Bonsoir, дорогие друзья! Вышедшая в 1991 году песня "Regrets" ("Сожаления") по праву считается одной из лучших композиций Милен, записанных дуэтом. Обойти ее вниманием невозможно, поэтому сегодня поговорим и о музыкальном произведении и о его авторах.
Идея записи дуэтной композиции появилась у Милен достаточно давно. Но вопрос состоял в том, как и с кем эту идею реализовать. Для Фармер ее песни - явление очень личное и подпускать к ним кого-либо она долго не желала. Позже выяснится, что артистка просто искала исполнителя, похожего на нее, которому она могла бы доверять. И такой человек нашелся в 1989 году.
Жан-Луи Мюра (настоящая фамилия Берго) родился в 1952 году в Chamalières, Auvergne-Rhône-Alpes (Центральная Франция). Благодаря отцу с детства увлекался музыкой. Сперва обучался в музыкальной школе, позже в консерватории. В школьные годы познакомился с такими жанрами музыки как джаз и соул, заодно увлекшись мировой поэзией и литературой. Творческая натура в этом молодом человеке уживалась со сложным, местами непредсказуемым характером. Достаточно рано женившись, он быстро разочаровался в семейной жизни. Уже через пару лет Берго развелся и отправился в путешествие по Франции искать себя. Несколько лет он провел в разъездах, перебиваясь случайными заработками, но, в конечном итоге, вернулся в родные края с целью начать музыкальную карьеру. Первая попытка выразилась в создании рок-группы "Clara". Проект, в целом, неудачный, но он позволил Жану-Луи выделиться и завести полезные знакомства. Его заметил Уильям Шеллер и после недолгой совместной работы предложил тому начать сольную карьеру. Так, в 29 лет Жан-Луи, взяв псевдоним Мюра (в России эту фамилию традиционно читают с "т" на конце, что не совсем верно), выпустил первый сингл "Suicidez-vous, Le Peuple est mort". Успеха композиция не имела, более того, на радио ее подвергли цензуре, посчитав ее призывом к суициду. Альбомная пластинка 1984 года провалилась с еще большим треском и музыкант лишился контракта с лейблом. Неудачи преследовали Мюра до зимы 1987 года, когда вышла его песня "Si je devais manquer de toi". Примерно в это время на его творчество обратила пристальное внимание Милен. В 1989 году выходит альбом "Шайенская осень", который позволил ему занять свое место в нише депрессивной мужской лирики (ок.100 тысяч проданных копий). Не уровень звезды, но и не безвестность. Тем не менее, настрой его песен нравился Милен и она завязала переписку, итогом которой стало предложение певицы о записи совместного трека.
Ж.-Л. М. - "Забавно, я всегда был её фанатом, даже до того, как она со мной связалась. Это витало в воздухе, я был рад включиться в работу с ней… В один прекрасный день курьер принёс мне конверт от Милен." (Mylène Farmer de chair et de sang, 2004 г.)
Учитывая уровень популярности Фармер в это время условия сотрудничества определяла именно она. Написанием текста занялась Милен. Французские слушатели отмечают, что это один из первых случаев обращения певицы к стихам Пьера Реверди. Позже Милен будет постоянно заимствовать идеи и слова из его произведений. Музыку, как всегда, сочинил Лоран Бутонна. Тьерри Роген сводил итоговый звук. По его словам на песню оказал значительное влияние дуэт Кейт Буш и Питера Габриэля "Don't give up". Эту композицию Милен отмечала среди любимых даже спустя десять лет.
Podium - "Почему Жан-Луи Мюрат?"
М.Ф. - "Потому что я чувствую, что мы очень, очень близки. Я чувствую, что у меня есть брат-близнец в этой профессии. Я восхищаюсь его манерой письма!" (Podium, сентябрь 1991 г.)
М.Ф. - "Парадоксально, но самым сложным для написания оказался текст дуэта с Жан-Луи Мюратом. Всегда сложно вовлечь кого-то в свою собственную вселенную. Нужно одолжить слова у кого-то другого, даже если мы его очень хорошо знаем, это сложная вещь." (Podium, сентябрь 1991 г.)
Как видно, вся песня создавалась командой певицы, от Мюра требовался только вокал. Позже многие критики насмешливо заявят, что это был коммерческий дуэт, в котором Жан-Луи выполнял роль "прицепа", игнорируя при этом художественную значимость произведения. Впрочем, для подобных комментаторов у Милен был припасен свой ответ.
Весной 1991 года песня была включена в состав альбома "L'autre". Очевидно, что "Regrets" изначально планировалось выпустить и в качестве сингла. На это указывает тот факт, что в феврале команда Милен выдвинулась в Венгрию с целью снять сразу два клипа, сначала "Désenchantée", а 25 и 26-го числа "Regrets".
Съемки проходили на еврейском кладбище в Будапеште, недалеко от локаций из "Разочарованной". О работе за кадром неизвестно почти ничего, за исключением пары моментов. Во время съемок "Désenchantée" случился небольшой перерасход пленки, в виду чего на "Regrets" пришлось экономить. Вместе с тем, Лоран Бутонна вновь решил поэкспериментировать, снимая, по большей части, длинные планы. Это создало массу сложностей при монтаже, которые, однако, не повлияли на итоговый результат. (Хотя злоупотребление данным приемом на съемках "Giorgino" в итоге довело Лорана до провала)
Забавно и даже привычно читать впечатления Жана-Луи Мюра от наблюдения за работой Милен и Лорана. Практически то же самое говорил Джефф Дальгрен, рассказывая о съемках "Giorgino":
Ж.-Л. М. - "Что у меня осталось от съемок, так это огромная серьезность Лорана: построить такую карьеру и продолжать в том же духе требует большого профессионализма. Я был в некотором роде наблюдателем, я нашел это довольно примечательным, я хорошо видел, что это была настоящая работа в паре, где крайняя строгость, требуемая одним, была полностью понята и принята другим. Настоящая взаимодополняемость, пламенное желание сделать что-то качественное в одном направлении. (Mylène Farmer de chair et de sang", Annie et Bernard Réval, Editions France-Empire, 2004 г.)
