Найти в Дзене
Спорт-Экспресс

«Спартак» купит Видича, если гарантируешь, что поставишь его на ноги». Как москвичи приобрели топового защитника

Безумные истории легендарного доктора красно-белых Лю Хуншена. Доктор Лю - один из тех, кто добился чемпионства московского «Спартака» в 2017 году спустя долгих 16 лет ожидания болельщиков. Он тот, кто был своим среди футболистов. Благодаря доктору Лю и его практикам восточной медицины множество игроков красно-белых вставали на ноги раньше срока даже после тяжелейших травм. Проработал в медицинском штабе московского клуба долгих 13 лет. О подробностях приобретения сербского защитника Неманьи Видича Лю Хуншен рассказал обозревателям «СЭ» Юрию Голышаку и Александру Кружкову в 2017 году в разговоре по пятницам - Люди, которым хватает четырех часов, чтоб выспаться, - вам понятны? - Таких один на миллион. Шести-то часов маловато. Ни аппетита, ни энергии. Как работать? Мне нужно 8-10 часов. Если встаю в пять утра, потом с трудом дотягиваю до десяти вечера. Приходится гуарану пить. Крепкую, как три стакана кофе. - Карпин рассказывал - когда совмещал два поста в «Спартаке», страшно не высыпалс

Безумные истории легендарного доктора красно-белых Лю Хуншена.

17 мая 2017 года. Москва. Тушино. «Спартак» - «Терек» - 3:0. Доктор Лю с чемпионским трофеем. Фото ФК «Спартак», архив "СЭ"
17 мая 2017 года. Москва. Тушино. «Спартак» - «Терек» - 3:0. Доктор Лю с чемпионским трофеем. Фото ФК «Спартак», архив "СЭ"

Доктор Лю - один из тех, кто добился чемпионства московского «Спартака» в 2017 году спустя долгих 16 лет ожидания болельщиков. Он тот, кто был своим среди футболистов. Благодаря доктору Лю и его практикам восточной медицины множество игроков красно-белых вставали на ноги раньше срока даже после тяжелейших травм. Проработал в медицинском штабе московского клуба долгих 13 лет.

О подробностях приобретения сербского защитника Неманьи Видича Лю Хуншен рассказал обозревателям «СЭ» Юрию Голышаку и Александру Кружкову в 2017 году в разговоре по пятницам

- Люди, которым хватает четырех часов, чтоб выспаться, - вам понятны?

- Таких один на миллион. Шести-то часов маловато. Ни аппетита, ни энергии. Как работать? Мне нужно 8-10 часов. Если встаю в пять утра, потом с трудом дотягиваю до десяти вечера. Приходится гуарану пить. Крепкую, как три стакана кофе.

- Карпин рассказывал - когда совмещал два поста в «Спартаке», страшно не высыпался.

- Впервые слышу. Ко мне не обращался. Вот Черчесов (главный тренер «Спартака» в 2007-2008 годах - Прим. «СЭ») в Тарасовке каждый вечер просил иголки поставить. Как раз для хорошего сна. Из спартаковских тренеров я не притрагивался только к Карпину и Лаудрупу (главный тренер «Спартака» в 2008-2009 годах - Прим. «СЭ»).

- Почему?

- Ни на что не жаловались. У Эмери (главный тренер «Спартака» в 2012 году - Прим. «СЭ») шея болела - иголочки и массаж помогли. У Якина главный тренер «Спартака» в 2014-2015 годах - Прим. «СЭ») - то же самое. Ассистент его, Вальтер Грютер, животом мучился. Иголкой вылечил, он воскликнул: «Чудо!»

- Аленичев вам доверял?

- Полностью! Еще когда игроком был, всегда ему что-то делал. Даже Каррера (главный тренер «Спартака» в 2016-2018 годах - Прим. «СЭ») приходил. У него коленки больные, поврежден мениск. Артроз.

