46,3K подписчиков

Проект закрыт. Почему композитный Як-40ДТ оказался никому не нужен?

9,1K прочитали

Давным-давно, в СССР создали по-настоящему рыночный самолет. Было это в 1966 году, и имя этой машины - Як-40. Самолет для своего времени получился удачным, внёс много нового в авиастроение и выполнял роль реактивной маршрутки, связывая небольшие поселки и даже деревни с региональными центрами СССР.

При этом Як-40 устарел ещё в конце 1970-х, а с "новой рыночной экономикой" так и вовсе оказался не востребованным. Казалось бы, на этом история этого самолета подходит к концу, однако в 2019 году в воздух поднялся новый Як-40ДТ - ремоторизированный, оснащенный новой электроникой и уникальным композитным крылом.

Таким образом, удалось решить главную проблему Як-40 - низкую топливную экономичность, а новая авионика существенно улучшила безопасность полётов. В результате снизилась масса, отпала необходимость в трёх двигателях, и расход топлива сократился до 560-590 килограммов в час, вместо 1150.

Давным-давно, в СССР создали по-настоящему рыночный самолет. Было это в 1966 году, и имя этой машины - Як-40.

Характерно, что модификация Як-ДТ предусматривала не создание целиком нового самолета, а радикальную модернизацию имеющихся на хранении 420 Як-40 - именно они должны были стать донорами для проекта, поскольку ресурс планера списанных машин позволял эксплуатировать их ещё 15-20 лет.

Однако с момента первого полёта прошло неполных 6 лет, а самолет так и не пошёл в серию. Сайт СибНИА, где создавался самолет, теперь содержит информацию о закрытии проекта, и новых полётов композитного прототипа больше не последовало.

Мы в ОК

Итак, хотели как лучше, но получилось как всегда. Причины очередного провала достаточно просты.

Давным-давно, в СССР создали по-настоящему рыночный самолет. Было это в 1966 году, и имя этой машины - Як-40.-2

Во-первых, за последние 10 лет ни один из амбициозных российских проектов в сфере авиации или высоких технологий не вышел в серию. Это уже закономерность, и глядя на очередной мультфильм про головокружительные успехи, все уже прекрасно понимают, что между красивой картинкой и серийным изделием простирается пропасть из горькой правды.

Во-вторых, не так сложно создать и даже запустить композитный планер или крылья. Другое дело, когда речь заходит об обеспечении ресурса данных элементов и вот тут пасуют даже именитые авиапроизводители. Именно поэтому самолеты с "черным крылом" серийно производят лишь Boeing и Airbus, но и там ресурс композитных элементов тщательно отслеживается представителями концернов весь свой жизненный путь.

Ну и самое главное - часть систем нового самолета имела явно не отечественное происхождение. Речь идёт о таких важных вещах, как силовая установка, авионика и материалы композитов. Нужно ли говорить, что в современных условиях обеспечить производство такого самолета практически невозможно без колоссальных финансовых вложений, как это происходит в проекте МС-21, когда в России учатся производить все детали конструкции от композитного крыла до авиадвигателей.

Давным-давно, в СССР создали по-настоящему рыночный самолет. Было это в 1966 году, и имя этой машины - Як-40.-3

Есть и другая причина. Ещё в более удачные времена Як-40ДТ уступил конкурентную борьбу Let L-410 «Turbolet», который должен был войти в серийное производство на территории РФ как уже готовая и проверенная временем машина.

Таким образом, Як-40ДТ стоит рассматривать как летающий стенд для отработки технологий, которые возможно когда-то действительно войдут в серию.