Главное достоинство клипа, как это часто бывало у Милен и Лорана, заключается в очень тесной связи с текстом песни. Видеоряд сделал повествование более цельным, внеся ясность в сюжет. В песне мы слышим диалог двух некогда влюбленных людей. Тягостная беседа, в которой девушка пытается отгородиться, убеждает оставить все позади. Этот, обыгранный с потрясающей красотой, сюжет, тем не менее, давно набил оскомину. В сочетании же с клипом контекст меняется, придавая тексту больший драматизм. Особенно заметно в припеве. Куда трагичнее осознавать, что просьбы Мюра адресованы вовсе не к живому человеку, но к тени (или воображаемому образу) своей возлюбленной. Здесь можно углядеть и пересечение с финалом "Tristana".
Не...
(Приди сегодня вечером)
Сожалей
(Приди меня повидать)
Доверься мне и подумай
Обо всех...
(Приди и сядь)
No way
(Рядом со мной)
О безразличии чувств
Не...
(Рассвет уже здесь)
Сожалей
(Останься здесь)
Пообещай, ты знаешь, что
(Я обещаю тебе)
Зима и осень
(Остаться здесь)
Не смогли любить друг друга
(На веки вечные)
*Скобками выделены слова Мюра
Черно-белое цветовое решение служит цели погрузить зрителя в мир нереального. Это видение, наполненное призраками. Здесь нет четких очертаний и ярких образов, только размышления о чувствах. Несмотря на общую минималистичность все элементы эстетики Лорана и Милен присутствуют. И, конечно же, существует несколько интерпретаций произведения. Некоторые склонны видеть тут спор вполне живой расстающейся пары. С этой точки зрения кладбище предстает метафорой похороненных чувств/отношений, а также местом пересечения двух абсолютно разных внутренних миров. Простор для размышлений как всегда необъятный, так что каждый увидит здесь то, что ему ближе.
29 июля сингл отправился в продажу, а 9 сентября на канале "Stars 90" Милен впервые представила клип. Следует отметить, что на TV сингл рекламировался вяло. Милен и Жан-Луи вместе посетили лишь одну передачу 7 октября и только ради записи самого выступления.
Утверждается, что съемка программы проходила с большим трудом и заняла в 6 раз больше времени, чем рассчитывалось, так как Милен была недовольна звуком и требовала перезаписи. В качестве извинений на следующий день артистка прислала съемочной команде пару ящиков шампанского. Насколько эта история правдива установить невозможно, но видимо что-то такое действительно имело место.
В интервью у Фармер куда больше спрашивали о поездке в Арктику, которую та совершила летом 91-го по приглашению Люка Бессона. Сотрудничество с Мюра ушло в тень. Однако на продажах это сильно не сказалось. Сингл разошелся тиражом в 300 000 копий (№3 в Top50), что стало весьма неплохим результатом. Для Милен это не очень большие цифры, но Жан-Луи о таких показателях еще недавно не мог и помыслить. Действительно, эта совместная работа серьезно помогла его карьере и об этом певец помнил всю жизнь.
Ж.-Л. М.: "Это сделала Милен. Это было действительно для того, чтобы протянуть мне руку помощи. Я бесконечно благодарен Лорану и Милен, которые правда были великолепны..." (RTL, 18 апреля 2016 г.)
Как ни печально, но на концертах "Regrets" ни разу дуэтом не исполнялась. Почему Милен и Жан-Луи за 30 лет так и не встретились на одной сцене история умалчивает. На концертах "Mylenium tour" 1999-2000 гг. песня была включена в сет-лист, но исполнялась сольно.
Вполне возможно, что Мюра не хотел широкой известности. В том же интервью 2016 г. он упоминает момент, когда в 90-е годы намеренно отошел от поп-музыки, так как чувствовал себя некомфортно. Вместе с тем было бы ошибкой думать, будто певец потерял связь с Милен, или "впал в немилость". В одном из поздних интервью Жан-Луи рассказывал, что в 1992 г. Фармер полностью проспонсировала съемки его фильма "Murat en plein air", но попросила не упоминать об этом в титрах. Хотя благодарность ей и Лорану в титрах все равно появилась.
В нулевые в одном из интервью Мюра упоминал, как приглашал Милен на свой концерт. В 2023 году ходили слухи, что дуэт воссоединится на сцене летом во время тура "Nevermore", но 25 мая 2023 года Жан-Луи Мюра умер в возрасте 71 года. Светлая ему память.
Жан-Луи Мюра запомнился Франции как нестандартный музыкант, лиричный шансонье, не рвущийся к великой славе. Тем не менее, определенную известность он приобрел, в чем немалую роль сыграла Милен. Пусть их сотрудничество и оказалось кратковременным, но оно подарило миру прекрасное трогательное произведение с долгой жизнью. На французском радио "Regrets" звучит до сих пор. Что же касается поклонников, то в их памяти по-прежнему жива и песня, и Жан-Луи Мюра.
Делитесь своими впечатлениями о песне, клипе, выступлениях и присоединяйтесь к нашему сообществу, если вам интересны подобные материалы.
До скорых встреч!