Найти тему

Лихой казак. История одного каторжника

Когда говорят о знаменитых преступниках 19 века, чаще всего вспоминают англичан, реже американцев, не даром английские детективы – классика жанра. О российских злодеях пишут намного реже, даже тех, о ком в свое время трубили все дореволюционные газеты. На этот раз речь пойдет о печально известном разбойнике Тимофее Паклине.

Знаменитый репортер конца 19 – начала 20 века Влас Дорошевич во время путешествия на Сахалин взял у Паклина интервью. Более того, преступник сам пришел к нему, чтобы рассказать свою историю. Дорошевич описал его так: «невысокий, плотный, коренастый рыжий человек» с неприятным лицом, который чрезвычайно гордился тем, что родился казаком. С детства Тимофей, настоящая фамилия которого неизвестна, любил риск, с удовольствием укрощал самых диких необъезженных коней, а еще запоем читал рассказы о похождениях разбойников. Подобные бульварные романы печатали в то время массово, поэтому чтива у молодого казака было предостаточно. Свое первое преступление он совершил в родной станице: расправился с соперником, который ухаживал за приглянувшейся ему девушкой. Преступление, как ни странно, сошло ему с рук и числилось нераскрытым, хотя подозрения были. Однако как-то раз в пылу ссоры один из односельчан не сказал: «Я ведь тебе не такой-то! Меня, брат, не убьешь из-за угла, как подлец!» Разозлившийся Тимофей посчитал это нестерпимой обидой и совершил второе убийство. После этого он прихватил из родного дома все деньги и сбежал на встречу приключениям. Некоторое время он жил у сердобольной старушки, которой заменил покойного сына. Знала ли она, чем тот занимался, история умалчивает. Тогда же он взял себе «псевдоним» Паклин. Возможно, из очередного бульварного романа. Паклин сколотил печально известную шайку, которая особенно любила нападать на купцов и представителей духовенства. «Я у бедных никогда ни копейки не брал. Сам, случалось, даже помогал бедным. Бедняков я не обижал. А у тех, кто сами других обижают, брал, – и помногу, случалось, брал», - рассказывал он репортеру. Правда, заодно упомянул, что купцы и церковнослужители при ограблениях больше опасались за свою жизнь и меньше сопротивлялись. В поисках новых жертв шайка гастролировала по многим южным городам. Деньги Паклин тратил на женщин и развлечения, на досуге читал любимые бульварные романы и мечтал, сорвав большой куш, уехать в Америку. В Екатеринодаре он проходил сразу семи делам, но благодаря подкупленным свидетелям его оправдали. Имя Паклина стало нарицательным. Очередной жертвой ограбления стал нахичеванский архимандрит. В отличие от «коллег», он пытался оказать сопротивление и не хотел говорить, где хранит деньги. В итоге разозлившийся Паклин велел подельнику расправиться с несговорчивым стариком. В итоге разбойников все-таки удалось поймать. Перед судом предстали четверо участников шайки, но, по словам главаря, двое в преступлении не участвовали, и их оправдали. Паклин провел 11 месяцев в одиночной камере и был приговорили к каторге. Дорошевич упоминает примечательный случай. «Когда любимый всей тюрьмой, добрый и гуманный врач ростовской тюрьмы господин К. не поладил с тюремной администрацией и должен был уйти, Паклин поднес ему икону, приобретенную арестантами по подписке». При этом сам разбойник был убежденным атеистом. На Сахалине он удивил остальных тем, что, являясь отличным плотником, отказался работать в столярной мастерской, а попросил перевести его сторожем в глушь, что обычно считалось наказанием. Свое добровольное изгнание он объяснил тем, что из-за своего буйного нрава он опасался, что в пылу очередной ссоры опять кого-нибудь убьет. Примечательно, что, не изменив своих взглядов на жизнь, этот разбойник все-таки остепенился. За хорошее поведение ему сделали поблажку – разрешили жениться и жить не в тюрьме, а за ее периметром в своем доме. Такие вольности допускались, когда преступник отсидел значительную часть срока и не имел нареканий. Женой разбойника стала молодая и привлекательная женщина, так называемая «скопческая богородица». Такие девушки работали на одиозную секту скопцов, завлекая туда других. Скопцы были радикальной сектой, проповедовавшей отказ от всех мирских радостей, а чтобы не было плотских соблазнов, мужчин кастрировали и оскопляли, женщинам удаляли грудь и повреждали интимные места. При этом такие «богородицы» сами себя не калечили, а подбивали других. На момент интервью у Паклина был добротный дом, образцовое хозяйство, горячо любимая жена, которую он всячески баловал, и двое детей. Бывший разбойник вел себя смирно, потому что боялся, что очередная его выходка может создать проблемы его семье и особенно детям.

#история #19век #преступление #каторга #ретродетектив