Найти тему

Вивальди. Времена года. Осень.

Оглавление

Мы продолжаем рассказывать о бессмертном произведении великого композитора. У нас уже выходили статьи о Весне и Лете, с которыми советую ознакомиться, чтобы лучше понимать контекст)))

Настало очередь окунуться в осеннюю атмосферу.

Для начала нужно напомнить, что «Времена года» - это четыре концерта, входящих в одно произведение.

Каждый концерт посвящен конкретному времени года. Это произведение относится к программной музыке. Это значит, что слов в музыке нет, но сама она подразумевает наличие текста, который должна обозначать музыка. Сонеты к концертам написал, скорее всего, сам композитор.

Каждая часть состоит из трех маленьких частей - по числу месяцев в каждом времени года. Все концерты цикла написаны для солирующей скрипки с оркестром.

«Осень» (L’Autunno)

Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.
А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.
А утром на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.
Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.

-2

Музыка

В первой части, после грозы, разразившейся летом, мы попадаем на осенний веселый праздник урожая. Осень — время торжества человека над природой, время его наибольшей уверенности в себе, и именно в этом концерте, солисту поручены самые виртуозные партии из всего цикла.

«Танец и песня крестьян» — авторская ремарка в начале части. Жизнерадостное настроение передается ритмом, напоминающим ритм первой части «Весны». Яркость музыки придает использование эффекта эха, столь излюбленного всеми композиторами барокко.

Один из разделов первой части — забавная бытовая сценка: «Подвыпившие» (или «Захмелевшие»). Солист изображает «разливающиеся» вино; мелодии изображают захмелевших поселян. Их «речь» становится прерывистой и невнятной. В конце концов, все погружаются в сон - скрипка замирает на одном звуке, тянущемся несколько тактов. Все это Вивальди изображает с неизменным юмором и доброй ироничной улыбкой. Завершается первая часть тем, с чего она и началась — ликующей музыкой веселого празднества.

Во второй части на землю опускается ночь, и все погружается в сон. Об этом повествует второе четверостишие сонета. Звуки изображают состояние крепкого сна и тихой южной ночи. Особый колорит звучанию придает способ исполнения своих партий струнными инструментами. Все звучит очень таинственно и призрачно. При исполнении этой части особая ответственность ложиться на клавесиниста: его партия точно не выписана композитором, и предполагается, что клавесинист ее импровизирует.

-3

Третья часть называется «Охота». Музыкальный и поэтический жанр caccia (итал. — качча, «охота») зародился в Италии еще в XIV — XV веках. В вокальных каччах текст описывал сцены охоты, преследования, а музыка изображала скачки, погоню, звучание охотничьих рогов. Эти элементы обнаруживаются и в этой части концерта. В середине охоты музыка изображает «выстрел и лай собак» — так поясняет этот эпизод сам Вивальди.

Первые такты создают бодрую атмосферу утра с трубящими охотничьими рогами и гарцующими лошадьми. Далее слышны картины охоты на оленя — скачки́ испуганного животного, спасающегося от людей и собак, его ранение и, наконец, смерть.

Вот такая получилась небольшая статейка) Но главное - слушайте хорошую музыку.

И подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить другие статьи про классическую (и не только классическую музыку)

Другие наши музыкальные разборы: