альбомов на катушках и он дал ему для ознакомления катушку с ИХС, при этом настоятельно просил не делать копий так как альбом этот запрещен и у нас могут быть проблемы с КГБ. Ясен пень, мы тут же оперативно перекатали альбом себе на ленту. Уже в процессе перезаписи возникло впечатление, что чувак нас откровенно надул. Ничего крамольного в записи мы не обнаружили, так пара прикольных мелодий не больше, какая то опера, скрипки, чего то поют хором, местами голоса противные как в радио пастановках. Короче я даже не помню, что бы я хотя бы еще раз слушал эту катушку. Так она и сгинула где то на антресолях.
Второй раз с ИХС я пересекся уже в начале 90-х. Не смог пройти мимо пиратского издания на виниле, которое я приобрёл в коммерческом ларьке. Ну а как же, культовая вещь!
Ну поставил я его под иглу, дальше первой стороны дело снова не пошло. И вот совсем недавно, буквально на днях, один из читателей моего блога попросил сделать обзор на ИХС. И надо сказать ему большое спасибо, по тому как вдруг выяснилось, что многие годы я ходил мимо выдающегося артефакта эпохи "Свингующих 60-х". Конечно понятно почему раньше меня это произведение не трогало. В 80-х мои музыкальные интересы не распространялись дальше Nazareth, Smokie, Eagles, Pink Floyd и Deep Purple. Да и где бы я мог услышать тогда Steppenwolf, Yes, Jefferson Airplane, Cream и The Velvet Underground? Это сейчас когда доступ открыт ко всему наследию 60-х и прослушаны сотни альбомов. Когда в силу возраста интересны и симофоническая музыка и джаз. Вот теперь как говорится "Включил и накрыло". Ну прям мощь, даже не заметил как пролители полтора часа, ниразу небыло желания промотать или выключить. Вовлекает с первой ноты. Не знаю, может я старый стал, на флойдовской "Стене" и то так не залипал.
Да граждане, скажу я вам: "Это будет прям таки по сильнее Фауста Гетте ".
А на сегодня все.