- Может, вы и Федуна (владелец «Спартака» в 2004-2022 годах - прим. «СЭ») лечили?

- Да, колено, спину. Но это было давно.

- Леонид Арнольдович в Тарасовку наведывался?

- Я к нему ездил домой.

- Куда именно?

- Адрес вам не скажу.

- Хотя бы район.

- Рублевка. И Тушино, коттедж недалеко от воды.

- Самое больное колено, которое видели в «Спартаке»?

- Паршивлюк.

- А самая больная футбольная спина?

- Были проблемы у Павлюченко (нападающий «Спартака» в 2003-2008 годах - Прим. «СЭ»). Ну и, конечно, Видич (защитник «Спартака» в 2004-2006 годах - Прим. «СЭ»). Прекрасный футболист, многие клубы его просматривали, но узнавали о межпозвоночной грыже - и включали задний ход. Мне позвонил Юрий Первак: «Спартак» купит Видича, если гарантируешь, что поставишь его на ноги».

5 июля 2004 года. Москва. Генеральный директор «Спартака» Юрий Первак представляет новичка команды Неманью Видича. Фото Григория Филиппова, архив «СЭ»
5 июля 2004 года. Москва. Генеральный директор «Спартака» Юрий Первак представляет новичка команды Неманью Видича. Фото Григория Филиппова, архив «СЭ»

- Сказали бы вы «нет» - как бы судьба Видича сложилась?

- Так бы и играл через боль у себя в Сербии. Или уже тогда бы закончил. Но я часто сталкивался с подобными травмами. Изучил МРТ, пощупал руками позвонок. Понял - ситуация сложная, но не безнадежная.

- Вы сильно рисковали.

- Это ж не кулек яблок купить. Не понравились - выкинул. За Видича заплатили то ли три, то ли четыре миллиона долларов. Сегодня за такие деньги классного футболиста не найдешь. Хороший игрок - от восьми и выше.

- Премию-то вам выписали?

- Нет.

- Сам Видич отметил финансово доброго китайца?

- Три тысячи долларов подарил.

- Какой прижимистый.

- Да нормально! В прошлом году опять его лечил.

- Видич прилетал в Москву?

- История такая. Принадлежал он «Интеру», вновь травмировал спину, оперироваться не хотел. Думал, я его на ноги поставлю. Начал искать меня в Москве. Не нашел, набрал своему другу Тошичу. Тот ответил: «Обычно Лю на скамейке сидит, но давно его не видел. Наверное, в «Спартаке» уже не работает». И Видич в Италии лег на операцию.

- Удачно?

- Нет! Хуже стало! Он дозвонился в «Спартак», выяснил мой номер. А мы на сборы в Эмираты улетали. Видич примчался туда же, заселился в соседнюю гостиницу. Я им занимался в свободное время. Состояние было кошмарное - спина болит, нога немеет…

- Почти инвалид.

- Это неудачная операция его добила. Прошел курс - все стало хорошо. Дал мне две тысячи долларов. Он же еще играть собирался!

- Что ж завязал?

- Мне говорил - или закончит, или поиграет в Испании. Как же ее, эту команду, то четвертое, то пятое место занимает…

- «Севилья»?

- Нет!

- «Валенсия»?

- Точно, «Валенсия»! Туда собирался. Потом перезвонил: «Лю, больше играть я не буду. Если что-то понадобится – наберу».

- Когда-то Видич едва не пристроил вас в «Манчестер Юнайтед». На зарплату десять тысяч фунтов.

- Мне кажется, предлагали пятнадцать. Неважно. Я отказался. В Москве своя клиентура, нарабатывается годами. Вот это - моя жизнь. А что в Англии? Сегодня ты в команде - завтра выгнали. Приходит новый тренер, с ним свой штаб.

- Почему же Видич сразу до вас не дозвонился?

- Номер мой потерял. А Тошич действительно не видел меня на скамейке «Спартака», к тому времени я там не появлялся.

