Для того, чтобы ответить на данный вопрос, мы поговорим про Францию и Алжир. Нет, не про тот, который растет на дереве, а про тот, который находится на севере Африки. Казалось бы, от Египта недалеко, но я не слышал никогда, чтобы люди туда поехали в отпуск. Но туристическая значимость Алжира нас не интересует, нам важна политическая и экономическая значимость Алжира для Франции. До прихода французов в 1830 году территория переходила из рук в руки, на стенах местных святынь писали «здесь был Вася» последовательно: финикийцы, нумидийцы, римляне, вандалы (это племена немцев или славян), византийцы, арабы, испанцы, корсары (просто пираты во главе с Барбароссой). И вот, казалось бы, в 1830 году пришли французы, но во второй мировой войне некоторое время вместо них были ещё и немцы с итальянцами. В настоящее время основное население Алжира – арабы. Во многих странах этого региона так. Нет никаких алжирцев или, например, палестинцев. Если разговаривать о коренном населении, то для Алжира это берберы. Однако, как в Европе переселялись огромные массы людей во времена великого переселения народов, так и в Азии и Африке переселялись во времена арабских завоеваний, очевидно арабы. Официальные языки арабский и берберский, при этом последний пришлось выбивать коренному населению с помощью силы аж в 2001 году, то есть совсем недавно.
После окончания второй мировой войны многие страны Африки запросили независимость. Алжир не был исключением. Причём, что примечательно, Франция довольно лояльно отнеслась к желанию Алжира получить независимость, такое решение поддерживала, на референдуме во Франции большинство проголосовало за их независимость. Не поддерживали его французские колонисты и алжирцы правого толка. И началась война. Долгая и кровопролитная, унёсшая 1 млн. жизней, преимущественно среди гражданского населения. В результате Алжир выиграл и заключил с Францией эвианские соглашения. Суть их в том, что Франция выводит все войска по удобному графику, а Алжир оставляет французским компаниям их имущество и компании.
Я к чему это веду, эту территорию Франция на полном серьёзе считает своей с 1830 года. В силу близости к Европе. Тяжело считать территорию своей, если она находится на другом конце земного шара, хотя Британия умудряется показывать, что это возможно даже по отношению к куску скалы (Фолклендские острова тому пример).
Многие скажут, что это же колония, колония не может быть частью страны и прочее. Тут соглашусь, колония не может, но в чём основное отличие колонии от метрополии? Разные гражданские права. Не может человек из колонии переселиться в метрополию, не может голосовать за президента, не может иметь гражданства. И вот тут интересно получается. Любой гражданин Алжира, который родился до 1962 года (обретение независимости) или у кого хотя бы один родитель родился до 1962 года в Алжире, имеет право подать на французское гражданства и его таки получить. То есть отношение к гражданам Алжира как к своим собственным. Дошло до того, что в некоторых городах юга Франции основное население – алжирцы, ну как у нас население южных городов типа Сочи или Краснодара не совсем русское.
Для примера – Бенуа Пайан, мэр Марселя заявил, что Марсель – это крупнейший алжирский город во Франции. Да чего уж там, я видел фотографию солдата французской (!) армии с алжирским флагом в центре Парижа.
К чему я это. Сколько там Крым был российским, что Путин на интервью делает экскурсы в историю? 250 лет, ну так вот Алжир был французским 200 лет.
Колоний в Африке у Франции было не мало. К ним отношение не такое же трепетное как к Алжиру, но тем не менее Франция считает Африку (бывшие колонии) своей территорией. Франция там держит свои войска, обучает население, регулирует экономику (это тема отдельной статьи) и даже даёт гражданство. Заметили, наверное, что сборная Франции по футболу – это сплошь африканцы? И для французов это не проблема и они считают, что Франция должна приспособиться и переварить всех желающих приехать во Францию из бывших колоний. И тут откуда ни возьмись появляется «Вагнер» и умудряется поменять баланс сил в регионе. Французов отовсюду выгоняют и французам это не нравится. Будет ли Россия воевать за Крым? Несомненно. Будет ли Франция воевать за Алжир? А вот это мы и посмотрим. Это своего рода сигнал для России, что наше чувствительное место они знают и хотели бы, чтобы мы от их чувствительного места (Африки) держались подальше. Тут ведь вопрос не только в том, пошлёт ли Франция войска, но и в том, как на этот сигнал отреагирует Россия. Подозреваю, что никак, в том плане, что оставит всё как есть. Всё, что может отправить Франция вот прям сейчас это 2 000 человек в подразделениях быстрого реагирования. Ситуацию они не изменят совсем.
Так что Франции важно подключить к этому процессу как можно больше стран, но все как-то предпочли отмолчаться или прямым текстом сказать, что участвовать в этом не будут. Немного смущает, что прямо сейчас у границ Украины проходят самые масштабные учения НАТО с 1988 года, задействовано там 90 тыс. человек. И главное, как показывает практика, всё самое плохое начинается с учений. Ещё один момент, внушающий опасения, Макрон, как говорят в таких ситуациях – хромая утка. На следующих выборах он не может избираться, поэтому делать может всё, что угодно, разгребать всё придётся тому, кто придёт после него.
Вполне возможно, что войска Франции таки появятся на Украине, естественно это будет сделано ради гуманитарных соображений, исключительно для спасения детей и котят. Не знаю, как насчёт детей, но котят любят все. Под охрану возьмётся какая-то далёкая от линии фронта граница, что высвободит какое-то количество украинских солдат для отправки в горнило войны. Но целью этой статьи было не рассмотрение количество солдат и вооружения, и даже не способа, которым Франция зайдёт на Украину. Целью статьи было предложение посмотреть на ситуацию под другим углом, под тем, где Францию с Африкой связывает долгая история и отдавать её просто так Франция не захочет.
А вы как думаете, до чего дойдёт Франция в желании наказать Россию? И стоит ли России учитывать интересы Франции в Африке?