Мы побывали на закрытой московской Премьере нового фильма "Падение империи" Алекса Гарленда и готовы поделиться впечатлениями.
В оригинале картина именуется Civil War. Режиссер впервые представил свое новое кино на американском фестивале SXSW еще в начале марта 2024 г., а московский показ состоялся за несколько дней до начала мирового проката - редкость в наши дни.
Обычно даже официально приобретенные западные фильмы появляются в российских кинотеатрах, как минимум, на неделю позже зарубежного народного релиза. В российском официальном прокате фильм выйдет с 11-го апреля 2024-го года.
Поддержать работу GS News и наше творчество можно по этой ссылке:
Название отсылает к терминологии Гражданской войны в США, правда, вместо Севера и Юга в неопределенном будущем за Штаты сражаются Лоялисты, Силы Запада, южный Альянс Флориды и северная армия Новых Людей. Звучат противоборствующие силы как названия американских политических партий через несколько десятков лет.
Вместе с тем, картина является весьма актуальной на фоне вечного противостояния Республиканцев (красных) и Демократов (синих), которые в США стали расходиться по большинству вопросов на поле либеральных и консервативных ценностей. Лучшей рекламной кампании фильму, чем бунт Техаса против федеральных властей Вашингтона несколько недель назад было и не придумать.
Напомним, тогда губернатор Техаса решил установить колючую проволоку на границе с Мексикой, а президент США при поддержке суда требовал ее убрать и допустить федеральных агентов на границу, которую заняла Национальная гвардия штата. Тогда Джо Байден не решился накалять страсти в предвыборный год, а, как и будущий республиканский кандидат в президенты на выборах этого года, Дональд Трамп, отправился на границу Техаса.
Весь мир облетели редкие кадры о том, как действующего президента встречали федеральные агенты на удалении от границы, а Трампа - со всеми почестями власти и военные штата Техас, готовые дать отпор федеральным солдатам, если бы те попытались исполнить судебное решение. На тот момент все обошлось, но Алекс Гарленд показывает, к чему такое может привести сколько-то лет спустя.
Британский режиссер сделал себе имя в сценарной работе. Он написал роман "Пляж", по которому снимали кино позднее, работал над картинами "28 дней спустя", "Судья Дредд" (2012) и даже с игрой DmC: Devil May Cry. Полноценный режиссерский опыт у него стартовал в 2014-м году с фильма "Из машины".
Гарленд принадлежит к новому поколению современных режиссеров, поэтому его жестокая война предстает на экране в пестрой колористике музыкальных клипов, а не в привычной пустынной желтой окраске бесчисленных американских военных драм про Ближний Восток.
В сюжете война штатов друг с другом уже подходит к концу, а силы Юга и Запада приближаются к Вашингтону, пока правительственные войска терпят одно поражение за другим, но президент США (короткая, но запоминающаяся роль заметно похудевшего Ника Оффермана) призывает атакующих образумиться и сдаться.
Хотя трейлер позиционирует картину военным боевиком, это не так. При бюджете в 50 млн. долл. США Гарленд просто не смог бы такого себе позволить. Его фильм - это драма о профессии журналиста в военных декорациях. Главные герои - группа репортеров из крупных изданий, которые собираются вместе, чтобы поехать поближе к линии фронта для новых материалов.
Джоэл (Вагнер Моура) и Ли (Кирстен Данст) вознамерились достичь Вашингтона, взять комментарий и сделать фотографию побежденного президента. Их сопровождает не желающий уходить на пенсию старожил профессии Сэмми (Стивен Хендерсон), а также фотограф-энтузиаст - молодая Джесси (Кэйли Спэни), которая хочет быть как Ли. А быть как Ли означает не думать о своей безопасности, а пытаться сделать идеальный фото-кадр страшных событий вокруг, даже если он может оказаться последним.
Вся эта компания путешествует по американским штатам, тут и там находя камерные сценки с местными жителями, общаясь и объясняя зрителю, как будет выглядеть анархия в США с безумными снайперами в парке развлечений, расистами на берегу живописной речки, лагерем беженцев на стадионе или с жестокой перестрелкой у небоскреба, где совсем не коренные американцы уничтожают коренных - солдат президента США.
