Финансирование проектов технологического суверенитета предложено увеличить до 1 трлн руб..
На совместном заседании комитетов Госдумы по финансовому рынку, по бюджету и налогам, по экономической политике и по контролю было предложено увеличить объем финансирования проектов технологического суверенитета с нынешних 200 млрд руб. до 1 трлн руб. (программа субсидирования кредитования таких проектов была запущена в июне 2023 г.). Чем вызвана такая оценка, «Эксперту» рассказал автор предложения, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
— Почему вы считаете, что выделенных сейчас 200 млрд руб. недостаточно для достижения поставленных целей, связанных с технологическим суверенитетом?
— Потенциал таких проектов был оценен правительством в 10 трлн руб. Пока их отобрано только на 210 млрд и возникает вопрос, почему пока проектов в рамках этого финансирования так мало. Понятно, что сразу возникает вопрос о ключевой ставке. При ее уровне в 16% вряд ли для финансирования за счет кредитных ресурсов будет предлагаться много проектов. Возникает вопрос и о наличии проектов. Меня атакуют представители бизнеса, в том числе и из Чувашии, которую я представляю в Госдуме, говорят, что у них куча проектов и разных вариантов их реализации. Субсидирование процентов должно происходить точечно, только по отношению к тем проектам, которые не вызывают вопросов и по реализации, и по значимости их участия в структурной перестройке экономики. Важно, чтобы и бизнес проявлял здесь активность. Мне кажется, зачастую он не знает о таких возможностях, особенно малый и средний. Сейчас предусмотрено 200 млрд руб. гарантий ВЭБ.РФ для финансирования таких проектов. Это подразумевает еще 400 млрд руб. частных инвестиций, но это маловато. Я считаю, что ВЭБ должен быть главным катализатором таких проектов, правительству сложнее их отбирать, все-таки чиновник — это чиновник. А сумму я предлагаю увеличить до 1 трлн, потому что такую цифру называют и представители бизнеса, и эксперты. Я имею в виду, что ее нужно просто обозначить, показать, что по мере реализации выбранных проектов капитал может быть расширен до таких пределов.
— Как вы считаете, нуждаются ли в дополнениях критерии, по которым выбираются проекты?
— Да, их нужно расширять, включать инфраструктурные проекты, в том числе связанные со строительством дорог, созданием систем перемещения, хранения, доставки. У нас есть для этого инструмент — инфраструктурные облигации, который вполне себя оправдал: мультипликатор тут 1 к 8, то есть на один вложенный рубль привлекается 8 рублей частных инвестиций. Мне кажется, программа структурной перестройки экономики должна быть системообразующей и впитать в себя все, что работает на эту тему. Думаю, правительство такую работу должно провести.
— Насколько эффективна экспертиза в области отбора таких проектов?
— Мне кажется, в ВЭБ.РФ хорошие специалисты для выполнения таких задач. Программа работает полгода, свою правильность она уже показала, но с моей точки зрения, процесс идет слишком медленно. И нас в Госдуме, и правительство атакует бизнес, который говорит: «Сейчас мы забросаем вас проектами». Но пока этого не чувствуется. Возможно, проблема именно в уровне ключевой ставки. Поэтому в числе прочего имеет смысл сделать нынешние банковские гарантии для потенциальных кредиторов безотзывными.
Автор: Юрий Яроцкий
Материалы по теме:
- Наталья Касперская: «Паники, которая была в 2022 году, уже нет». Для достижения цифрового суверенитета нужна собственная инфраструктура
- Руслан Юнусов: Мы работаем над расширением возможностей нашего мозга. Как изменят человека нейротехнологии
- Интеллект на семь триллионов. 68% компаний за прошедший год получили эффект от ИИ в размере 1–5% EBITDA
- Техноэкономика перемен. Платформы приходят на смену институтам рынка
Все материалы «Эксперта» на expert.ru