Это действительно чудо: в невероятных условиях выжила совсем молоденькая девочка, только окончившая школу (на фото ей вручают аттестат). Еще 23 декабря того далекого года она, как молодая коза, прыгала и танцевала во время школьного выпускного бала – а на другой день, 24 декабря после 12:25 часов дня, Юлиана уже падала в самолетном кресле с высоты двух миль (3 км) в тропический лес.
Теперь ее имя знает весь мир: Юлиана Кёпке, дочь немецких эмигрантов – единственный живой пассажир развалившегося над тропическим лесом в Перу самолета рейса 508 авиакомпании LANSA.
Посмотрите, какой молоденькой она была до рокового дня:
Много лет спустя, уже будучи зрелой, замужней женщиной, эта «поцелованная Богом» девчонка, выжившая при падении в джунгли борта L-188, выполнявшего рейс из Лимы в Пукальпу (Перу), приехала в захолустную перуанскую Пукальпу к памятнику летевшим с ней пассажирам, для которых день 24 декабря 1971 года стал роковым.
На круглой доске этого монумента, напоминающего про гибель 91 человека (при одном выжившем – т.е. Юлиане Кёпке), есть гипсовый самолет с надписью «LANSA», от которого тянется вдоль реки пунктирная линия.
Этой пунктирной линией на монументе отмечен 10-дневный путь Юлианы Кёпке, выбиравшейся к людям.
Надпись на испанском языке «RUTA OUE SIGUI JULIANA PARA LLEGAR TOURNAVISTA» на монументе переводится как «Маршрут, которым следовала Юлиана, чтобы добраться до Турнависта».
Турнависта – это один из районов провинции Пуэрто-Инка в Перу с населением не более 6 тысяч человек на 2,043,32 квадратных километров сплошных джунглей. Это Перуанская Амазония, тут настолько густые тропические леса бассейна Амазонки, что в них развалившийся на части самолет исчезнет без следа. (К слову, обломки лайнера L-188 LANSA разлетелись радиусом в 15 км –то есть были рассеяны на площади 700 квадратных километров).
Поэтому поиск пропавшего рейса 508 авиакомпании LANSA авиацией Перу и армейскими ротами не дал результата до выхода из джунглей Юлианы Кёпке, указавшей место катастрофы.
Потом было установлено, что, кроме Юлианы, после падения на землю были живы еще 14 пассажиров (в том числе и мать Юлианы – орнитолог Мария Кёпке). Но из джунглей сумела выбраться лишь 17-летняя девушка, еще вчера плясавшая на выпускном вечере в школе. У нее было сотрясение мозга, травма ключицы, несколько порезов – но она нашла силы, чтобы встать и идти по лесам к своему спасению.
Какие выводы мы извлечем из «одиссеи» Юлианы?
Конечно, нам не столь «экстрим» интересен, сколько польза, которую мы можем извлечь из опыта, доставшегося такой ценой девушке, которая уцелела при падении с двух миль высоты, нашла дорогу в джунглях (об этом отдельно) – и потеряла самого близкого ей с детства человека, мать…
В плохие сани не садись!
Обстоятельства сложились так, что в 1971 году в канун Рождества Юлиана со своей 47-летней матерью Марией Кёпке взяли билеты на самолет, выполнявший рейс из Лимы (точней, из аэропорта имени Хорхе Чавеса в 11 км от нее) в провинциальную Пукальпу на востоке Перу, чтобы встретить праздники с отцом семейства Хансом-Вильгельмом Кёпке в джунглях на биологической станции.
Тут надо сообщить, что Юлиана была дочерью немецких естествоиспытателей, основавших в 1968 году в тропических лесах Перу исследовательскую станцию «Пангуана», изучавшую млекопитающих, насекомых и рыб джунглей.
