Найти тему
qwentity

Влияние компьютерной игры Dota 2 на современного подростка.

Данная статья является продуктом индивидуального проекта ученика 10 класса МБОУ СШ№21 г.Липецка
Внимательно прочтите её, перед тем как в первый раз запускать Dota 2.

1.Общее описание игры, чем она отличается от других?

Dota 2 - Компьютерная игра в жанре MOBA (стратегия в реальном времени по сети с другими игроками), которая включает в себя 125 разнообразных персонажей 4-х атрибутов, 245 различных предметов, от расходных до нейтральных, 9 активируемых рун, которые дают героям те или иные бонусы. 3 линии и лесные зоны, в каждой из которых появляются специальные существа (крипы) за убийство которых дают золото нужное для покупки предметов, и опыт необходимый для повышения уровня персонажа, который в свою очередь даёт очки повышения уровня уникальных способностей героя, у каждого их в среднем по 4, три обычных и одна ультимативная, она отличается от обычной тем, что её можно прокачать начиная с определённых уровней, и её максимальный уровень - третий, в то время как у обычных - четвёртый. Так же существуют 4 стадии игры, которые отличаются количеством предметов у персонажей, и их уровнем. В игре 2 стороны - Силы света, и Силы тьмы, у каждой из которых есть крепость - главное здание, разрушив крепость противника, вы побеждаете в матче.

При игре нужно учитывать все вышеперечисленные факторы, и из-за этого порог вхождения в игру очень высок, для понимания игры на базовом уровне вам потребуется около 400 часов. Для сравнения взять другую, не менее популярную игру от Valve - Counter-Strike 2, её жанр - шутер, или простым языком - стрелялка, в ней так же необходима хорошая реакция и понимание передвижений по карте, но тем не менее порог вхождения в неё гораздо ниже, чем в игру, влияние которой рассматривается в моём проекте, поэтому Dota 2 считается достаточно сложной игрой.

Но почему же Dota 2 настолько популярна? Всё из-за её соревновательной составляющей, в игре есть система рейтинга, он измеряется в mmr, чем его больше, тем лучше вы игрок. Из-за этой системы люди всё чаще заходят в игру, побеждают и проигрывают, учатся играть, чтобы достичь определённых целей, которые игрок ставит сам себе.

В игре очень хорошо развит киберспорт, так количество зрителей самого главного турнира года - The International - достигают миллионов, а призовые фонды таких турниров зависят от игроков. За пару месяцев до турнира Valve выпускают обновление, в котором добавляют новые косметические предметы для персонажей и не только, которые можно получить путём увеличения уровня определённого дополнения, каждый год оно разное, уровни так же можно купить, и 50% от продаж идёт в призовой фонд The International, так на юбилейном, 10-м турнире в 2021 году он достиг 40 миллионов долларов США, и призом за первое место были 18 миллионов, которые выиграла СНГ команда Team Spirit.

2. Негативное влияние на подростка

2.1 Повышение агрессии

Так как Dota 2 является командной игрой ваша победа зависит не только от вас, но и от 4-х людей с таким же рейтингом как и ваш, подобранных случайно, и как и в любой другой командной игре которая включает в себя систему рейтинга, в процессе игры могут возникнуть разногласия с союзниками, в Dota 2 это часто случается из-за того, что кто-то неправильно сыграл, не использовал способность или предмет. И так как в игре присутствует голосовой чат, в нем начинается дискуссия, которая часто переходит на личности, и не смотря на стереотипы об этой игре очень редко на родословную игроков.

Играя одну игру за одной стараясь увеличить количество mmr вы невольно начинаете нервничать за каждую единицу, и поэтому видя то, как кто-то допускает ошибки, которые могут привести к проигрышу в матче вы даже будучи человеком, которого очень сложно вывести из себя начинаете по немного наезжать на человека, и вступать с ним в спор, пытаясь доказать ему, что он плохой игрок, несмотря на то, что это бессмысленно, и играть в конкретном матче лучше от этого он не станет. И даже осознавая это, вы всё равно указываете ему на ошибки, и зачастую человек отвечает вам оскорблением, так как люди не могут адекватно воспринимать критику. Своими словами он задел вас, и вы отвечаете ему другим оскорблением, так и завязывается конфликт. Очень часто матч проигрывается именно из-за таких маленьких конфликтов, соответственно количество рейтинга уменьшается, и это вас нервирует. Так проиграв одну игру, и запустив следующую вы играете её в изначальном плохом настроении, из-за этого ваша агрессивность к остальным, ни в чём невиноватым членам вашей команды невольно повышается.

