Конечно, мы привыкли думать, что всему ребёнка научит школа. Однако как рассказывает наш постоянный гость, руководитель и главный эксперт по чтению студии «Вместе с мамой» https://vk.com/vmeste_s_mamoi Мария Калашникова, с каждым годом на индивидуальные занятия приходит всё больше и больше детей из 2-3 класса, которые испытывают проблемы с чтением или счётом в пределах 10.
Например, сейчас в студии запускается группа по обучению чтению с нуля для тех, кто только знает буквы: но состоять она будет, в основном, из второклашек… Неподготовленные заранее ребята просто не успевают справиться со шквалом новой информации, темпом обучения - а педагоги в силу своей загруженности и переполненности классов не отслеживают, кто там как усвоил тему… Поэтому чтобы вам было проще планировать подготовку ребёнка к школе (в том числе интенсивную, сейчас), Мария Викторовна разработала чек-лист для самостоятельной проверки ребёнка.
1. ✅Сначала оцениваем социально-личностную готовность к школе. Это умение и потребность ребёнка общаться со взрослыми и сверстниками, умение контролировать своё поведение, соблюдать правила дисциплины, готовность делать то, что “надо” (например, выполнять задание педагога/учителя) через “не хочу” ради будущих результатов.
2. ✅Затем переходим к проверке интеллектуальной готовности - смотрим кругозор, соответствующий возрасту ребёнка, и багаж конкретных знаний.
Базовые обязательные навыки:
➡️Умение бегло читать 10-15 слов в минуту, при этом понимая прочитанное.
➡️Богатый словарный запас.
➡️Уровень развития умений говорить, слушать, пересказывать прослушанное.
➡️Развитый фонематический слух. О том, что это такое, и почему его важно развивать с рождения, у нас есть подробный и понятный пост
https://vk.com/vmeste_s_mamoi?w=wall-38743873_18434
Теперь давайте поговорим про общий кругозор более развёрнуто. Будущий первоклассник должен (базовый минимум):⬇️
✏️Уметь подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу в разных категориях.
✏️Уметь подбирать обобщающие слова.
✏️Знать названия различных грибов, растений, кустарников, животных, птиц, рыб, насекомых.
✏️Знать времена года, месяцы, дни недели, части суток.
✏️Различать приметы осени, зимы, весны, лета.
✏️Уметь называть единицы времени, знать их последовательность.
✏️Уметь называть время по часам.
✏️Знать различные профессии, виды транспорта, основы ПДД.
И это правда общий минимум! Ведь те же деревья делятся на лиственные, хвойные, грибы на съедобные и несъедобные, животные домашних и диких.
И надо не просто заученно их называть, но уметь различать по картинкам, сравнивать между собой, находить общие признаки и отличия… Чем больше разных слов знает ребёнок, тем легче ребёнок будет “щёлкать” не только художественную литературу, но и текстовые задачи по математике, и задания по окружающему миру.
А что надо уже уметь до школы по математике❓⬇️
✏️считать до 10 в прямом и обратном порядке, отсчитывать предметы заданного количества (обращаем внимание: без помощи пальцев!)
✏️соотносить цифру и число предметов
✏️знать состав чисел первого десятка
✏️называть предыдущее и последующее числа от заданного
✏️решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10
✏️решать простые задачи на нахождение суммы и остатка
✏️различать и называть геометрические фигуры
✏️пользоваться линейкой и измерять длину отрезков
Со сколькими пунктами справился ваш ребёнок? Если даже 1-2 в одной области вызывают затруднения, вы заметили, что на каком-то моменте он как будто запинается (даже если спустя время даёт правильный ответ) - это повод углублённо проработать тему.
P.S. В группе https://vk.com/vmeste_s_mamoi ежедневно выходят полезные материалы от педагогов, видео, игры и упражнения по комплексному развитию детей от 6 месяцев до 9 лет💛