С 14-летнего возраста Юлиана жила среди лесов на станции с родителями, училась на дому – и получила потрясающие знания о природе, сыгравшие важную роль в ее выживании. «Для меня джунгли никогда не были зеленым адом», – скажет она потом. Но ей пришлось на время вернуться в Немецкую школу г. Лимы, чтобы закончить обучение и получить свидетельство об окончании школы.
И вот после выпускного бала она с мамой улетала в Пукальпу, чтобы на лодках и пешком добраться к семейному рождественскому столу на станции «Пангуана».
Ждавший их отец умолял женщин: «Только не летите авиакомпанией LANSA, у нее всегда аварии…»
Это было не пустым предостережением: по вине пилотов этого пользовавшегося дурной славой воздушного перевозчика в 1966 году погибли 49 пассажиров, а в 1970 году ЧП с самолетом LANSA унесло 101 жизнь…
Но рейс государственной авиакомпании Faucett, на который купили билеты Мария и Юлиана, почему-то отложили. И в описываемый нами день 24 декабря 1971 года в аэропорту Лимы все несостоявшиеся пассажиры Faucett, спешившие улететь на Рождество к родным и близким, дружно стали штурмовать кассы, чтобы попасть на ближайший рейс 508 авиакомпании LANSA – подались общему ажиотажу и женщины семьи Кёпке.
Интересно, что на тот злосчастный рейс 508 не попал (и поэтому остался в числе живых) немецкий режиссер Вернер Херцог, который спустя 27 лет снимет документальный фильм «Крылья надежды» о выжившей в катастрофе Юлиане Кёпке.
А мать и дочь Кёпке тогда уютно расположились на трехместном кресле в салоне турбовинтового лайнера Lockheed L-188A Electra, которому небеса отсчитывали последние часы… Сидели рядом, листая журналы, а на третьем месте дремал какой-то толстый перуанец.
Пилоты LANSA и тут нарушили всё, что могли. Перелетев горы Анды, дабы не жечь горючее на обход черных туч и грозы впереди, самолет вошел в грозовой фронт – и молния ударила в правый двигатель. Это была крупнейшая в мире авиационная катастрофа от молнии. Последовал взрыв в баках, и лайнер с оторванным крылом, разваливаясь, начал падать в джунгли…
«Это конец!» – были последние слова Марии Кёпке, которые услышала дочь.
Юлиана очнулась на земле под тройным креслом, в котором уже не было ни мамы, ни перуанца. Видимо, восходящие при грозе потоки воздуха притормаживали падение широкого, как крыло, ряда кресел, к одному из которых была пристегнута ремнем Юлиана, а ветки деревьев смягчили приземление – она лежала среди джунглей одна, оборванная, в одной сандалии, с царапинами и сотрясением мозга. Но живая и способная, отлежавшись, встать на ноги…
На маму она потеряла безвозвратно. Такова была цена «посадки в плохие сани».
Художественный фильм про нее был плохим, но подметил правильные вещи
Естественно, за экранизацию приключений с падением в джунгли и 10-дневным плутанием по ним Юлианы в одном сандалии тут же взялись киношники.
В 1974 году в прокат вышел итало-американский художественный фильм режиссера Джузеппе Скотезе «Чудеса ещё случаются». В нем в роли 17-летней Юлианы Кёпке по тропическим лесам и ручьям ходила, шатаясь, зовя маму и стеная, актриса Сьюзен Пенхэлигон.
У нее оказался небогатый арсенал для выражения чувств Юлианы в форме внутренних монологов.
Да и режиссер фильма Джузеппе Скотезе, следуя фабуле истории Юлианы Кёпке, из экономии нанял на второстепенные роли диспетчеров аэропортов и других участников событий. Но вялую игру низкооплачиваемых актеров и недостатки кинокартины решил восполнить мнимыми ужасами джунглей.
В фильме «Чудеса ещё случаются» орали ужасными голосами обезьяны и птицы, ползли змеи, бедная девушка шарахалась от этих ужасов...
Но особенно ужасны были крокодилы, то и дело покушавшиеся на Сьюзен Пенхэлигон в образе Юлианы и не дававшие ей покоя ни в воде, ни на отмели.
Создавалось впечатление от этого «крокодильства», что Джузеппе Скотезе списал где-то слова песенки, которую советские пацаны когда-то орали во всех дворах:
Сама же Юлиана Кёпке, в отснятой в 1998 году документальной ленте «Крылья надежды» рассказала, что она не опасалась очковых кайманов (так называются здешние крокодилы):
«Большую часть пути я плыла по реке Шебонья или шла по воде – и повсюду я видела крокодилов, по двое-трое. Когда я подплывала к ним, то они бросались с берега в воду прямо ко мне. Обычной реакцией было бы выскочить и в панике убежать в лес. Там бы я точно погибла. Но я оставалась в воде. Потому что еще по опыту на станции «Пангуана» знала, что крокодилы не опасны. Очковые кайманы убегают от человека, если он приближается. И они всегда убегают в воду. Просто странное чувство, когда ты плывешь, а они ныряют с берегов возле тебя».
Реальную Юлиану Кёпке, выжившую в джунглях, смешили придуманные ужасы в исполнение актрисы Сьюзен Пенхэлигон в художественной драме «Чудеса ещё случаются»:
«Девушка, которая играет мою роль, бредет по джунглям с видом затравленной лани, и повсюду, за каждым кустом или деревом подстерегает какая-то опасность. Она оглядывается и видит паука-птицееда, перебегающего ей дорогу. Вдруг змея свисает с дерева и касается ее лица. Или она видит ягуара, который набрасывается с дерева и убивает обезьяну, мать детеныша. Перепуганный детеныш обезьяны прыгает к девушке на колени – и они прижимаются друг к другу. На следующий день обезьянка уходит, и девушка кричит ей в отчаянии: «Не оставляй меня одну! Не уходи!»
Разумеется, этот слезливый киноэпизод с обезьяньим детенышем был от начала до конца выдуман создателями итало-американской киноленты.
Что реально угадал плохой художественный фильм?
Но фильм итальянца Джузеппе Скотезе «Чудеса ещё случаются» всё же стоит смотреть за верный рецепт спасения для всех выживающих в лесу.
Поговорим о нем. Вот упавшая с неба героиня фильма (в исполнении Сьюзен Пенхэлигон) бредет по тропическому лесу и слизывает капли дождя с листьев, чтобы утолить жажду, – и вдруг слышат слабые звуки где-то капающего то маленького ручейка и говорит себе:
– А куда он течет?
И сразу вспоминает рассказ отца-биолога:
«Бассейн Амазонки – это огромная паутина рек, текущих по направлению к океану. Если ты когда-нибудь потеряешься в джунглях, самое главное это найти хоть какой-нибудь ручеек, потому что он обязательно сойдется с другим ручейком и станет уже рекой. И это река впадет в реку побольше, а на большой реке всегда есть люди».
И она идет по ручью – как реально когда-то шла в декабре 1971-январе 1972 гг. (не забудем, что в южном полушарии это лето) семнадцатилетняя Юлиана Кёпке.
Вот это не выдумка, подтвердит потом сама Юлиана. Приехав 27 лет спустя на место катастрофы самолета для съемок документального фильма о ней самой, она показала, как шла к людям по ручью – правда, на этот раз она была не в одной сандалии, а в резиновых сапогах.
Рассказала Юлиана Кёпке в документальном фильме 27 лет спустя после своих злоключений в джунглях и такое:
«Когда мои родители еще были на экологической станции «Пангуана», было событие, послужившее для меня прецедентом. Американская экспедиция направлялась в горы Сьерры, примерно в 30 милях выше по течению, – и тут произошел несчастный случай: их руководитель случайно выстрелил себе в ногу. Он был мужчиной выше семи футов и довольно тяжелым, чтобы его нести, поэтому они послали молодого студента за помощью. Молодой человек вскоре заблудился в джунглях. К счастью, студент наткнулся на небольшой источник и поступил совершенно правильно: пошел по воде, и таким образом дошел до реки Юяпичис и через два дня по ней добрался до нашей станции».
Вот этот метод выхода из леса Юлиана и применила после падения в джунгли.
Она понимала, что единственным проводником в безбрежном лесу может быть только текущая куда-то вода. Только ручей приведет к реке и людям.
Идя джунглями по ручью, на 6-й день, 31 декабря, Юлиана Кёпке услышала хриплые крики тропических птиц гоацинов: от мамы-орнитолога она знала, что эта птицы селятся у рек. Это позволило Юлиане в тот день, пойдя на голоса птиц, без следования изгибам ручья напрямую выйти к необитаемой речке Шибонья и в дальнейшем добраться по ней вплавь и по отмелям до более крупной реки Пахитеа (притока р. Укаяли, правой составляющей р. Амазонка).
К тому времени девушка была истощена: давно съела кулёк конфет, который она нашла среди обломков лайнера, шла и пила речную воду. Это был поход наперегонки со смертью, по утрам на речных отмелях Юлиана с трудом заставляла себя вставать и двигаться по реке хотя бы еще день…
Но «путь по воде» спас ее – ибо, как отмечали исследователи, «слепое бегство в любом направлении могло завести Юлиану в самые глубокие просторы джунглей», откуда без инструментов, огня, в одной туфельке и легком коротком платье уже не выйти.
На 9-й день пути (3 января 1972 года) Юлиана Кёпке увидела на отмели пустую лодку, а на берегу навес для хранения мотора. Там ее и нашли лесоруб Марсио Рибера и два жителя деревни Пуэрто-Инка. После чего девушку на лодке вывезли в деревню, а затем в больницу в Пукальпе.
По показаниям Юлианы, правительство Перу 5 января 1972 года возобновило масштабный поиск места катастрофы, с привлечением воинских подразделений и авиации. На следующий день район с обломками самолета L-188 был обнаружен. Нашли всех погибших. Не выжили из-за травм и 14 пассажиров, которые были живы после падения на землю (в их числе была и Мария Кёпке, мать Юлианы).
Таким образом, единственным живым пассажиром рейса 508 LANSA оказалась 17-летняя девушка, принявшая решение не ждать спасателей, а выходить самостоятельно из джунглей по ручью.
О чем рассказала Юлиана в документальном фильме о себе
За эти сведения надо поблагодарить немецкого кинорежиссера Вернера Херцога, который в 1971 году приехал в Перу с намерением снять здесь фильм об испанских конкистадорах и по счастливой случайности не попал на злополучный рейс 508 авиакомпании LANSA, хотя был в аэропорту.
Чувствуя связь с давней авиакатастрофой, он в конце 90-х годов сумел убедить Юлиану Кёпке (которая к тому времени переехала в Германию и окончила Кильский университет) вернуться спустя 27 лет в Перу на место падения самолета и достоверно рассказать под кинокамеру про выживание в джунглях.
К тому времени пресса наплодила небылиц, от которых побледнели бы от зависти крокодилы из художественного фильма «Чудеса ещё случаются». Журналисты сочиняли, будто бы Юлиана (без мачете и пилы) построила в джунглях плот для плавания по сети рек Амазонки – или того хуже: бросила других выживших, чтобы спастись самой.
Домыслы разрушил честный документальный фильм режиссера Вернера Херцога с названием «Крылья надежды» (это слова с монумента погибшим пассажирам в Пукальпе, Перу). Он был снят в 1998 года (по титрам), на экраны вышел в 2000 году.
