Меняющиеся альянсы и торговые соглашения формируют будущее Индо-Тихоокеанского региона, поскольку мировые державы соперничают за влияние
Во время своего последнего срока пребывания у власти президент Барак Обама подчеркивал, что в центре внимания безопасности и экономической политики США будет Индо-Тихоокеанский регион. Для такого изменения стратегии были две важные причины: во-первых, необходимость контролировать рост Китая как глобальной сверхдержавы и расширение его экономического и военного влияния в регионе. И, во-вторых, признание Индо-Тихоокеанского региона блоком с сильной экономической динамикой и большим значением для будущего международного порядка.
Сам термин "Индо-Тихоокеанский регион" был впоследствии введен бывшим президентом США Дональдом Трампом, назвавшим его "свободным и открытым Индо-Тихоокеанским регионом" (FOIP) для противодействия растущему экономическому и политическому влиянию Китая в регионе и для защиты так называемого международного порядка, основанного на правилах.
События в Индо-Тихоокеанском регионе будут привлекать внимание мировой общественности и средств массовой информации в ближайшие годы, включая формирование региональных блоков и возможные военно-политические и, прежде всего, экономические конфликты интересов. Таким образом, ЕС, Соединенные Штаты, Япония, Соединенное Королевство, Индия и Китай стремятся играть решающую и активную роль в формировании событий в этом динамично развивающемся регионе.
Две взаимосвязанные зоны свободной торговли
Одним из важнейших факторов, определяющих повышенный интерес к этому региону, является реализация Регионального всеобъемлющего экономического партнерства (RCEP), которое было подписано 15 ноября 2020 года на виртуальном саммите АСЕАН в Ханое. По определению, RCEP - это соглашение о свободной торговле, направленное на устранение протекционистских барьеров в торговле между странами-участницами. Членами RCEP являются Бруней, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Китай, Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия. После столкновений с Китаем в Гималаях в 2020 году Нью-Дели был вынужден пересмотреть свою внешнюю политику и теперь, похоже, с большей готовностью присоединяется к фронту против Китая вместе с Соединенными Штатами и другими демократическими государствами. Таким образом, в настоящее время Индии трудно присоединиться к соглашению о свободной торговле, в которое входит Китай.
С другой стороны, Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (CPTPP или TPP) было самым важным торговым соглашением Обамы с другими странами Индо-Тихоокеанского региона, ознаменовавшим возвращение Вашингтона в регион. Китай не был включен в это соглашение. Однако в 2017 году администрация Трампа неожиданно вышла из TPP. На данный момент Великобритания является единственной страной, официально подавшей заявку на вступление в TPP, которая сейчас насчитывает 12 членов.
В результате всех этих событий в Индо-Тихоокеанском регионе сформировались две взаимосвязанные зоны свободной торговли. Это означает, что со временем страны региона могут переходить из одного блока в другой, учитывая экономические преимущества, предлагаемые этими формами регионального сотрудничества, и что эти два отдельных образования могут превратиться в единую зону свободной торговли.
Регион конфликтов интересов
Вашингтон, в силу своих исторических связей, планирует создать расширенный региональный экономический, политический и военный блок в Индо-Тихоокеанском регионе. В качестве первого шага QUAD States, группа из четырех стран – США, Японии, Индии и Австралии – провела встречу в марте 2021 года, договорившись о сотрудничестве в области климата, здравоохранения и технологий. В сентябре 2021 года лидеры Австралии, Великобритании и США объявили о планах создания расширенного трехстороннего партнерства в области безопасности, известного как AUKUS, которое основывается на давних и продолжающихся двусторонних отношениях и направлено на укрепление способности каждого правительства поддерживать интересы безопасности и обороны в регионе.
Соединенные Штаты долгое время рассматривали Индо-Тихоокеанский регион как критически важный для своей безопасности и процветания. 11 февраля 2022 года Белый дом объявил о новой программе для "свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона", пообещав поддержку региональных связей, торговли и инвестиций, а также углубление двустороннего и многостороннего партнерства.
Китайское руководство хочет создать впечатление, что подъем Китая неизбежен.
