В РФ были введены большие штрафы за телефонный спам. Заслуженный юрист России Иван Соловьев рассказал, какие санкции будут применяться к назойливым продавцам товаров и услуг, куда обращаться с жалобами и с какими именно.
Размеры штрафов и условия наказания
В России вступили в силу новые штрафы за назойливые спам-звонки рекламного характера. Законодательное новшество направлено на защиту граждан от бесконечных потоков "белого шума", причем особенно надоедают россиянам организации кредитного сектора, застройщики и медицинские учреждения.
Сегодня размеры штрафов за спам достаточно существенны: от 10 до 20 тысяч рублей — для физических лиц, от 20 до 100 тысяч рублей — для должностных лиц и от 300 тысяч до миллиона рублей — для юрлиц, отметил Соловьев.
Закон распространяется и на звонки, поступающие от автоматизированных систем. Как следует из Правил оказания телематических услуг (2021 год), спамом считается телематическое сообщение, доставленное абоненту без его предварительного согласия. По требованию абонента распространители рекламы обязаны немедленно ее прекратить. Однако эти правила часто нарушаются.
Как заметил эксперт, жалобу на спам-звонки может подать только пострадавший абонент. Также перед тем, как подать жалобу, следует удостовериться, что абонент получает рекламные звонки без его согласия. Дело в том, что зачастую люди по рассеянности дают согласие на получение рекламы, подписываясь, например, на получение предложений об акциях и скидках.
Важный момент, на который обращает внимание Соловьев: теперь компании-спамеры должны сами доказывать, что их сообщения или звонки не содержат рекламы. Но если они смогут доказать, что гражданин сам согласился на получение рекламы, то ФАС будет вынуждена извиниться.
По мнению юриста, благодаря изменениям в законе количество спам-звонков сократится. Хотя бы на время — существует вероятность, что компании найдут новые способы обхода законодательных ограничений. Например, они могут включать согласие на рассылку рекламы в условия акций и специальных предложений. Поэтому крайне важно внимательно изучать все условия договоров и соглашений, которые вы одобряете, подчеркнул Иван Соловьев.
Куда и как жаловаться на спам
Желаете избавиться от назойливых спам-звонков, но обычные методы (такие как блокировка номеров и использование услуг Роскомнадзора и мобильных операторов) не приносят желаемого результата? В этом случае рекомендуется обратиться с жалобой на нарушение законодательства о рекламе в Федеральную Антимонопольную Службу.
Такую жалобу можно отправить на ящик электронной почты delo@fas.gov.ru, через специальную форму на официальном сайте ФАС или обычной почтой на адрес: 125993, Москва, Садовая-Кудринская улица, дом 11.
В заявлении необходимо указать следующую информацию:
- Ф.И.О. и адрес проживания или наименование и местонахождение вашей организации;
- наименование компании, распространяющей рекламу, и/или номер телефона, с которого поступило нежелательное сообщение;
- описание событий, свидетельствующих о нарушении законодательства о рекламе, включая дату и время получения нежелательного сообщения, способ его распространения и отсутствие вашего согласия на получение подобных уведомлений;
- скриншот или запись звонка с нежелательной рекламой;
- требование провести проверку и привлечь распространителя спама к административной ответственности за нарушение российского законодательства о рекламе.
Не забудьте приложить к заявлению свое согласие на раскрытие тайны связи. Эти документы необходимо подписать и отправить в антимонопольный орган одним из указанных выше способов.
Если вы постоянно получаете звонки, которые сбрасываются сразу же после вашего ответа, вероятно, вы столкнулись с автоматической проверкой активности номера. Как ранее сообщали "Новые Известия", если вы отвечаете на подобные звонки, это может привести к тому, что ваш номер окажется в чьей-то базе для спам-звонков.
---