Когда европейские женщины отказались от платьев длиной до щиколоток и множества нижних юбок, это считалось серьезным шагом на пути к свободе. Но в Африке свои правила и свои ритуалы!
Представители народа гереро, живущего в Намибии, после изгнания немецких колонизаторов, переняли их манеру одеваться. Согласно верованиям этого народа, таким образом они забирали силу захватчиков себе. Это было необходимо, ведь гереро пережили годы жестокого геноцида!
Как и для европейцев, объемная женская одежда, состоящая из многих метров ткани, требует определенного уровня достатка и культуры. Она является отражением высокого социального статуса: ее надевают после вступления в брак, она диктует определенную манеру ходить, двигаться и вести себя. В такой одежде нельзя бегать, нельзя бежать за автобусом. "Правильно надетое длинное платье, - как выразился антрополог доктор Лутц Мартен, - придает тому, кто его носит, медленную и величественную походку".
У женщин гереро были свои особые причины одеться в платья христианских миссионерок, которые появились среди них в 1890-х годах. Исторически гереро всегда были скотоводами, и в их праздничных танцах прослеживается имитация поднятых коровьих рогов и плавных покачивающихся движений. Викторианские платья, не позволявшие двигаться резко, усиливали этот эффект. К европейским платьям женщины гереро добавили уникальные головные уборы с консольными и слегка загнутыми концами, очень похожие на коровьи рога. Корова у скотоводческих племен всегда являлась символом богатства и благополучия, и такой головной убор выполняет функции своеобразного талисмана. Только посмотрите, какая красота!
Постепенно эти платья начали приобретать черты традиционного культурного кода. Например, женщина в таком платье может транслировать, что она достойная уважения мать. Количество нижних юбок на ней равно количеству ее детей. Чем пышнее юбки, тем солиднее женщина. Вычурность платья и обилие украшений говорят о стремлении женщины угождать мужу и создавать красоту вокруг себя. Простое платье - о ее сосредоточенности на детях. Наряд, в котором замужняя женщина выходит из дома, должен быть согласован с мужем и свекровью, потому что он говорит от лица семьи. Гереро считают, что платьем солгать нельзя.
Современные модельеры считают платья гереро, с одной стороны, живым символом истории, с другой - огромным вдохновением для нынешней моды. Ведь это рассказ о том, как после геноцида народ поднял голову и нашел в себе силы радоваться прекрасному, преобразовать наследие захватчиков к своей пользе. Девушка гереро получает свое первое подобное платье в рамках обряда посвящения, после этого она считается взрослой. В этом ролике можно увидеть, как вся семья отправляется выбирать ткань для первого платья.
Мужчины племени гереро предпочитают костюмы, напоминающие о европейских военных самых разных времен. Это более агрессивный способ забрать энергию у вражеских воинов. Началось с одежды, снятой с мертвых вражеских солдат, потом этот процесс перешел во что-то вроде исторической реконструкции.
Правление Германии на территории Намибии длилось около 25 лет и закончилось в 1915 году. За время немецкого владычества было уничтожено 80% народа гереро. Чтобы это не повторилось, мужчины ритуально переняли манеру одеваться своих бывших и потенциальных врагов.
С вами была Олеся Кривцова, купить мои книги можно здесь :)