Иногда случается так, что вы проигрываете 5, 10, а то и 15 игр подряд, после этого вы выходите из игры очень злым, и начинаете срываться на окружающих вас людей, иногда даже можете разбить что-то из ваших предметов. Спустя некоторое время вам будет даже не обязательно играть в игру, чтобы сорваться на что-то, и начать ругаться. Так общая степень вашей агрессии увеличивается, и тем, кто с вами общается это общение становится неприятным, вы становитесь излишне токсичным, и со временем, если вы ничего не поменяете, ваш круг людей, с которыми можно поговорить или приятно провести время уменьшается. А для подростка, которому нужно социализироваться, и находить себя в обществе быть токсичным чуть ли не самая большая ошибка, так как с таким человеком неприятно иметь дело, и люди будут всячески избегать общения с ним.

2.2 Неправильное распределение времени.

В Dota 2 рейтинговый матч в среднем длится 35-45 минут, и из-за стремления человека к самосовершенствованию он играет всё больше и больше, нередко ставя игру выше других полезных дел, например физических тренировок, учёбы, в некоторых случаях работы. Так как у детей больше свободного времени чем у взрослых они соответственно проводят больше времени за игрой, которая в долгой перспективе приводит к игромании. В случае, когда ребёнок зависим от игры, он ищет лишнее время не для неё, а от неё, для того чтобы сделать более скучные и неважные, по его мнению, дела.

Очень часто такие люди избегают реального общения с другими людьми, запускают себя, по долгу не выходят на улицу, тратя большую часть времени на игру. В последствии они становятся замкнутыми и неуверенными в себе, стесняются каждого действия, и либо вообще не раскрываются в обществе, либо делают это очень долго. Чаще всего такие люди производят первое впечатление как не очень интересного человека, а оно достаточно важно для продолжения общения. Хотя чаще всего такие люди очень хорошие собеседники, однако подобрать к ним подход зачастую сложно, и очень малое количество людей будет этим заниматься

2.3 Неправильное распределение денег

В какой-то момент времени человеку надоедает видеть одно и то же на своём экране, и он прибегает к косметическим предметам. С точки зрения подростка это так же хороший способ выделится из толпы. Несмотря на то, что косметические предметы не дают никакого бонуса в игре, люди готовы тратить тысячи, а то и десятки тысяч на этого рода покупки. Один из самых дорогих предметов на данный момент стоит около 130 тысяч рублей, и это периодически покупают.

И вот подросток покупает эту вещь, играет и радуется, спустя время и это ему надоедает, а также он замечает, что никак не отличился от других, и в игре важны только личные качества игрока. Таким образом он ищет новые, зачастую чуть более дорогие предметы, которые смогут удовлетворить его в визуальном плане.

Однако спустя время ему может надоесть игра, и он либо сделает перерыв, либо вовсе её забросит. Но деньги либо не получится, либо это придётся делать через обходные пути, в процессе которых теряется около 25% суммы.

В случае если деньги вывести не получилось, подросток начинает жалеть, что потратил столько на эту игру, ведь он в ней в итоге разочаровался. Я лично знаю такого человека, который в моменте потратил на эту игру 17 тысяч рублей, построил планы по возвращению в неё, и через неделю перестал играть. После этого по случайному совпадению у него сломался его телефон, но денег уже не вернуть.

Перед тем как покупать косметические и не только предметы в любой игре, стоит трижды задуматься, а действительно ли оно нужно? Может быть гораздо лучше пойти, и условно поесть на 300 рублей, чем потратить их на пиксели в компьютерной игре.

2.4 Ложные мечты

Подростку свойственно мечтать о своём будущем, и мысль "А может стать киберспортсменом?" иногда проскакивает. И казалось бы, в чём проблема? Игра человеку нравится, иногда это единственное в жизни, что приносит удовольствие, и даже есть подобные люди, например: Александр "TORONTOTOKYO" Хертек (на фото ниже он держит в руках эгиду победителя The International 10), который ушёл из МГУ на 2 курсе, спустя время попал в состав вышеупомянутой команды Team Spirit и выиграл крупную сумму. Думая обо всём этом он не учитывает несколько очень важных факторов: на момент когда он уходил из МГУ у него уже было очень большое количество рейтинга (около 11 тысяч, киберспортивный уровень: 12 - 13 тысяч), не малую роль в этом сыграла ошибка выжившего - распространённое когнитивное искажение, человек видит закономерность в наборе данных, но не учитывает вероятность простого совпадения, ведь Дмитрий "Korb3n" Белов - менеджер Team Spirit - мог и вовсе не собирать состав.