- Причина?

- Карпин стал генеральным директором и вызвал в офис: «Финансовый кризис, зарплата у тебя большая. Будет в два раза меньше. Если устраивает – оставайся». Я согласился.

- А что взамен?

- Сформулировано было так: «Работы тоже будет меньше. На выезды можешь не летать. Занимайся в Москве своими делами». С того дня бывал лишь на тренировках в Тарасовке да на сборах.

22 мая 2005 года. Москва. Лужники. «Спартак» - ЦСКА - 1:3. Защитник красно-белых Неманья Видич против вратаря армейцев Игоря Акинфеева. Фото Александра Вильфа, архив «СЭ»
22 мая 2005 года. Москва. Лужники. «Спартак» - ЦСКА - 1:3. Защитник красно-белых Неманья Видич против вратаря армейцев Игоря Акинфеева. Фото Александра Вильфа, архив «СЭ»

- Изначально зарплата у вас была - тысяч пять долларов?

- 240 тысяч рублей. Позже превратились в 120.

- Крохи для специалиста такого уровня.

- Конечно! Если б сейчас Каррера из команды не убрал, я бы ушел сам. Маленькие деньги! За тринадцать лет, что провел в «Спартаке», семью почти не видел. Собственная квартира превратилась в отель.

- ???

- Жена говорит: «Лю, ты приходишь домой, как в гостиницу. Меняешь вещи в сумке и снова исчезаешь. Это не семья!» Я переживаю. Дети растут без меня. Но теперь все будет иначе. Пока ни в какой команде работать не планирую.

- Вы же не ездили на гостевые матчи. Вот и время на семью.

- Зато в январе и феврале не бываю дома - сборы. Летом пропадаю на месяц. Мне это нужно за 120 тысяч рублей?

- У вас хорошая интуиция?

- Очень!

- Значит, сразу почувствовали, что с Каррерой не сработаетесь?

- Не хочу углубляться в эту тему. Скажу одно: если б рядом с ним не было такого неприятного человека, как Диего (Мантовани, тренер по реабилитации. - Прим. "СЭ"), ничего бы не случилось. У меня с Массимо проблем не возникало. Глушаков позвонил ему, спросил: «Почему убрали Лю?» Каррера ответил: «Не в курсе, кто его уволил. Я - не трогал». А в клубе сказали: «Главный тренер не хочет, чтоб твой контракт продлевался». Кому верить - не знаю.

- Документы из офиса забирали со слезами?

- Сдержался. А вот работники базы, когда приехал в Тарасовку за вещами, расплакались. Горничная, администратор, люди, которые за полем ухаживают. Вздыхали: «Как жаль, что ты уходишь! Не верится…» Я был растроган.

- Если через пару лет позовут обратно - что ответите?

- Зависит от условий. В последние годы работал в «Спартаке» не ради денег. Я же сказал - зарплата не устраивала. Но мне было уютно в команде, привык к ребятам. Как все спартаковские болельщики, жил мечтой о чемпионстве.

- В другие клубы приглашали?

- В свое время был разговор с «Локомотивом». С Юрием Семиным давно знаком. У него рука болела - иголками вылечил. Когда нужны какие-нибудь китайские лекарства, обращается. С его подачи и хотели перетащить. Контракт предложили достойный.

- Больше, чем в «Спартаке»?

- Разумеется. Отказался. У меня много частных клиентов, бросить их не могу. Это - стабильность, всегда кусок хлеба. Люди записываются на прием с шести утра, приезжают ко мне в Медведково. Оттуда до базы в Баковке слишком далеко. Полдня тратил бы на дорогу.

- Кого из спартаковских тренеров вспоминаете с особенной теплотой?

- Федотова. Добрый, милый дедушка. Мудрый, интеллигентный. Футболистов любил, как собственных детей. Я бывал у него в гостях на Маяковской. Жалко, даже до семидесяти Григорьич не дотянул. Инсульт.