Танк Т-72 стал самым массовым танком эпохи послевоенного Советского Союза. Несмотря на то, что с момента его принятия на вооружение армии нашей страны уже минуло пять десятилетий, этот танк, благодаря заложенным в него потенциалу, резервам и ресурсам, до сих пор успешно не только служит, но и воюет.
Начало процессу создания этого танка положило совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР об оснащении Советской Армии новыми средними танками Т-64, развитии мощностей по их производству, и организации их выпуска не только на Харьковском заводе имени Малышева, но и на других предприятиях отрасли.
Прежде всего – на Уралвагонзаводе. В Нижнем Тагиле решено было производить упрощённый мобилизационный вариант Т-64. Что это значит? Дело в том, что изначально было понятно, что при трудоёмкости производства Т-64, обеспечить восполнение потерь в танках в случае развития полномасштабной войны будет практически невозможно. Именно поэтому советским танкистам и понадобился тот самый упрощённый мобилизационный вариант, ставший Т-72.
Эта упрощённая боевая машина была разработана в конструкторском бюро Омского завода «Трансмаш», и отличалась она от Т-64 отсутствием его уникального (но дорогого и довольно капризного) двухтактного дизеля со встречным движением поршней.
Вместо него на танк мобилизационного варианта был установлен обычный V-образный дизельный двигатель – потомок знаменитого и легендарного В2, стоявшего на ещё на «оружии победы» - тридцатьчетвёрке.
Танк предполагалось запустить в производство и в Омске, и в Ленинграде и в Нижнем Тагиле. Но в Нижнем Тагиле ещё с 1961 года в инициативном порядке велись работы по созданию собственного танка, Т-62, под руководством главного конструктора Уралвагонзавода Леонида Николаевича Карцева. Это был прямой конкурент харьковского Т-64.
Но вскоре после принятия вышеупомянутого постановления, дальнейшие работы министерство оборонной промышленности Уралвагонзаводу запретило. Как говорили тогда злые языки - именно потому, что уральский танк оказывался лучше харьковского. А раз так, то министерским чиновникам пришлось бы признать, что они много лет вкладывают народные деньги в заведомо менее годный проект.
Единственное, на что согласилось министерство, было то, что на Уралвагонзавод начали поступать из Харькова серийные машины Т-64А, в Нижнем Тагиле на них устанавливали челябинские двигатели и механизмы заряжания собственной разработки.
Именно таким вот нехитрым способом и получались опытные образцы танка, проиндексированного как «объект 172». Но вот когда этот «объект» вышел на испытания, его полностью сохранённая харьковская ходовая часть, из-за установки более тяжёлого двигателя, стала разваливаться.
Тогда Карцев поставил на «объект 172» на ходовую часть от «запрещённого» Т-62Б, назвав получившийся опытный образец «объектом 172М». Но когда до министерства оборонной промышленности дошли сведения о том, что на Уралвагонзаводе начались сравнительные испытания одобренного танка с фактически модернизированной версией не одобренного Т-62, Карцева с завода убрали.
Он перешёл в структуры Министерства обороны, и был назначен заместителем председателя научного танкового комитета Главного бронетанкового управления. Работая на этой должности, он убедил маршала бронетанковых Бабаджаняна обратить внимание именно на «объект 172М». Бабаджанян лично убедился в преимуществах именно этого танка, и, в свою очередь, убедил в этой необходимости и министра обороны маршала Гречко.
Андрей Антонович добился выхода совместного постановления ЦК и Совмина о проведении работ по дальнейшему усовершенствованию танка «объект 172», и, прикрывшись этим постановлением, новый главный конструктор Уралвагонзавода Валерий Николаевич Венедиктов, в рамках дальнейшего усовершенствования «объекта 172» начал совершенствовать «объект 172М».
В рамках этого совершенствования, был ещё раз форсирован двигатель, мощность которого достигла 780 лошадиных сил. Танк прошёл полный цикл испытаний во всех климатических зонах Советского Союза. Опытные образцы 6 мая 1971 года были представлены министру обороны Гречко и министру оборонной промышленности Звереву.
Под напором Гречко, заручившись одобрением Брежнева, Зверев тут же оформил заказ на первую установочную новых уральских танков, и после полного цикла войсковых испытаний, 7 августа 1973 года «объект 172М» был принят на вооружение Советской Армии под индексом Т-72.
Так, в процессе конкуренции конструктов Харькова и Нижнего Тагила, закончилась неоднозначная история создания этого знаменитого танка. И началась история службы и боевого применения Т-72. Но это уже совсем другая история.