Термин - камикадзе - стал синонимом фанатизма. Однако термин был придуман японскими переводчиками, на службе американской армии. Сами японцы, называли это иначе.
Симпу токубэцу ко тэки тай - примерный перевод: "Отряд божественного ветра", или "Дети божественного ветра", сокращено по японский звучало как симпу. В английской транскрипции получалось камикадзе.
Божественным ветром, японцы называли два тайфуна, случившихся в 1278 и 1281 годах, аккурат в дни высадки войск монгольского хана и "по совместительству" китайского императора, Хубилая, с целью захвата Японии.
Ураганный ветер, оба раза, разметал флот с десантом монголо-китайской армии, что спасло тогда Японию от иностранного вторжения. Это название и было взято организатором отрядов камикадзе вице-адмиралом Такидзиро Ониси - командующим первым воздушным флотом.
"Я не думаю, что есть какой-то иной способ выполнить стоящую перед нами задачу, кроме как обрушить на корабли, самолет вооруженный 250 кг бомбой"
- так говорил Ониси на совещаниях японского командования.
Япония проигрывала морскую гонку США, т.к. не могла соперничать с Америкой, не в количестве спускаемых ежемесячно на воду кораблей, ни в количестве и качестве производимых самолетов.
Поэтому, задумка адмирала Ониси, нашла поддержку в японских верхах.
Агитация
В 1944 году, в Японии, развернулась агитационная компания по записи добровольцев в отряды летчиков-симпу. Командование японской армией, вовсе не стремилось жертвовать опытными пилотами.
Поэтому, летчики профессионалы, среди камикадзе, были редкостью.
Набирали, в основном, молодых пилотов или пехотинцев в возрасте от 17 до 20 лет. Наспех обучали их простейшим навыкам управления самолетом и отправляли на задание - как правило, в один конец.
Молодых людей прельщала героика, посмертное причисление к званию самурая - что простому японцу при жизни было недоступно. Семья погибшего героя получала льготы и повышала свой социальный статус.
В Японии издавна культивировалась философия долга и самопожертвования ради императора и нации, т.н. культ "гири".
С появлением нового, по сути, рода войск - появился и свой ритуал. В Азии, ритуалы всегда играли важную роль. А в Японии особенно. Добровольцам, записавшимся в камикадзе, обеспечивали хорошее питание.
С ними занимались лучшие инструктора, ассы своего дела. В течение полутора-двух месяцев, молодые симпу должны были освоить азы взлета и посадки самолета, маневрирование с целью правильного направления летящей машины на цель.
Поскольку вступать в воздушный бой не планировалось, то и обучение было сведено к минимуму.
Имена симпу, гремели по всей стране. Женщины вышивали для них пояс сэннинбари - пояс тысячи стежков. В таком поясе, тысяча женщин должны были сделать по стежку, каждая. У камикадзе сеннинбари считались талисманом. На голову пилоты-смертники повязывали хатимаки - специальную повязку из белой ткани, с изображением солнца и иероглифами прославляющими Японию и императора.
Перед вылетом, для летчиков устраивали торжественный обед, после которого, им подносили жертвенные чаши с саке (рисовой водкой) которую они брали обеими руками.
Камикадзе провожали торжественно, как героев уже совершивших подвиг. Школьники читали им стихи, друзья и сослуживцы напутствовали ободряющими словами.
Не стоит думать, что камикадзе были совсем уж бездушными оболваненными пропагандой, ничего не боявшимися фанатиками. Они так же испытывали страх и боль. Хаяши Ишизо, перед гибелью, успел записать в своем дневнике:
О смерти легко рассуждать, сидя в безопасности и слушая изречения мудрецов. Но, когда она оказывается близко, тебя сковывает такой страх, что ты не знаешь, сможешь ли преодолеть его
Бытовал еще дин миф, о том, что камикадзе не должен был возвращаться.
На самом деле, у пилотов смертников стояла задача - не погибнуть любым способом, а нанести противнику как можно больший урон. Если летчик не встречал цели или у него что-то забарахлило в самолете, он мог вернуться на базу.
Были пилоты, которые совершали таран цели, только с третьего или четвертого раза. Некоторые камикадзе дожили до конца войны. Например, если самолет был сбит американским истребителем, а летчик упал в море, его могли подобрать свои корабли или рыбаки.
Первыми камикадзе считаются лейтенант Такеси Косаи и сержант, имя которого осталось неизвестным. 13 сентября 1944 года, подвесив к своим самолетам по две 100 килограммовых бомбы, они вылетели с острова Негрос (Филиппины). Оба не вернулись, однако в американском флоте в тот день не было зафиксировано никаких повреждений кораблей.
Возможно, что оба были сбиты корабельной зенитной артиллерией или истребителями.
В американской прессе, после войны старались не слишком освещать эту тему. Тогда, принято было не выпячивать тот факт, что использование японцами камикадзе, оказывало какое-то влияние на ход войны.
Однако статистика говорит об обратном.
В армии США были разработаны даже специальные инструкции для борьбы с камикадзе.
К тому же, японские самолеты, оказывали большое, отрицательное, психологическое воздействие на команды американских, австралийских, британских кораблей и транспортных судов.
Кстати, роль камикадзе в японской армии выполняли ни только летчики. Были и подводники камикадзе. В специально оборудованных тяжелых торпедах были установлены небольшие кабины с рулями. После того как торпеда была выпущена с подлодки, или сброшена с корабля, задача сидевших в них камикадзе заключалась в том, чтобы гарантированно вывести торпеду на вражеский корабль. Однако это тоже удавалось далеко не всегда.
Камикадзе применялись и на суше, например в танковых боях. Японские танки, значительно уступали американским в броне и вооружении. Поэтому японцы набивали свой танк взрывчаткой и шли на таран американского танка. Могли использовать и любую другую технику, например автомобиль.
Некоторые исследователи считают, что камикадзе, стали одной из причин, склонивших чашу весов в пользу применения атомной бомбы.
Как бы там ни было, применение симпу, отправка японской молодежи на сознательную гибель, не спасла режим японских милитаристов от краха. Японская военщина оказалась беспощадной не только по отношению к другим народам, но и по отношению к своей нации.