Он сам называет себя человеком, рожденным с паническим страхом перед публичными выступлениями. Теперь же перечисление его регалий займет некоторое время, но я все-таки попробую. Итак, Радислав Гандапас – бизнес-тренер, президент Академии ораторского мастерства, обладатель титула «Самый популярный тренер России 2004-2005», генеральный продюсер студии учебного и корпоративного видео «ОраторикаМедиа», эксперт-редактор журнала «Деловая презентация», обладатель второго места в десятке «Бренд-тренеров России», единственный российский бизнес-тренер, чья биография опубликована в энциклопедии успешных людей «Who из who в России»...
И это еще не полный список. Радислав Гандапас – автор яркой книги
«Камасутра для оратора», в которой собраны все изюминки ораторского мастерства.
- Какое образование у человека, который является ведущим специалистом в ораторском мастерстве?
- Первое мое образование - филологическое, второе – связи с общественностью.
- Ораторское искусство – это внутренний дар, или все-таки каждый человек может этому научиться?
- Я бы использовал другую терминологию. Искусство – это категория эстетическая. Мы говорим об ораторском мастерстве. Это мастерство, базирующееся на технологиях, мы и нарабатываем на тренинге. А вот талант должен быть в человеке изначально. Хочу добавить, что я не готовлю звезд ораторского мастерства, я готовлю ремесленников – людей, которые могут проводить эффективные публичные выступления. Умение блистать со сцены - это от Бога, и такие люди ко мне учиться, как правило, не приходят. Поэтому
появилось выражение: «Есть ораторы от Бога, а есть от Гандапаса».
- Вы работаете со многими очень успешными людьми. Если бы вы написали свой рецепт успешности, какие составные части в него бы вошли?
- Умение выделять главное и жертвовать всем неглавным ради него. Это бывает так тяжело: человек хочет всего и сразу. Как правило, такой человек не получает ничего и никогда. Остальные части я бы не называл, единственное замечание: у людей обычно что-то удается как раз благодаря умению оставлять без внимания то, что этого внимания не заслуживает.
- Вы себя сами считаете харизматичным человеком?
- В какой-то степени. К харизме я отношусь как к технологии, и знаю, что харизма - это влияние тоже управляемое. Харизма – это сумма генотипа и фенотипа: того, что дано от рождения и того, что наработано в течение жизни. Я не знаю, что мне было дано от рождения, но знаю, что в течение жизни я очень многое наработал. В моем случае харизматическое влияние управляемо, регулируемо и произвольно.
- Насколько мастерство красноречия помогает любому человеку в карьере?
- Вы знаете, невероятный эффект имеют удачные публичные выступления: перед акционерами, клиентами, конкурентами, персоналом своей компании. Я был свидетелем тому, что публичные выступления имеют просто фантастические последствия, с которыми не сравнится никакое воздействие корпоративных средств массовой информации, ни переговоры, ни система материального стимулирования, ни рекламная компания. Живое выступление руководителя, пусть короткое, производит удивительный вдохновляющий эффект. Поэтому я не думаю, что сгущаю краски, когда говорю, что
публичное красноречие – очень мощный ресурс в построении карьеры, достижении успеха, конкурентоспособности человека. Бывает, что даже уместный тост, вовремя произнесенный в нужной компании, имеет очень серьезные отдаленные последствия. Таких примеров – огромное количество.
- Чему бы вы сами еще поучились?
- Ораторскому мастерству! Зная, какой за этим стоит ресурс, я бы этому учился, и учусь, кстати, постоянно. У меня большая практика: каждый тренинг включается в себя элементы лекций. Есть опыт проведения выступлений перед большой аудиторией: 50, 200, 600 слушателей. Это не тренинг, это уже выступление, где есть задача замотивировать людей на какие-то действия. Мне приходится выступать не только в обучающем режиме, но и на конференциях, семинарах, круглых столах. Такие выступления я всегда строю по-разному. Я стараюсь тестировать новые интересные приемы коммуникации. В результате
этого я отсекаю лишнее и отсекаю неэффективные приемы. Я постоянно работаю над собой. Учусь достигать большего эффекта меньшим количеством слов. И в тренинге я вижу результат своей работы: то, что раньше я рассказывал за 2 часа, теперь я рассказываю за 20 минут, без потери смысла и эффекта.
- Сейчас многие говорят о том, что важнее всего с детства учить человека успешной реализации себя. Что бы вы посоветовали родителям в связи с этим?
- Я бы посоветовал с табуреточных выступлений ребенка формировать навык публичных выступлений. Он должен привыкать, что на него смотрят, привыкать к успеху. Успех с детства должен быть органичным для человека. Увы, многих успешность пугает. Есть вредная иллюзия, что успешные люди находятся в зоне повышенной опасности: мол, все за ними охотятся, и только и мечтают их низвергнуть. Но практика показывает, что эти случаи редки, они просто заметнее. И не будем забывать, что если у знаменитости угонят машину, у нее останется еще три. А у человека, у которого нет ни одной машины, и красть
нечего - поэтому он чувствует себя в безопасности. Это парадоксально. Ребенок с детства должен привыкать к успеху, как к заслуженному, естественному состоянию для себя. Не надо приучать ребенка экономить, не высовываться, занимать пассивную позицию, избегать конфликтов. А лучше готовить к тому, что при достижении успеха неизбежны и конфликты, которые нужно преодолевать. Готовить ребенка к конкуренции, к тому, что иногда нужно быть жестким, что всегда нужно развиваться. К мировосприятию, в котором
понимаешь, что нужно не экономить, а больше зарабатывать. В общем, готовить ребенка к успеху как к комфортной среде обитания.
- Во многих компаниях к тренингам относятся с предубеждением, как к очередной блажи начальства. Вам с эти приходится сталкиваться?
- Сталкиваюсь с этим постоянно. Во многих западных компаниях, которые проводят тренинги, бытует мнение, подтвержденное исследованиями, что тренинг в среднем окупается в 4 раза. То есть, инвестиция в тренинг приносит четырехкратный доход в течение года. Понятно, что есть тренинги более эффективные и менее эффективные. Но в любом случае, это встряска для коллектива, это коррекция картины мира, это возможность новых действий. Но один тренинг, как одна таблетка в курсе лечения, мало, что дает. Система тренингов, направленная на развитие персонала, и строгий отбор
необходимых тренингов, соответствующих специальной программе, разработанной специалистами, дает сильный эффект. Заблуждение, что тренинги – пустая трата времени и денег связано с неудачным личным опытом: проведя один некачественный тренинг в своей компании, руководитель думает, что все тренинги плохи. А давайте спросим, почему они заказали именно этот тренинг? Скорее всего, по незнанию, руководитель заказал дешевый тренинг, непроверенного специалиста. Ну и получили соответствующий результат. Если компания не хочет разочароваться, она должна очень серьезно отнестись к
подбору тренера. Так же серьезно, как она готовится, например, к рекламной компании. Мало, какая фирма рискнет своим бюджетом, взяв первое попавшееся рекламное агентство, основываясь только на том, что они обещают сделать подешевле. Рекламная компания будет провальной. И что, значит, реклама – это пустая трата времени и денег? Нет, реклама может быть неэффективной, как и тренинг, если подобрана неправильно.
- В чем секрет подбора правильного тренинга и тренера?
- Для этого в компании проводится диагностика. Специалисты в состоянии оценить, какой именно тренинг требуется компании на данном этапе развития. Возможно, что и тренинг был великолепен, но оказался, как говорят, не в кассу. Как правило, проблемная зона видна. Например, руководство недовольно продажами. Естественно, оно покупает тренинг по продажам. Но есть вероятность того, что продажи падают не из-за того, что люди не владеют навыками продаж, а оттого, что у них снизилась мотивация к продажам.
И тогда нужен тренинг по мотивации и командообразованию. А может быть еще сложнее: продажи падают из-за сложностей в управлении. Например, компания разрослась и управляющие еще не в состоянии управлять по-новому, а делать это по-старому уже неэффективно. Продажи падают. И тут один тренинг по продажам тоже не поможет. Поэтому нужны, подчеркиваю, системы подготовки персонала. Во многих крупных компаниях программа тренингов прописана на полгода, на год вперед.
- Чем руководствоваться при выборе тренера? Личными рекомендациями?
- Не берите тренера «звезду». Это всегда завышенная стоимость. Кроме того, тренер-звезда всегда выступает ярко. Это всегда мощный эмоциональный заряд, причем не всегда положительный: он может, попросту говоря, людей «нагрузить». После него трудно проводить тренинги. Люди ожидают куража, эмоционального заряда, а его нет. Потому что тренинг – это не шоу-бизнес, не развлекательное мероприятие, это серьезная работа над развитием своих навыков, над изменением своих шаблонов и стереотипов в работе и в
жизни вообще. Такая работа может происходить без эмоционального всплеска. Есть отличные небрендированные мастера.
- Вы как-то отслеживаете эффективность ваших тренингов?
- Эффективность тренинга – это такая же химера, как эффективность рекламной
компании, ее никогда в жизни нельзя измерить. Тренер всегда чуждается
результатов своей работы, он только со слов третьих лиц может говорить о том, что чьи-то выступления после тренинга стали более эффективными. Сказать с
точностью, что повлияло на рост продаж, управление компанией, невозможно.
Оценка нашей работы всегда субъективна.
Напоследок небольшой отрывок из книги «Камасутра для оратора»:
«За это время я понял, что значительная часть литературы по риторике написана людьми, которым я не доверил бы даже выступление с тостом на вечеринке перед ближайшими друзьями. Я обнаружил, что то немногое, чему нас учили, часто не стоит и ломаного гроша. Оно просто не работает. Оно не дает эффекта. Но в этих горах мусора я иногда находил маленькие прозрачные камешки – приемы и методики, позволяющие вырасти в хорошего оратора. Моя собственная практика позволила их очистить и огранить. Таких камешков у меня собралась небольшая шкатулка. Теперь на моих тренингах, в книгах и фильмах я делюсь ими со всеми желающими».
Текст Нина Фатеева
Опубликовано в газете "Работа XXI век" в 2006 году