Найти тему

Личностно-центрированное консультирование - суть, метод и цель терапии

Серия статей - результат стремления переосмыслить и обобщить материал книги "Теория и практика консультирования" (Нельсон-Джоунс Р.). В самой книге материал представлен довольно подробно, но, при этом, хаотично. В данной серии я постарался исключить повторы и несоответствия.

СУТЬ КОНЦЕПЦИИ


Личностно-центрированное консультирование
(ещё его называют каунселингом) появилось в 1940 г. и связано с именем Карла Роджерса.

Карл Роджерс (1902-1987), американский психолог, один из создателей гуманистической психологии, считал, что единственная реальность, которую могут познать люди, — это мир, который они восприняли индивидуально + опыт в моменте. Полный диапазон опыта, имеющегося на любой конкретный момент, можно назвать «эмпирическим (основанным на опыте)», «перцепционным» или «феноменальным» полем. Имеется столько же видов реальности, сколько существует людей. Т.е. у каждого человека своя реальность.

Человек всегда к чему-либо стремится - это его суть. Основной внутренний мотивационный импульс – это актуализация, присущая каждому, стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Люди имеют две мотивационные системы:

  • организмическую тенденцию актуализации (тенденцию к росту) – это, так называемая, внутренняя необходимость;
  • сознательное эго – внешняя осознанная необходимость;
Желание развития и защиты постоянно находятся в конфликте.

Наблюдение за младенцами показывает, что они предпочитают опыт, который поддерживает и совершенствует их организм (например, любопытство и безопасность), и отклоняют опыт, который не поддерживает и не совершенствует их организм (например, боль и голод).

Логично.

Конгруэнтность чувства – это полное переживание, осознание и выражение чувств. Для определения конгруэнтности используются такие слова как подлинность, реальность, открытость, прозрачность, присутствие.

Если оценка реальности не своя собственная – то это условие ценности. То, что навязано извне, воспитано - а значит, противоестественно собственным чувствам и директивам актуализации. Неконгруэнтность - когда Я-концепция базируется на условии ценности, а не на собственном организмическом оценочном процессе.

Примеры условия ценности:
«Достижение цели очень важно, и я буду неполноценной личностью, если не достигну поставленной цели»;
«Делать деньги очень важно, и если у меня это не получается, значит, я —неудачник»;
«Сексуальные фантазии и сексуальное поведение дурны, и я недолюбливаю себя за то, что у меня они есть».

Большинство людей руководствуются усвоенными оценками, верность которых редко проверяется. Так происходит отчуждение людей от своего опыта и понижается уровень самоуважения.

Т.е. у человека есть желания, но они оцениваются как «дурные», а значит, человек – плохой, испорченный изнутри. И, так как люди перегружены условиями ценности, они самоактуализируются недостаточно.

К конгруэнтности ведёт безусловность.

Потенциал личности, возможности самоактуализации раскрываются в отношениях. Отношения могут стимулировать рост и развитие - тогда условия ценности исчезают, а уровень самоуважения повышается.

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕДУТ СЕБЯ НЕАДЕКВАТНО

В вопросе «адекватности» человека мы неизменно подходим к термину «Я-концепция».

Я-концепция - система представлений человека о самом себе. Характерные черты Я-концепции включают в себя различные элементы: физическую, социальную, сексуальную сферы чувства и эмоции, вкусы и предпочтения, работу, отдых, интеллектуальные занятия философию и ценности.

Есть реальные и идеальные Я-концепции. Реальные Я-концепции представляют восприятие себя, идеальные Я-концепции отражают представление о том, каким человек больше всего хочет быть.

Я-концепцию можно описывать с помощью относящихся к самому себе утверждений типа «Я — хороший плотник», «Я люблю мороженое», «Меня нервируют встречи с новыми людьми». Многие Я-концепции соответствуют реальным переживаниям людей. Т.е. налицо конгруэнтность между Я-концепцией и опытом.

Консультанты стремятся выяснить не то, как клиенты стали тем, кем стали, а то, что в настоящее время заставляет клиентов придерживаться поведения, которое не дает удовлетворять их реальные потребности, т.е. из чего состоит конфликт между развитием и защитой, между внутренней Я-концепцией и внешним опытом.

На Я-концепции влияет то, как в конкретной ситуации переработается опыт:

Во-первых, опыт может игнорироваться.

Во-вторых, опыт может быть отклонен.

В-третьих, восприятие опыта может быть искажено так, что разрешится конфликт между Я-концепцией и переживаемым опытом. Например, преподаватель поставил 5 за эссе, которым Вы недовольны. Этот опыт исказится в - «Преподаватель читал эссе невнимательно» или: «У преподавателя низкие стандарты».

В-четвертых, опыт может быть точно воспринят и организован так, что укрепляет Я-концепцию.

Когда опыт отвергается и искажается, возникает состояние неконгруэнтности между Я-концепцией и опытом. Клиенты с низкой Я-концепцией часто отрицают и искажаю положительную обратную связь и подавляют положительные чувства.

Получение опыта происходит и несознательно – мы можем различать стимулы на некоем подсознательном уровне. Тревога — это состояние напряженности, реакция организма на «предвосприятие». Неконгруэнтность между Я-концепцией и опытом проникают в восприятие, вызывая изменения в Я-концепции. И тогда возникает напряженность.

