Найти в Дзене
Мастерская Pit_Stop

"Да откуда столько денег то взять?": Почему автомобили сейчас стоят настолько дорого и можно ли найти хоть что-то хорошее за малую цену

В последнее время на российском авторынке резко возросли цены на любые транспортные средства. Сначала взлетела вверх стоимость новых авто, затем “подтянулась” и вторичка. Это логично - продавая свою “ласточку” большинство владельцев рассчитывает приобрести новую машину - более вместительную, с лучшей проходимостью. А в современных реалиях разница в цифрах слишком велика, чтобы идти на уступки. Чем же вызвана такая неприятная для простых граждан со средним достатком ситуация? Постараемся разобраться. Для примера в основном буду брать поставки из Китая, ведь тамошние бренды становятся все более популярными.

Общеизвестные факты

О том, что “рубль падает - цены растут, рубль крепнет - все равно растут”, знает каждый россиянин. А если серьезно, то слабая национальная валюта - действительно источник многих бед. Даже в КНР, известной низкими ценами, отпускная стоимость товаров растет. А с учетом того, что юань при международных расчетах “вырос” с 8 рублей за единицу до 14, продукция становится для нас еще более дорогой. Прибавьте пошлины, сборы, прибыль посредников и прочие “накрутки”... Кроме того, продавец также несет убытки - автомобиль отгружают, затем производят окончательный расчет. За это время курс рубля опустился еще ниже и прибыль при переводе в юани снизилась. Кому это интересно? Подобные ситуации уже были во времена российских кризисов. Тогда поставщики просто переориентировались на более стабильные рынки. Появился дефицит, который, как известно, тоже ведет к подорожанию.

Топливо нынче дорого. А следовательно, доставка автомобиля автовозом до дилерского центра стоит больше, чем пару лет назад. Из Поднебесной машины обычно везут по железной дороге. Стоимость такой доставки также возросла. Затем придется заплатить пошлину за ввоз. Несмотря на то, что за последние годы ее размер снизился с 25 до 15 процентов от закупочной стоимости, сумма набегает немалая - около 150 тысяч рублей. Напомню, при этом рубль постоянно “падает” по отношению к другим валютам, поэтому и пошлина постепенно возрастает. Сюда же добавим и включенный в стоимость “утилизационный сбор”, который в народе окрестили “налогом на право купить не Жигули”. Он давно перевалил за 300 тысяч, причем скептики уверяют - стоит ждать повышения до 500.

Менее очевидные факторы роста

Затраты на рекламу по размеру сопоставимы с утильсбором. В стоимости каждого сошедшего с конвейера экземпляра заложены открытые презентации, фотосессии, работа маркетологов и IT-специалистов, оплата участия в продвижении товара амбассадоров и блогеров. Отдельная статья расходов - сертификация. Документы, полученные производителем в своем государстве, весьма неохотно принимаются российскими проверяющими органами. Точнее, признается достойной внимания лишь малая часть таких бумаг. Приходится получать сертификаты российского образца. Их стоимость не зависит от партии, поэтому сумма, приходящаяся на одну машину, зависит от запланированного количества проданных экземпляров.

-2

Разумеется, дистрибьютор и дилер тоже хотят получить свой “кусок пирога”. Если смотреть на процентную ставку, то цифра невелика - от 4 до 8 процентов каждому. Но учитывая современные цены на автомобиль, с одной машины продавец и посредник получают до 250 тысяч рублей. Любопытно, что при продвижении на рынке некоторых брендов дилеры имели куда меньшую маржу, вплоть до нулевой. Здесь играет роль тот факт, что основная прибыль продавца идет не от продажи самого автомобиля, а от дополнительных услуг. Проще говоря, если сумеет “развести” покупателя на страховку, дополнительные аксессуары и прочее - будет в хорошем “наваре”.

Чего ожидать в будущем? Прогнозы и мнения

Самое нелогичное в этой ситуации - подорожание отечественных автомобилей. Казалось бы - затраты на логистику в разы меньше, чем для иномарок; нет таможенных сборов, пошлин; утильсбор компенсируется государством; затраты на труд рабочих, прямо скажем, невелики. Но не стоит забывать, что вся наша жизнь - большой рынок. И отечественные концерны просто не хотят упускать ни копейки. Зачем выставлять цену ощутимо ниже, чем у конкурентов, если можно просто получить баснословную прибыль при небольших затратах? На этих заводах, правда, забывают о годами наработанной плохой репутации. Ведь при прочих равных условиях автолюбитель выберет что угодно, но не отечественную модель.

-3

Из обсуждений в открытых источниках видно, что некоторые россияне пока еще не готовы экономить на покупке и обслуживании автомобиля. В сети встречаются высказывания о том, что люди готовы “тянуть” дорогостоящее обслуживание своей машины, но не покупать взамен модели из России и КНР, которые считают низкосортными. Многие жалуются, что автомобиль снова стал роскошью - вариантов для граждан с небольшими доходами не так уж и много, а среди новых авто - только в минимальной комплектации, где экономят в том числе и на безопасности.

Эксперты твердят - если вы планировали покупку автомобиля - стоит сделать это в ближайшее время. Потому что тенденция на удорожание сохранится на неопределенный срок. К тому же возможен уход с российского рынка некоторых производителей из-за увеличения затрат и рисков. Все обещания российских автозаводов об удешевлении - не более, чем рекламный ход. А если действительно бюджетные модели и появятся - стоит обратить внимание на их качество, ведь без подвоха явно не обойдется.

Делитесь своим мнением, что лучше: купить авто сейчас или подождать улучшения ситуации, “добивая” имеющееся в наличии транспортное средство? А может, у вас есть свой вариант?