Найти тему
Пахомов Петр

Введение

Мои первые книги
Мои первые книги

Что такое Святая Гора? Полуостров в Эгейском море. Что с ним связано? И как возник этот феномен в Православной церкви? В какое-то время Афон стал образцом, эталоном для всех православных людей, которые не замедлили создать о нем множество легенд: что на Святой Горе нет даже животных женского пола, что женщина не пересекала границу Афона, что Афон непременно уйдет в конце веков под воду. Все это не соответствует действительности, но и является очень опасной фантазией. Но этот участок суши, никак себя не проявивший ни в Ветхом Завете, ни в апостольские время, стал едва ли всем для православного человека в 19, 20, 21 веках. Конечно, эта слава Афона смогла подняться до такой высочайшей точки благодаря почитанию у самого многочисленного православного народа - русского. И роль русского народа не только в числе монахов, превысившем в какой-то момент число греческих насельников Афона, не в материальной поддержке, которая была со стороны русского народа всегда исключительной, но и в том непреложном факте, что Афон нашел себе место в сердце русского народа. Все перечисленные факты не могли не вызвать и ревность, и зависть у греческого народа, утратившего свое место в православии из-за крайнего национализма. Для них него главным направлением мысли стало беспокойство о том, как бы не слишком умножилось на Афоне русское, болгарское, румынское, сербское или какое-то иное монашеское братство. Монашеское братство, хоть и многоязычное, должно делиться в первую очередь не по языкам, ни тем паче по государственным границам, а быть единым монашеским, хоть и многоязычным братством, и земля эта не должна принадлежать ни Греции, ни России, ни Болгарии, ни Румынии и Сербии.
Возвращаясь к началу после вынужденного отступления, повторим опять Святая Гора - полуостров в Эгейском море, который, по мнению епископа Порфирия (Успенского) возник во времена Пелагия, сына библейского Евера, в ходе, по словам Платона, "частых и больших наводнений в продолжение 9000 лет", из которых самое сильное было от перелива из Черного моря", довершившего дело. Множество мнений по поводу разделения суши и моря изложили кроме них Аристотель, Страбон, Сенека, Плиний. Частые землетрясения закончили создание Афона.
Участок земли, не имеющий основания на такую роль ни в истории Ветхого Завета, ни даже в апостольских временах. Если в Ветхом Завете он прибывал во тьме язычества, о чем сохранились многочисленные свидетельства до сих пор, которые я видел своими глазами. Совсем недавно приходилось сталкиваться с людьми, которые собирали артефакты, связанные с язычеством Афона. Да, многие подобные знаки просто попадаются до сих пор буквально под ногами. Языческую историю хорошо описал епископ Порфирий (Успенский), знаток православного Востока и беспристрастный ученый. И, увы, эта ученая беспристрастность сделала его яростным разоблачителем многих легенд и сказаний из христианской истории Афона. Из новозаветных историй осталась только одна о посещении апостолом Павла ближайшего к Афону города Иерессо. Первое предание о Жребии Богородицы оспаривалась тогда еще архимандритом Порфирием. Афон тогда был густо населен язычниками. Пришла на землю, выпавшую ей по жребию, Богородица и началось просвещение Афона. Афон по выражению "философа на троне" Марка Аврелия есть крупица мира. Видимо, из-за малости его относительно всего мира, но и из-за значимости для всего мира. Видимо, поэтому так много сказаний сложено и написано об Афоне иногда не в меру торопливыми посетителями его, доверчиво слушавших тамошних рассказчиков, которые сами верят своими рассказам, как святой истине, но "никогда ничем не проверяют своих рассказов". "Но ведь жаль, что такое священное место, как Афон оболгано, а при такой жалости сильно хочется сказать о нем правду, ту самую правду, которая кроется в архивах афонских. Эта-то жалость и это самое хотение водят пером моим". Архимандрит Порфирий крепко взялся за перо и отмечал, "что нет ни одного памятника свидетельствующего о существовании христианства в первые три века." 321 год идолопоклонник Герман Иракл изготовил каменную гробницу. Вот и предания о христианском Афоне не одно не подтверждается. Нужно правдивое повествование об Афоне. И епископ погрузился в разбор древних преданий. Ну, установил он, что предание о посещении Божией Матери Афона пришло в Россию при патриархе Никоне. По-славянски его записал преподобный Стефан. В 11 древних рукописях епископ Порфирий не нашел упоминания о том, что Богородица была на Афоне. Откуда оно пришло к Стефану, епископ Порфирий пытался выяснить, но архивы даже афонские вовсе не так основательны. Так даже с научной точки зрения он пытается выяснить подлинность других преданий. Что можно сказать об этом? Во-первых, не столь уж важно была ли Богородица на Афоне, был ли апостол Павел в Иерессо, и когда появились первые монахи на Афоне. Главное то, что есть Афон в наше время. И не стоило тратить столько сил, чтобы проверять подлинность преданий. Слово подлинность само заставляет определить, что оно есть. Епископ Порфирий жил в эпоху, когда люди стали забывать о Боге, и вместо Него искать новых идолов в искусстве, в науке. Найти документы о пребывании Богородицы на Афоне? Посмотреть ее паспорт, визу? Какой датой открыта, когда выбыла? Наука не всесильна, она нужна и полезна, но вера всегда выше науки. Если как-то родилось это предание, вернее предания и живут, значит, на то есть основания. Другое дело, если корыстные люди изобретают их в своих целях. Но, к преданию о посещении Богородицы это относиться не может, потому что покровительство Богородицы афонским монахам и Афону вообще, проверено жизнью, и многие даже просто паломники ощущают его. И не задумываются, возможно ли оно по документам. Оно просто чувствуют экспериментально, что оно есть. Это мне хочется сказать при полном уважении к замечательному ученому епископу Порфирию. Не все можно приложить и измерить линейкой фактов, и приступаю к осмыслению Афона, его влияния на Церковь надо не уподобляться беспристрастному ученому. Важно для всех другое: Что Афон сегодня для нас и что будет в будущем. Будет ли он в мире до конца веков.

Продолжение:
https://dzen.ru/a/ZhUcUUKUjl7-Wkrg?share_to=link