«Кто не понимает логики, обычно не понимает и того, что он её не понимает», — сказал как-то один польский философ Тадеуш Котарбинский.
Давайте будем понимать!
Пробираясь сквозь дебри требований к сочинению, можно легко запутаться в составлении комментария: найти два примера из текста — только полдела, важно ещё правильно определить и проанализировать смысловую связь между ними.
Знаю, что это многим даётся нелегко. И если простые связи вроде противопоставления или дополнения встречаются в работах часто, то разглядеть в тексте причину и следствие, уступку, детализацию выпускникам нелегко.
В этой статье разберёмся с теорией:
- какие виды связи часто встречаются в вариантах ЕГЭ по русскому;
- как убедиться, что та или иная связь действительно есть в тексте и не запутаться с похожими;
- какие рекомендации по оформлению смысловой связи между примерами дают разработчики экзамена и ведущие эксперты;
- плюс по каждому виду связи рассмотрим примеры из конкретных текстов.
Эту неделю я хочу посвятить связям. Устроим небольшой марафон, открывающийся этой теоретической статьёй, а в последующих проанализируем наличие той или иной связи в текстах из Открытого банка 😉
Итак, начнём с самого простого:
Противопоставление
Эту связь Р.А. Дощинский рекомендует искать в тексте в первую очередь. С ней меньше всего проблем — понять, что в тексте есть противоположности, контраст, достаточно просто:
Речь в тексте может идти:
- о противоположных явлениях (природных, общественных) — например, в этом тексте с досрочного экзамена жизнь в Москве построена на правилах, запретах и чётко заданной роли, а атмосфера в лагере предполагает свободу самовыражения;
- о двух разных свойствах одного и того же явления (природного, общественного) — как, например, в этом тексте об иноязычных заимствованиях: с одной стороны, обогащают язык, а с другой — засоряют при чрезмерном использовании; или в этом тексте о природе: она может быть доброй матерью, а может — злой мачехой;
- о контрасте между прошлым и настоящим — например, здесь Чехов говорит о том, что раньше ораторское мастерство было в почёте и потому общество процветало, а сейчас люди не заботятся о красноречии, отчего страдают все сферы общественной жизни;
- о двух контрастных взглядах / поступках разных людей: например, в этом тексте из сборника старушка добрая и честная, а молодой человек — безразличный к чужому горю и бесчестный; или в этом тексте Гоголя одни писатели изображают идеальных людей, а другие — показывают все неприглядные стороны нашей жизни, правдиво описывают человеческие пороки; или здесь: люди в маршрутном такси были безразличны к просьбам бабушки и думали только о себе, а Серёжа отложил все дела и решил помочь, проявил сочувствие и заботу о пожилом человеке; или в этом тексте о писателях: жизнелюбие Толстого противоположно мрачности Достоевского;
- можно противопоставить и качества / взгляды одного и того же человека, изменившиеся со временем: здесь, например, студенты сначала не оценили гениальность музыки и её исполнения, а потом — почувствовали её величие; здесь описана кардинальная смена воззрений рассказчика до и после встречи с Венерой Милосской; или в этом тексте: писатель сначала не придавал значения художественному видению, а потом стал развивать внимательный взгляд живописца и открыл для себя оттенки людских чувств и красоту природы.
Зачем в тексте противопоставление, или что будет дальше, в анализе связи или позиции автора?
- Автор занимает сторону одного из героев (или показывает в одном примере, как надо поступать, а как не надо) — в этом случае важно не повторить в авторской позиции один из примеров, обобщить описанные события, сделать из них вывод; такая ситуация — в тексте Кухаревой о бабушке;
- Две противоположности уживаются в одном явлении, а автор помогает нам понять его противоречивость — например, в этом тексте о природе Пришвина;
- Ещё возможен вариант поиска чего-то среднего, избегания крайностей, как в тексте об иноязычных заимствованиях: мысль автора в таком случае — искать баланс;
- Автор показывает, что ни то, ни другое верным не является, нужно что-то принципиально новое, а не середина между крайностями — например, в этом тексте о потреблении говорится о людях, которые, с одной стороны, хотят быть не хуже других и тратят огромные суммы на следование моде, а с другой стороны — хотят показать свою индивидуальность, отличаться от большинства. Мнение автора — ни на одной из этих сторон; нужно вообще отказаться от потребления, чтобы разрешить это противоречие. Человек должен бороться с самолюбием, задуматься о духовном развитии.
Причинно-следственная связь
Несколько важных моментов:
- Автор может в любом порядке расположить причину и следствие: например, вначале сказать о последствиях, а затем указать на причины (как здесь: вначале автор говорит о том, что множество животных истреблено, а потом объясняет причину — всё из-за гордости человека, решающего, кому суждено жить, а кому в жизни отказано);
- Конечно, чаще текст выстроен в «хронологической» последовательности: сначала описаны причины, а потом — то, к чему они приводят (как тут сначала говорится о вдохновлённой отцом рассказчице, научившейся передавать захватывающие истории, а потом описывается влияние этого умения на окружающих людей);
- В комментарии тоже возможна разная комбинация примеров: неважно, что вначале — причина или следствие;
Сопоставление / сравнение
Между сопоставлением — противопоставлением и сопоставлением — аналогией границы скользкие. Давайте разбираться:
Сопоставление возможно, когда два описываемых явления / человека в чём-то похожи, но в чём-то различаются:
В идеале должна получиться следующая картина: сравнивая два предмета, автор отдаёт предпочтение одному из них (что-то похожее уже было в противопоставлении).
При этом два примера не противоположны по смыслу: между ними всё же есть что-то общее.
Например, в этом тексте о таланте и творчестве можно разглядеть сопоставление: автор сравнивает признанных гениев, совершивших великие открытия (пример 1) с обыкновенными, ничем не примечательными людьми (пример 2).
В результате сравнения он находит между ними общее: и тех, и других можно назвать творческими личностями. А мысль о том, что «творчество возможно и в самой будничной форме» (авторская позиция) основана на его призыве замечать проявления дара в простых людях, наших современниках (а это как раз второй пример).
А если сравнивать два совершенно идентичных случая, тогда получится...
Аналогия
Такой случай попался в этом тексте о красоте в живописи и аналогичной ей красоте в литературе;
В тексте Паустовского с досрочного экзамена тоже можно провести аналогию: писатель должен уметь замечать красоту, аналогично тому как это делает художник.
Одно и то же событие может схожим образом отразиться на разных людях, явления могут иметь схожие результаты — всё это аналогия.
Уступительная связь
Чтобы понимать суть этой связи, нужно вспомнить уступительный союз несмотря на то что, а также производный предлог несмотря на и обстоятельство уступки, которое он образует (оно, кстати, выделяется запятыми):
- несмотря на холод и вьюгу, всё равно происходит цветение подснежников
Уступка в чём-то похожа на противопоставление: человек действует вопреки, идёт против обстоятельств, однако противоположных точек зрения нет.
Например, в этом тексте герой-наводчик, вопреки своим многочисленным военным заслугам и обширному опыту, продолжает занимать скромную должность и отвергает предложения о повышении; в тексте из сборника героини сохраняют веру в мечту, несмотря на тяжёлые будни и вид страданий окружающих людей.
Не только люди способны на уступку. Здесь коза, невзирая на опасности и близость людей - возможных врагов, идёт вперёд и заслоняет собой детёныша.
Связь возможна и между абстрактными примерами, отвлечёнными идеями: так, в этом тексте возможно говорить о том, что жить по чужой указке неправильно, несмотря на то что это проще.
Детализация / конкретизация
В отличие от предыдущих связей, в этой важен порядок:
1) Сначала автор говорит о целом (например, обществе);
2) Затем автор рассматривает его отдельную часть (например, человека)
Также важно вспомнить о художественной детали из уроков литературы: деталь интерьера, пейзажа, портретная или бытовая деталь тоже могут встретиться в тексте. Тогда в анализе связи непременно нужно указать выразительную функцию, которую деталь выполняет в исходном тексте.
Также существует связь, которую я рассмотрела бы как разновидность детализации:
Уточнение
Вспомните игру, когда на картинке нужно найти кота:
А теперь серьёзно) Говоря об этой связи, придётся вспомнить обособление обстоятельств из задания 17. Существуют уточняющие обстоятельства (обычно времени и места):
- В Москве (где?), на Красной площади(где именно?), пройдёт музыкальный фестиваль. — жирным шрифтом выделено уточнение места
- На следующей неделе(когда?), в четверг(когда именно?), мы пойдем в театр. — жирным шрифтом выделено уточнение времени
В таких же отношениях могут находиться и различные части текста. Например, тут — герой возвращается на малую родину, сначала гуляет по городу, в котором он провёл детство, и понимает, как много для него значит история родного края, а затем заходит внутрь своего старого дома и вспоминает историю родной семьи, которая воспитала в нём чувство патриотизма.
Важно: эта связь является частным случаем детализации. Указать вместо уточнения детализацию = 👌
И напоследок самое горяченькое:
Дополнение
Где-то я уже писала о том, что дополнение не отменили и отменить не могут (сейчас посмотрим, почему). Запретили указывать его там, где на самом деле его нет. А главное — анализировать смысловую связь формально и поверхностно, общими фразами (примеры дополняют друг друга и всё). Но ведь это касается не только дополнения!
Когда же оно всё-таки есть:
В идеале дополнение будет там, где без какой-либо из половинок невозможно целое:
- например, в тексте Алексина про мимозу отношения между возлюбленными строятся на понимании нужд друг друга и внимании к ним, общих ценностях. Не только жена, но и супруг должны проявлять внимание друг к другу, заботиться, радовать — иначе и любви не будет...
- или в тексте про актёра Иллариона Певцова достижение успеха возможно при совокупности природного дара и упорного труда. Нужен не только талант, но и кропотливая работа, настойчивость, способность не сдаваться — если не будет таланта, человек вряд ли станет гением и прославится; если не будет упорства, он сдастся при первой трудности и успеха не достигнет.
- или защита Родины: надо не только спасать родную землю от захватчиков, но и хранить культурное наследие. Не защитим от врагов — станем жить по чужим правилам. Не сохраним культурные особенности — тоже станем жить по чужим правилам и перестанем быть собой. Важна совокупность!
И раз уж разработчики предостерегают нас от опасностей неправильного использования дополнения, давайте прислушаемся к их советам:
⚠️ Ещё одна опасность дополнения — риск продублировать анализ связи в позиции автора. Разграничиваем их!
Например, так (по тексту Сухомлинского с досрока):
Анализ связи: Второй пример дополняет первый: учитель заботился не только о нравственном , но и об интеллектуальном развитии воспитанников, сохранении пытливого детского ума.
Позиция автора: Василий Александрович Сухомлинский напрямую говорит о том, что каждому педагогу он хочет передать «науку жизни и познания», которая открылась ему в школе под открытым небом. Она заключается в следующей мысли: хороший учитель передаёт знания «так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».
В этом поможет цитирование исходного текста с авторскими выводами при написании позиции.
На этом, пожалуй, можно закруглиться!
Конечно, есть и другие редкие виды связи, которых я стараюсь касаться в сочинениях (там, где это действительно уместно). Но этого набора точно хватит для рассуждения по любому тексту.
↪️ Перешлите эту статью выпускникам: повторить логику взаимосвязей между частями текста сейчас особенно полезно.
📝 Дорогие коллеги! Я благодарю вас за обратную связь и внимание к моим материалам, доверие и поддержку. Если у вас появились какие-то замечания к содержанию этой статьи, возражения, дополнения — пожалуйста, напишите в комментариях. Ваше участие бесценно!