В произвольном месте закончить мелодию сложно: некоторые звуки вызывают ощущение незавершённости, требуют продолжения мелодии; на других, наоборот, остановиться легко. Таким образом, звуки, взаимодействуя друг с другом, приобретают разные качества: одни воспринимаются как неустойчивые, другие как устойчивые – опорные. Система взаимосвязей звуков, в которой один является опорным, а другие тяготеют к нему, называется ладом. Это одно из важнейших понятий в музыке, и название своё оно получило не случайно. Слово «лад» в русском языке означает «согласие», «мир», «порядок».
Звуки лада образуют звукоряд. Звукоряд, где звуки расположены последовательно, в восходящем или нисходящем порядке от опорного звука, именуют гаммой. Гамма имеет объём октавы, но может быть продолжена и за её пределы; в этом случае она точно повторит исходную последовательность звуков. Звуки гаммы, или ступени, обозначаются римскими цифрами – от I до VII – начиная с опорного звука в восходящем порядке. Опорный звук лада, или I ступень гаммы, называется тоникой.Помимо тоники, выполняющей главную функцию внутри музыкального лада, есть и другие звуки, являющиеся основными: доминанта (от лат. domimas – «господствующий») – главный после тоники – и субдоминанта – главный после доминанты. Субдоминанта и доминанта представляют собой, соответственно, IV и V ступени гаммы. Все вместе они образуют опорное (тоническое) трезвучие лада.
Музыкальные произведения строятся, во-первых, на мелодии – определённой последовательности звуков, образующих законченную мысль. Мелодия, имеющая чётко выраженное настроение, создающая образ, называется темой. В больших сочинениях тема часто состоит из нескольких мелодий. В свою очередь мелодия может делиться на фразы и мотивы. Во-вторых, в музыкальном произведении используются созвучия – одновременно взятые звуки. Созвучия, включающие более трёх звуков, называют аккордами. Тоника, доминанта и субдоминанта помогают достичь гармонии – согласованного звучания аккордов. Гармонией именуют также искусство соединения аккордов друг с другом в музыкальном произведении.
Любую мелодию можно напеть, начиная с произвольно выбранного опорного звука (тоники). Мелодия от этого не изменится – её можно будет узнать. Однако обнаружится, что в одном случае петь несложно – голос без труда воспроизводит мелодию, а в другом одни звуки оказываются слишком низкими, а другие чересчур высокими. В зависимости от выбранной тоники мелодия звучит то выше, то ниже – в разной тональности. Таким образом, тональность – это высота лада.
Роль тональности очень велика. Музыкальное произведение, как правило, начинается и заканчивается в одной тональности, в середине же возможен временный уход к другим тональностям. Единая тональность скрепляет произведение, придаёт ему целостность и сообщает логику развитию музыкальных тем.
Различные лады известны с глубокой древности. В европейской музыкальной традиции чаще всего используются два лада – мажор (фр. majeur, от лат. major – «больший») и минор (ит. minore, от лат. minor – «меньший»). Мажор обычно связан со светлым, радостным настроением, минор носит более сумрачный, печальный характер. Эти лады могут быть представлены мажорной или минорной гаммой, которые различаются внутренним расположением интервалов (тонов и полутонов).
Наряду с мажором и минором существует множество других ладов – в народной музыке, музыкальной культуре стран Востока и т.п. В том числе есть и такие, которые построены не на семи, а на ином числе ступеней. В европейской музыке XX в. появились лады, выходящие за рамки мажора и минора и не использующие традиционную систему тональностей.
Энциклопедия для детей Том 7. Искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино / Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта+, 2001.