Найти в Дзене

Общество потребления в мультфильме «ВАЛЛ-И»

Оглавление

Продолжаю рассказывать о примерах «общества потребления» в современной культуре. Сегодня разбираемся, где в мультфильме «ВАЛЛ-И» найти эту теорию французского философа Ж. Бодрийяра.

  • Советую почитать мою прошлую статью об обществе потребления в игре «Плюс Сити»

Мультфильм «ВАЛЛ-И», выпущенный студией Pixar в 2008 году, рассказывает о далеком будущем, в котором одинокий робот ВАЛЛ-И занимается уборкой отходов на Земле, пока человечество путешествует в космосе на корабле «Аксиома» в надежде, что на планете снова когда-то появится жизнь. Если обратить внимание на устройство «города» на «Аксиоме», поведение пассажиров корабля и компании Buy'N'Large (BNL), можно понять, что виновники такой экологической катастрофы – именно люди и корпорации, а также их потребительское отношение.

«Аксиома» — центр бесконечного потребления

BNL сделала Землю жертвой бизнеса, а футуристический город на «Аксиоме» центром бесконечного потребления.

  • «Стало от мусора не продохнуть? Купи билет в космос и в добрый путь!» – такая фраза появляется в мультфильме.
  • Другой слоган «BNL – все, что нужно для счастья. Для нас важен каждый ваш день», звучащий на фоне псевдогорода «Аксиомы», показывает, как BNL построила новую реальность (в понимании Ж. Бодрийяра «гиперреальность»), которая, за счет избытка рекламы и развлечений, создает иллюзию богатства и изобилия, настоящего праздника. На деле, это просто иллюзия счастья, которая дает человеку возможность чувствовать себя спокойно, пока работает аппарат заботы.
  • Уже с младенчества обучая детей простому букварю («А –”Аксиома” – ваш родной домик» и «Б – BNL – ваш самый лучший друг»), BNL создает целую идеологию и контролирует общество.

Люди — расширение компании BNL

Люди погрязли в развлечениях, деградировали умственно и физически, стали зависимы от техники, разучились принимать решения. Они живут по установлениям бортового компьютера, продолжают вести потребительский образ жизни в космосе и производить огромное количество мусора. Несколько примеров того, как повлияла на них привычка чрезмерно потреблять:

  • люди не встают с аэрокресел и разговаривают по видеосвязи, хотя находятся в метре друг от друга;
  • в капитанской комнате через портреты капитанов корабля видно эволюцию людей и рост их массы тела, так как они не передвигаются самостоятельно;
  • все разговоры заключаются лишь в выяснении личных отношений («Я не ревную», «Сколько можно спорить»).

iPod, Zippo и резиновая уточка. Аллюзии на современность

Мультфильм наполнен аллюзиями на современные корпорации и вещи, относящиеся к эпохе общества потребления. Например:

  • в рекламе на корабле встречаются отсылки на сети быстрого питания, салоны красоты;
  • в мультфильме можно заметить iPod (запланировано устаревающий, как и другая техника Apple), зажигалку Zippo, популярную резиновую уточку.

Все эти артефакты человеческой культуры так и остаются продуктами общества потребления – робот ВАЛЛ-И собирает очень много подобных предметов, однако он наделяет их новыми смыслами и функциями. В итоге эти артефакты открывают ему другой мир и формируют его мировоззрение: он начинает идентифицировать себя с человеком, чувствовать, любить, действовать вне рамок программы. Робот ВАЛЛ-И, в результате взаимодействия с предметами, олицетворяющими культ потребления, проявляет себя более человечно, чем сами люди.

Идея мультфильма «ВАЛЛ-И», на самом деле, появилась еще в 1994 году. Последствия загрязнения планеты и набирающий обороты культ потребления волновал людей и 30 лет назад. «ВАЛЛ-И» – это важнейший манифест о значимости защиты природы, помощи планете и разумном потреблении товаров.