Найти в Дзене
Книжич

Артур Кларк «Пески Марса»: почему вы не захотите стать первым человеком, посетившим Марс

Оглавление

Иногда мне везёт, и YouTube рекомендует что-то стоящее. Например, Владимира Георгиевича Сурдина. Он астроном, работавший под началом Иосифа Самуиловича Шкловского. Сурдин как-то высказал интересный, но, с точки зрения мировой фантастики, очень спорный тезис — мол, в космосе человек не нужен. Он только мешает машинам изучать пространство — чешется, вибрирует, требует кислород и еду. Не нужен человек и в полётах на Марс. Рано ему, пускай вначале роботы полетят и все там настроят.

Разумеется, эта мысль не лишена логики. Полёт на Марс при современных технологиях занимает около 9 месяцев. Все эти месяцы пассажиры будут болтаться в невесомости, подвергаться воздействию космического излучения, да и психологический фактор нельзя списывать со счетов. Толкаться в алюминиевой банке почти год, как минимум, некомфортно. И это в одну сторону. Затем, после 9-ти месяцев невесомости (с ослабленными мышцами), предстоит высадка на саму планету. И путь обратно, ещё 9 месяцев.

И это только для того, чтобы воткнуть какой-нибудь флаг в грунт Марса. Да, круто. Но как считают многие, овчинка выделки не стоит.

Что касается транспорта. Жидкостные ракеты потребуют тысячи тонн топлива. Сейчас собираются сделать заправочную станцию на орбите Земли, но кто её сделает на орбите Марса? На обратный путь потребуется столько же топлива.

А что о полётах на Марс говорит старая добрая фантастика?

Возьмём произведение Артура Кларка «Пески Марса». Роман 50-х годов, не утративший свою актуальность и поныне. Начнём с самого путешествия: главный герой — писатель-фантаст Гибсон — отправляется на Марс, в первую колонию. Чтобы написать не фантастическое произведение, как обычно, а реальную историю. Его фантастику читали и читают многие, он узнаваемая личность, но очень часто его вымышленные описания далеки от реальности.

У Гибсона очень развита фантазия. Например, несмотря на препараты от космической болезни, при выходе на орбиту, он умудряется уделать весь салон ракеты просто потому, что очень живо вообразил себя страдающим от полёта.

-2

Тут мы подходим к главному. Главный герой не стартует с родной планеты сразу на Марс. Вначале он на жидкостной ракете долетает до космического корабля на ядерной тяге. Что вполне логично. Корабль «Арес» имеет форму гантели — жилой отсек, связан перемычкой с отстоящим реакторным. Сам корабль никогда не опускался на Землю, его собрали на орбите, и он швартуется к космической станции, которая является своеобразным портом на пути к звёздам.

На станции с помощью центробежной силы создано искусственное тяготение. На неё пересылаются грузы с Земли, она промежуточное звено перед отправлением на Луну и Марс. А вот на «Аресе» тяготения нет. И всё путешествие герой провёл в невесомости. Тут, конечно, великий Артур Кларк не рассчитал. За сто дней путешествия (именно столько по сюжету «Арес» летит к Марсу) последствия будут плачевными.

Не упоминал великий писатель и о космическом излучении. А ведь оно очень неблагоприятно влияет на человеческий организм. Так что, дотошный в мелочах Артур Кларк не оставил записей о защите от радиации. Но есть современные опытные материалы, и это не сплавы. Это полимеры. Пластмассы с заданными свойствами, многослойные молекулы, задерживающие и гамма, и альфа, и бета-излучение. Из таких полимеров можно сделать и жилище на Марсе. Но об этом потом.

Метеоритная защита

У Кларка оговаривается, что попадание метеорита, способного вывести из строя космический корабль, маловероятно. Небольшое отверстие величиной с кулак, астронавты, втайне от пассажира залепили буквально за пару часов. Дольше его искали.

Но не будем забывать, что это 50-е годы XX века. Сейчас можно нагуглить кучу картинок по запросу «космический мусор» или «столкновение с микрометеорами». Кадры не оптимистичные. Впечатление, что обшивку расстреляли из крупнокалиберного орудия шрапнелью. Спасается та же самая МКС многослойной защитой, когда слой из алюминия — внешняя обшивка, отстоит на несколько десятков сантиметров от мягкой внутренней, гасящей силу удара микрометеорита.

Как космический корабль понесёт такую обшивку? Наверное, с трудом. И защищает она лишь от сравнительно маленьких частиц, буквально пару миллиметров, да и то, летящих с низкой скоростью — 10–15 км/с. При более высоких скоростях, и более крупных частицах космический корабль может просто распылить.

В относительно ближайшем будущем, более-менее научно обоснованной защитой от метеоритов может стать щит из плазмы, генерирующийся перед космическим кораблём или вокруг него. Он же теоретически способен защитить и от излучения.

Но вернёмся к «Аресу». Пиши Артур Кларк сейчас, то получился бы космический корабль, с ядерным двигателем, точнее, реактором на быстрых нейтронах, который питает системы корабля, щит из плазмы и сам плазменный двигатель, сделанный из многослойного полимера. Но, вероятно, с металлической обшивкой. На всякий случай. Кроме того, скорее всего, пришлось бы отказаться от «гантельной» формы и придать кораблю осевое вращение, чтобы не атрофировались мышцы. На Марсе, конечно, сила тяжести на 38% меньше, но она есть. Я, допустим, со своими ста килограммами там весил бы шестьдесят два. Плюс скафандр — без него никак. Вообразите: девять месяцев до этого болтался в невесомости. Вряд ли даже самый тренированный человек после такого путешествия сделать по поверхности Марса хотя бы шаг. Неважно какой — большой или малый.

Так что полёт на Марс с космонавтом на борту уже вполне возможен. Но в современных реалиях у многих возникает резонный вопрос: зачем? Наверное, на это каждый ответит по-своему, но когда-то Юрий Алексеевич Гагарин оседлал, грубо говоря, бочку с порохом и взлетел. Он точно знал ответ на этот вопрос.

На Марс «летал» Эдуард Касаткин.

-3