Чтобы вы понимали трудности, с которыми столкнулся Вернер Херцог, отметим, что только третья экспедиция кинорежиссера с помощью местных жителей сумела найти место падения обломков самолета. Там они вырубили в зарослях площадку для вертолета, завезли оборудование для съемок, продукты, питьевую воду, высадились съемочной группой, привезли Юлиану Кёпке вместе с ее мужем Эрихом Диллером – ибо ей нужна была его поддержка для участия в фильме и отнюдь не радужных воспоминаний.
В этом документальном фильме Юлиана, носившая уже фамилию мужа Диллер, сообщает многое, что мы не знали.
Про ее одиночество, например, когда она поняла, что пролетавшие над джунглями самолеты, не обнаружив ее, прекратили поиски. «Я больше не могла рассчитывать на постороннюю помощь, – рассказала Юлиана. – Поэтому мое чувство одиночества и покинутости становилось всё глубже».
К счастью, Юлиана Кёпке неплохо знала обитателей джунглей, благодаря биологам-родителям и жизни на экологической станции в лесу. Она, к примеру, не боялась пираний: в проточной воде рек они не страшны. Но на мелководьях всегда щупала дно впереди себя палкой, ибо в иле таятся ядовитые скаты – «речные хвостоколы», которые гораздо опаснее ядовитых змей, ягуаров и птицеедов-пауков, которых люди обычно боятся.
В сухую погоду на ночлеге Юлиану облепляли комары, от которых она укрывалась листьями, в дождь она дрожала под ледяными каплями и почти не спала. Но еще большей бедой была апатия.
«С течением времени моя апатия становилась все глубже и глубже, – рассказала она в документальном фильме Вернера Херцога «Крылья надежды». – Я плыла по реке, и у меня больше не было мыслей. Я, должно быть, впала в какой-то транс и ослабла на девятый день, когда ближе к вечеру, выбирая место для ночлега на отмели, ничего вокруг не заметила и задремала в полубессознательное состояние. Когда внезапно я пришла в себя, то увидела у берега пустую лодку. Я подумала, что я сошла с ума, это галлюцинация. Но лодка оказалась реальностью, когда я ее потрогала. В этот момент я окончательно очнулась и увидела тропинку на берег высотой около девяти футов. Но я была настолько слаба, что на четвереньках не смогла одолеть этот небольшой уклон – это, наверное, заняло несколько часов. Но я, наконец, добралась и увидела небольшую хижину без людей, верней навес, где лежал подвесной мотор. Там я заснула – а наутро меня нашли пришедшие сюда лесорубы»…
Вместо послесловия
В этом 2024 году, 10 октября, Юлиане Кёпке (в замужестве Диллер) исполнится 70 лет. Она профессор, доктор медицинских наук. Через два года после съемок в документальном фильме «Крылья надежды», в 2000 году, она становится руководителем исследовательской станции «Пангуана» в лесах Перу, заняв должность скончавшегося отца.
На этом посту Юлиана Диллер превратила «Пангуану» в комплексный проект, включающий защиту тропических лесов , научные исследования и поддержку соседних коренных общин . В 2014 году вместе с мужем Эрихом она основала Фонд «Пангуана».
О ней до сих пор пишут: «Падение Юлианы Кёпке с трехкилометровой высоты и последующий 10-дневный переход через тропический лес — одна из величайших историй выживания современности».
И это верно, потому что ее случай внушает надежду попавшим в катастрофы и вселяет мужество в их сердца.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ ТЕЛЕГРАМ
Друзья, я перешел на только что созданный Телеграм-канал, где вас уже ждет много интересного, а главное полезного. О тайнах мира и катастрофах, о безопасности и здоровье, о психологии выживания и выхода из трудных ситуаций. Поговорим, как не терять имущество и деньги – и что важней денег в век перемен. Смешное мы будем сочетать с эксклюзивными знаниями (иные только у нас и будут публиковаться впервые!). Вас ждет хорошее чтиво, «Школа антикриминала», детективные истории, советы по саморазвитию и самозащите. Подписывайтесь по ссылке:
Канал называется «101 тайна безопасности и выживания».