Алекс Гарленд не тратит время на объяснения, зачем и почему все эти люди воюют, почему они жестоко обращаются с пленными, каких целей преследуют, почему в большинстве случаев так дружелюбны к случайным репортерам, которые спокойно документируют их "военные преступления", откуда у восставших такое количество боевой техники, и почему президентская гвардия, по идее обладающая куда большими ресурсами, так оперативно уступает позиции. Режиссер словно специально хотел добавить элементов такой фантастики, лишь обмолвившись, что президент США имел неосторожность разбомбить мирных демонстрантов, поэтому теперь якобы должен быть устранен физически, а не захвачен для суда над ним.
Опять же все политические и военные элементы - не более, чем антураж картины о дорожном приключении четверки героев, которые упрямо следуют в Вашингтон за своей сенсацией. Драматическая часть у создателей получилась вполне достойной. Здесь и немногословная Кирстен Данст в роли Ли, снимавшей все ужасы войн, которая пугает Джесси обещанием заснять ее гибель на работе, но при этом кривится, впервые за долгие годы примеряя платье.
Взбалмошный Джоэл мечтает сделать супер-сюжет, даже не думая, что может не пережить его создание. Персонаж-наставник Сэмми мирит путешествующих и помогает им начать ценить друг друга. Сперва даже удивляешься, зачем авторам столько летающей, катающейся в кадре техники, хотя боевых сцен здесь не так много, но в финале режиссер честно устраивает все то, чего зрители ждали бы от боевика.
Штурм Белого дома в Вашингтоне оставляет массу вопросов после других тех же голливудских фильмов на эту тему. Слабеющий президент забывает, что в его резиденции имеется автономное бомбоубежище-бункер, ядерный чемоданчик, а генералы Пентагона сдаются на милость победителям. Здесь Гарленд проводит аналогии с битвой за Берлин в Великую Отечественную войну.
Финальные боевые сцены реализованы зрелищно, и последние 20-30 минут превращают драму в настоящий боевик, где опять начинаешь удивляться, почему военные позволяют фотографам и репортеру бегать впереди них и между ними, пересекать линию огня, еще и взваливать на плечи штурмовых отрядов задачу по их защите, когда в боевых действиях первым делом убирают подальше любых гражданских, а не дозволяют им носиться с фотокамерами по полю сражения.
Впрочем, в условно-фантастическом мире Алекса Гарленда до этого нет никакого дела. Его картина не сложилась бы, если бы фотографов, как в реальности, приглашали на место событий уже после того, как там все закончилось. В этом же мире нет конвенции о военнопленных, а есть жажда ненависти части штатов Америки к центральным коллегам и желание любой ценой победить, даже если для этого все США окажутся в руинах.
Куда интереснее у Гарленда реализован актерский потенциал главных героев. Хотя Кирстен Данст особенно негде развернуться - диапазон эмоций ее героини крайне узкий - зато почти каждую минуту на экране блистает молодая актриса и певица Кэйли Спэни в роли начинающего военного фотографа. Она проходит все испытания профессии и становится молодой версией Ли, снимает на старую аналоговую камеру, через трагедию познавая всю сущность своей работы.
Пестрые американские пейзажи сменяются ночным штурмом улиц Вашингтона, а кантри-музыка необычно контрастирует с громкими выстрелами в последующей тишине. Звук - главное оружие Алекса Гарленда в фильме "Падение империи". Как и в хоррорах, он не брезгует жуткими перепадами уровня громкости для накала напряжения, а в отдельные моменты и вовсе убирает любой шум, кроме щелчка затвора камеры и последующего черно-белого получившегося снимка на экране.
Съемки фильма проходили в Америке и Лондоне. Из "пасхалок" здесь можно найти камео любимицы режиссера во всех его проектах - Сонойи Мидзуно. Она сыграла военного корреспондента, прикомандированную к штурмующим Вашингтон войскам. Гарленд уже успел пообещать, что перестанет кино снимать, но продолжит писать для него сценарии, что и странно, поскольку его картину можно назвать необычной и успешной, ведь он рискнул показать конфликт разных регионов Америки, а не снимал про очередных вымышленных злодеев из Северной Кореи и Ближнего Востока, напавших на Штаты, как многие его коллеги в прошлые годы.
"Падение империи" - это не военный боевик, а драматическая ода профессии фотографа в "горячих точках". Ее секрет - в грамотном кастинге, где одна Кэйли Спэни обеспечит зрителям широкую гамму эмоций при просмотре, не говоря уже о зрелищных экшен-эпизодах и работе ее старших товарищей по картине. Режиссер поясняет зрителям, что зачастую за редкий материал или идеальный снимок работники такой профессии платят своей жизнью.
GS-Рейтинг фильма: 7.4/10.
Текст: GS News.