Но замечавшегося подростка это уже не волнует, он садится играть, уделяет всё больше времени Dota 2, забывает обо всём на свете, лишь бы сыграть пару матчей, чтобы хоть немного приблизится к своей мечте. И в какой-то момент эти мечты разбиваются, либо об череду поражений, либо об выгорание, потому что делать одно и то же действие без перерыва, возможно без изменения результата, очень утомляет.

Момент, когда подросток осознаёт, что у него ничего не получится, и он сильно ошибался всё это время очень болезненен для него, он может закрыться в себе, впасть в безэмоциональное состояние, к нему могут потерять интерес в обществе, видя всё это ему может стать ещё хуже.

Поэтому стоит думать наперёд, прикидывать все "за" и "против", и сразу же отбросить эту идею, в том случае, если на момент, когда мысль о киберспорте возникает у подростка на аккаунте менее 8 тысяч рейтинга, либо же уделять чуть меньше времени игре, но иметь запасной выход в виде возможности поступить в ВУЗ, либо как такового профессионального образования.

3 Положительное влияние на подростка

3.1 Развитие дедуктивных навыков, гибкости ума, коммуникации

Не стоит забывать, что Dota 2 - стратегия в реальном времени, а в стратегии побеждает тот, кто делает правильные действия, так и в этой игре, только совокупность полностью обдуманных решений приводит к победе. В момент игры мозг за секунды просчитывает действия до самых незаметных микродвижений, которые играют немалую роль в матче. Начиная от правильного использования способностей, и понимая добычи золота до мельчайших передвижений, всё играет роль. Dota 2 от части можно назвать шахматами, только в шахматах вам даётся определённое время на раздумья, а в этой игре всё происходит за мгновения. В жизни дедуктивные навыки так же помогают просчитывать большинство исходов, и выбирать лучший путём логических размышлений.

Так же Dota 2 развивает коммуникативные способности. Вы сможете почти сразу просчитать, к чему приведёт действие, на которое созвал команду ваш союзник, и сказать ему о том, что на данный момент игры это действие приведёт к проигранной драке и экономическому упадку, а как вследствие может привести к проигрышу в матче, либо же наоборот, поддержать его в этом, и раздать необходимые команды помощникам вашей команды.

3.2 Развитие мелкой моторики пальцев рук

В некоторые моменты в матче нужно очень быстро использовать несколько способностей и предметов, и в такие моменты развитая мелкая моторика и мышечная память позволяет в нужный момент времени не задумываясь нажать на определённые клавиши сделав максимум в командной драке, победив её, и спустя время матч. В жизни это помогает быстрее делать обыденные вещи по типу застёгивания пуговиц, завязывание шнурков, а также выполнение любой другой работы за компьютером.

4. Dota 2 хорошее занятие для отвлечения

Я решил вынести это свойство Dota 2 в отдельный пункт, так как в нем есть много нюансов, и оно относится не ко всем игрокам.

Как и во время игры в другие игры в мозге человека вырабатывается лёгкий дофамин (гормон счастья), который способен перекрыть остальные. Поэтому в случае, когда что-то случилось, и нужно отвлечься от всего вокруг Dota 2 будет как никогда кстати. И именно у этой игры заглушить внутреннюю боль получится лучше всего, так как она требует на себе максимальной концентрации, и вы можете сами того не осознавая отдать всего себя именно ей в этот момент. Однако стоит учесть, для достижения максимального эффекта подобного плана необходимо до этого играть около тысячи часов, чтобы иметь базовое понятие о том, что происходит на карте. Если его не будет, то это только усугубит положение, и вы будете играть даже хуже, чем обычно.

Так же стоит понимать то, что этот способ всё ещё является источником лёгкого дофамина, поэтому мозг в скором времени может привыкнуть к такому, и он перестанет действовать, и у вас скорее появится зависимость от игры, о которой я рассказывал выше. Поэтому нужно либо разбавлять игру в Dota 2 другим, способом, например физическими нагрузками, либо обратится к психологу, если разгрузка нужна вам слишком часто.

Вывод

Изучая и анализируя информацию касательно зависимости, и влияния на формирование личности популярной игры Dota 2 мы убедились в том, что она может сыграть огромную роль в жизни подростка, который тратит на неё своё свободное время.

В итоге работы можно сделать вывод: играть в эту игру будучи человеком 13-18 лет с большим количеством свободного времени не стоит, лучше потратить его на что-то более полезное, на то, что действительно поможет в жизни, а не на игру, которая сажает огромную часть людей на виртуальную иглу, которая не даёт им практически ничего, кроме психологических проблем, прекращения