Новая инициатива по соединению, Экономический коридор Индия-Ближний Восток-Европа (IMEC), которая была представлена на саммите G20 в Нью-Дели в 2023 году, показывает, в какой степени Запад сейчас привлекает Индию в качестве партнера для уравновешивания Китая. Ее инициаторы — Соединенные Штаты, Индия, Европейский союз, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Италия, Германия и Франция - рассматривают ее как альтернативу китайской инициативе Шелкового пути. Европейский союз и Индия возобновили переговоры по соглашению о свободной торговле летом 2022 года, чтобы углубить свое стратегическое партнерство.
Китай – страна, которая идет своим путем и в своем собственном темпе – рассматривает соглашения IMEC, TPP, QUAD и AUKUS как блок, формирующийся против нее. С одной стороны, индо-тихоокеанская стратегия Китая прагматична: его девиз в регионе: "Давайте расти вместе", демонстрирует его стремление в первую очередь развивать экономическое сотрудничество, проводя мирную внешнюю политику, а не используя военную силу. С другой стороны, китайское руководство хочет создать впечатление, что подъем Китая неизбежен и что странам придется решить, хотят ли они интегрироваться в его экономическую систему из-за его огромного рынка и официальных резервов китайского центрального банка. Между тем, многие соседи Китая хотят участия США в Индо-Тихоокеанском регионе, чтобы они не стали исключительно зависимыми от Китая.
А как насчёт Европы?
19 апреля 2021 года Европейский союз принял свою долгожданную стратегию для Индо-Тихоокеанского региона, официально получившую название ‘Стратегия ЕС по индо-Тихоокеанскому сотрудничеству’. Выводы Совета представляют собой сбалансированные усилия 27 европейских стран по формулированию общей позиции в развивающихся дебатах по Индо-Тихоокеанскому региону. Посредством этой новой стратегии и Глобальных ворот ЕС стремится внести свой вклад в стабильность, безопасность, процветание и устойчивое развитие в регионе в соответствии с принципами демократии, верховенства закона и прав человека.
ЕС уделяет приоритетное внимание своим экономическим интересам в своих отношениях со странами Индо-Тихоокеанского региона, и, соответственно, Китай занимает очень важное место в этих отношениях. Более того, с геоэкономической точки зрения Европа считает Индо-Тихоокеанский регион одним из своих важнейших внешнеторговых партнеров, включая Японию, Индию, Южную Корею, Австралию и страны Юго-Восточной Азии, которые быстро развиваются в экономическом плане.
Китай лежит в основе индо-тихоокеанской стратегии Германии и ее экономических отношений в Индо-Тихоокеанском регионе.
Первый важный вопрос для Брюсселя заключается в том, могут ли 27 членов ЕС согласиться решительно проводить Индо-Тихоокеанскую стратегию и согласованно реализовывать ее. Если ЕС не сможет договориться об общей политике для Индо-Тихоокеанского региона, то каждая страна будет проводить политику, которая ставит во главу угла ее собственные национальные интересы. Борьба сверхдержав между Китаем и Соединенными Штатами может вынудить страны региона, особенно членов ЕС, сделать выбор между двумя державами.
Германия, в частности, из-за своей ориентированной на экспорт структуры экономики, хотела бы и дальше развивать свои экономические отношения со странами этого региона. Очевидно, что Китай лежит в основе индо-тихоокеанской стратегии Германии и ее экономических отношений в Индо-Тихоокеанском регионе.
Тщательное изучение стратегических заявлений, сделанных Берлином и Брюсселем в отношении Индо-Тихоокеанского региона, позволяет предположить, что ЕС / Германия будут придерживаться двустороннего подхода в отношении Китая и стран Индо-Тихоокеанского региона. С одной стороны, они хотят продемонстрировать солидарность с Вашингтоном, разделяя позицию США по "уважению прав человека, основных свобод, верховенства закона, защиты меньшинств в Синьцзяне и Тибете и автономии в Гонконге". С другой стороны, двойная стратегия Германии предполагает, что правительство Германии и деловые круги продолжат улучшать и углублять двусторонние экономические отношения с Китаем и другими странами Индо-Тихоокеанского региона в ближайшие годы. Важный вопрос на данном этапе заключается в том, как Берлин может совместить свои сильные экономические интересы с оказанием давления на Пекин и авторитарные режимы региона с целью реализации "демократических ценностей"?
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».