Найти тему
Гость с юга

"Всё закончилось, вы в безопасности". Раненных в "Крокусе" спасали врачи, которые детьми пережили теракт в Беслане

Фото: Казбек Цалоев (слева) и Камболат Баев/РГ
Фото: Казбек Цалоев (слева) и Камболат Баев/РГ

Три года назад мужчины перебрались в столицу. В день, когда случилась трагедия, оба были на дежурстве.

Автор: Антон Волощенко

Врачи-реаниматологи Камболат Баев и Казбек Цалоев, участвовавшие в оказании помощи раненным посетителям "Крокус Сити Холл", пережили теракт в Беслане, ещё будучи детьми. Тогда им удалось выбраться из захваченной боевиками школы. Оба окончили Северо-Осетинскую государственную медакадемию и жили неподалёку, но познакомились только в пандемию в ковидном госпитале во Владикавказе. С тех пор стали друзьями.

В 2021 году мужчины переехали в столицу. 31-летний Казбек работал врачом в отделении реанимации Московской городской клинической больницы им. Вересаева, 28-летний Камболат — в главном военном клиническом госпитале им. Бурденко. Когда случилась трагедия, оба были на дежурстве. Камболат — в Одинцовской областной больнице.

Сразу всплыли воспоминания, когда я ребёнком находился в заложниках и на моих глазах убивали людей. Я молил, чтобы жертв было как можно меньше. Получив сигнал, мы быстро подготовились к наплыву больных. Тотчас прибыли ещё врачи. Никто не говорил про выходной и нерабочее время. К моменту поступления пострадавших у нас было все наготове: и операционные, и кровь, и плазма, и персонал, и палаты. По "скорой" из "Крокуса" к нам привезли четверых: мужчину в тяжёлом состоянии — с огнестрельным ранением руки и большой потерей крови, двух женщин с отравлением продуктами горения и ещё одного пациента с ожогами,

вспоминает Камболат.

По его словам, за жизнь пострадавшего от огнестрельного ранения медики боролись в течение четырёх часов. Пуля прошла навылет, задев сосуды. Состояние пациента было критическим. Благодаря оперативному вмешательству его удалось спасти.

Две посетительницы, надышавшиеся угарным газом, находились в сознании. Когда раздались первые взрывы в концертном зале, они были на балконе. Женщины укрылись в туалете, а после смогли выбраться наружу. Их поместили на кислород. Кабмолат успокаивал пострадавших фразой, которую сам, будучи ребёнком, слышал от спасателей: "Всё закончилось, вы в безопасности".

В горбольницу им. Вересаева, где дежурил Казбек, в тот вечер привезли трёх человек.

Когда я увидел первые кадры с террористами, расстреливающими беззащитных людей, перед глазами промелькнуло всё то, что произошло с нами. Я знал, что происходит с жертвами теракта, понимал, что творится у них внутри,

поведал врач.

Фото: Камболат Баев с мамой после теракта в Беслане/РГ
Фото: Камболат Баев с мамой после теракта в Беслане/РГ

1 сентября 2004 года, когда террористы захватили и заминировали школу в городе Беслан в Северной Осетии, Камболат и Казбек были каждый со своим классом. Младший оказался погребён под завалами после взрыва. Его вытащил отец одной из девочек Мурат Кацанов. Сам мальчик получил множественные ранения, шесть его одноклассников погибли. В клиниках он провёл около двух месяцев. Курс реабилитации занял несколько лет.

Казбеку в тот день повезло больше.

Я перешёл в шестой класс. Когда нас захватили, я был в отчаянии и в первый день даже уже готовился к худшему. Я смотрел на этот ужас и вспоминал все лучшие моменты моей маленькой жизни. Именно тогда я понял, что нужно ценить каждую минуту, каждого человека, который тебя любит и делает тебе добро. А потом я вдруг собрался и сказал себе: "Я справлюсь!". После первого взрыва побежал к окну, забрался на подоконник. А после второго волной меня выкинуло на улицу... Я был весь в пыли, в крови, но, как оказалось, не в своей. Получил только царапины,

рассказал Казбек.

Медики, отвечая на вопрос, как справиться с душевной болью и страхами после теракта, призвали не отказываться от помощи психологов и не оставаться наедине с бедой.

Общее горе объединило и сплотило. У нас появилось много друзей со всего мира. Помните: жизнь продолжается, нужно идти дальше и смотреть только вперед. Тем, кто потерял близких, хочу сказать: живите во имя тех, кого вы потеряли. Нужно видеть в жизни не только мрак, а двигаться к свету. Радоваться близким, семье, друзьям. Любить и быть любимыми,

призвали медики.