Реакции напряженного человека - рассмотрение опыта с абсолютных и жестких позиций, чрезмерное обобщение, смешение фактов и их оценки и стремление в большей степени полагаться на абстракции, чем проверять действительность.

Как происходит срыв и дезорганизация?

Блокированный ранее опыт «прорывается» в сознание. Люди встречаются с настолько большим объемом отклоненного опыта, что оказываются не в состоянии с ним справиться.

В результате развивается состояние дезорганизации и увеличивается вероятность психотического срыва – это когда человек теряет связь с реальностью из-за ухудшения своего психического самочувствия и его психические реакции грубо противоречат реальной ситуации. Это может происходить из-за наличия неэффективной Я-концепции.

Неэффективная Я-концепция может сохраняться по ряду причин:

Во-первых, Я-концепция воспринимается как средство удовлетворения потребности и источник личностной адекватности.

Во-вторых, неэффективная Я-концепция содержит условия ценности, которые были функциональными.

В-третьих, условия ценности сохраняются, т.к. их изменение вызовет тревогу. Ведь это изменение они воспринимают неконгруэнтно (просить прощение – для чушпанов).

В-четвертых, условия ценности снижают самооценку и люди не могут признать сферы неконгруэнтности и противостоять им.

ПРАКТИКА – ЦЕЛЬ ТЕРАПИИ

Потенциал личности раскрывается в отношениях. Консультант не учит, а помогает раскрываться. Цели клиентов и консультантов совпадают – это переход в самоактуализируемую личность.

Роджерс считал, что в качестве цели имеет место «сдвиг парадигмы», изменение способов осмысления жизни человека. Важно привести к созданию Я-концепции, которая позволяет воспринимать весь существенный сенсорный и висцеральный опыт – и это основа эффективного функционирования. Открытые переживанию люди в меньшей степени связаны условиями ценности. Это помогает вести себя рационально.

Невротики в ЛЦК не являются «эмоционально больными»; они «нерациональны», для них характерны нарушения когнитивного процесса.

Рациональные люди берут «личную ответственность» за свою самоактуализацию - в пределах смерти и судьбы. Человек уважает себя - это важная часть Я-концепций эффективных людей. Он уважает себя безусловно, обладает самопринятием, т.е. менее склонны занимать оборонительную позицию и более склонны признавать других, создавать и поддерживать хорошие отношения.

Маслоу указывал на то, что для поддержания хороших отношений необходимы высокая степень принятия других, глубокий контакт и демократическая структура характера.

Качества людей, необходимые для этической жизни:
- доверие к внутреннему авторитету;
- безразличие к материальному (деньгам и атрибутам);
- близость и уважение к природе;
- стремление к духовным ценностям.

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Роджерс считал, что «эффективность консультирования определяется качеством межличностного взаимодействия консультанта с клиентом».

Консультантам важно избегать интеллектуального подхода, при котором с клиентами обращаются как с объектами. Конгруэнтные консультанты не играют в терапию, вежливо разговаривая и используя профессиональные маски.

Изображение сгенерировано Kandinsky 3.0.
Изображение сгенерировано Kandinsky 3.0.
Например, если консультант постоянно испытывает скуку при общении с клиентом, то он обязан рассказать об этом клиенту. Консультанту следует признать, что источник чувства скуки в нем самом.

Наиболее часто клиенты испытывают недостаток чувства собственного достоинства.

Важно преодолеть барьер между собой и клиентом, выступая в роли реального, несовершенного человека, помочь клиенту говорить искренне. В процессе консультирования и клиенты и консультанты могут достигать измененного состояния сознания – это ощущение, что человек соприкасается с основным эволюционным потоком и осознает его значение.

В личностно-центрированном консультировании важно безусловное позитивное отношение - бескорыстная теплота, забота, высокая оценка, принятие, уважение. Также, необходима эмпатия – способность консультанта «влезать в башмаки» и «пробираться под кожу» своих клиентов, лучше понимать их субъективный мир.

Получается, что в терапии должны присутствовать три условия — конгруэнтность, безусловное позитивное отношение и эмпатия. Тогда клиенты меньше нуждаются в оборонительной позиции и во внешнем уважении. Постепенно, они начинают чаще рисковать, раскрывая себя перед консультантами, несмотря на возможную болезненность такого самораскрытия.

В ЧЕМ СИЛА, БРАТ?

Во-первых, понимание и принятие скрытой и неприемлемой части себя способствует исчезновению у клиентов отчуждения и соединению их с человеческим родом (т.е. понять и простить).

Во-вторых, неравнодушие консультанта к истинному «Я» клиента и высокая оценка дают клиенту думать: «Этот другой доверяет мне, считая, что я заслуживаю внимания. Возможно, я и в самом деле чего-то стою. Может быть, я мог бы ценить себя. Возможно, я мог бы вызывать интерес у самого себя».

В-третьих, отсутствие осуждения со стороны консультантов способствует тому, что клиенты начинают менее резко судить себя. И встают на путь самоактуализации, рациональности и конгруэнтности.

-----------

Личная страница-блог ВКонтакте - обо всём.

Мой Youtube-канал - про психологию, карьеру, бизнес и эффективность.

Получить консультацию (личная страница на сайте психологов b17.ru) и решить Вашу проблему.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц