Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

На ВДНХ состоялась премьера спектакля «У паровоза есть душа» на основе моей жизненной истории

Приветствую всех мои дорогие читатели дзен-канала "Заповѣдная магистраль"! Рад вам сообщить, что 5 апреля в Москве на ВДНХ в рамках проекта небезызвестного художественного руководителя Константина Богомолова "Голоса страны" состоялся премьерный показ моноспектакля "У паровоза есть душа" на основе моей личной жизненной истории. Моя история оказалось одиннадцатой из двенадцати отобранных для этого проекта и показанных в Москве.

Фото для афиши спектакля Иван Князев
Фото для афиши спектакля Иван Князев
"Героем спектакля «У паровоза есть душа» стал машинист тепловоза Алексей Алексеев из Осташкова. Алексей — потомственный железнодорожник и машинист тепловоза. В 2016 году Алексей, работавший главным бухгалтером, решил сменить род деятельности и повторить профессиональный путь деда и дяди. На сегодняшний день он работает машинистом тепловоза и ведет популярный блог о железных дорогах, поездах и красоте родного края".
Станция Баталино и ретро-поезд "Селигер". Фото: Алексей Алексеев
Станция Баталино и ретро-поезд "Селигер". Фото: Алексей Алексеев

В конце января на Селигер в провинциальный Осташков ко мне приезжала целая команда во главе с молодым режиссёром Алексеем Мартыновым для работы над сценарием спектакля.

На самом деле команда для моего спектакля гораздо больше, здесь перечислены только основные задействованные лица, поэтому простите кого не назвал
На самом деле команда для моего спектакля гораздо больше, здесь перечислены только основные задействованные лица, поэтому простите кого не назвал

Это было очень волнительно и крайне необычно для меня: многочасовые интервью, видеосъёмки, фотосессия. Всё как у настоящих звёзд, киногероев и даже больше. Было совместное путешествие с режиссёрской командой по заповедной линии Торжок-Соблаго на пригородном поезде Кувшиново-Осташков состоящего всего из одного классного вагончика и тепловоза серии ТЭП70БС.

Вокзал на станции Ранцево из окна поезда Кувшиново-Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Вокзал на станции Ранцево из окна поезда Кувшиново-Осташков. Фото: Алексей Алексеев

Эта линия уникальна тем, что на ней сохранились и действуют до сих пор легендарные семафоры, уникальная электрожезловая система блокировки, а сама однопутная и неэлектрифицированная линия на участке от Соблаго до Кувшиново лежит на песчаном балласте и деревянных шпалах. Всё как встарь, во времена паровозов.

Заповедная линия Торжок-Соблаго, чётный входной семафор перед станцией Ранцево. Фото: Алексей Алексеев
Заповедная линия Торжок-Соблаго, чётный входной семафор перед станцией Ранцево. Фото: Алексей Алексеев

"Когда мы отправились с Алексеем в один из его рейсов, я ощутил состояние дзена: вроде бы ничего особенного за окном не происходит, но пейзажи казались какими-то невероятными. Обращаешь внимание на мелочи. Маленькие уютные провинциальные станции произвели на меня большое художественное впечатление. Я никогда не был особым ценителем железных дорог. Но благодаря знакомству с Алексеем, видя его страстную увлечённость своим делом, ощутил романтику этой профессии.
Я проникся нашим героем давно не общался с такими людьми".
Режиссёр Алексей Мартынов, из интервью издательству "Гудок".
Режиссёр Алексей Мартынов
Режиссёр Алексей Мартынов

Три январских дня, прожитые с режиссёрской командой на Селигере, не прошли даром. Был собран весь необходимый материал для подготовки сценария будущего спектакля. На прощание я сделал совместное фото с известным драматургом Дмитрием Даниловым (лауреат премии "Ясная поляна"), который с удовольствием оставил автограф в своей книге "Пустые поезда 2022". Заочно мы познакомились с ним в последней главе этой увлекательной книги, но только со временем узнали об этом сами.

Фото на память с драматургом Дмитрием Даниловым
Фото на память с драматургом Дмитрием Даниловым

Я ждал с нетерпением премьеру спектакля и в назначенную дату на 5 апреля предварительно взял выходной на работе чтобы приехать в Москву. Меня там очень ждали. При этом стоит сказать, что до этого момента последний раз в Москве я был достаточно давно, 9 лет назад в 2015 году на 25-летии ВОЛЖД.

Главные ворота ВДНХ, Москва
Главные ворота ВДНХ, Москва

Только перешагнув через центральные ворота ВДНХ я и мои друзья услышали, как на всю улицу по громкой связи объявили о том, что в 18.00 состоится спектакль "У паровоза есть душа" про машиниста Алексея Алексеева из Осташкова. Мы были неожиданно приятно этим удивлены и направились прямиком в павильон №84 "Дом культуры" огромной международной форум-выставки "Россия", где ожидалась премьера моего спектакля. Вот так выглядит это здание в стиле классического сталинского ампира если я не ошибаюсь.

ВДНХ, павильон №84 "Дом культуры"
ВДНХ, павильон №84 "Дом культуры"

Войдя внутрь здания, мы увидели внутреннее убранство "Дома культуры" на ВДНХ со свойственной торжественной театральной атмосферой и антуражной обстановкой.

-10

Хочу отметить, что сегодня 8 апреля на первой полосе старейшего ведомственного издания РЖД (ранее МПС) в газете "Гудок" опубликована статья об этом спектакле. Для меня и всех причастных к спектаклю это большая награда могу сказать.

-11

Позволю себе процитировать издание "Гудок", взяв для своей публикации один из абзацев о прошедшем спектакле.

"Ещё одним героем спектакля является паровоз. Ведь это действительно живое существо, убеждён Алексей Алексеев. Документальные свидетельства – фотографии из личного архива Алексеевых, видеокадры из фильмов – оживляют ход спектакля. А зритель становится практически участником происходящего: действие разыгрывается на импровизированной сцене прямо в зрительном зале, на расстоянии вытянутой руки".
Отрывок из публикации газеты "Гудок".
Паровозик из театрального реквизита спектакля, который очень понравился детям. Фото: Алексей Алексеев
Паровозик из театрального реквизита спектакля, который очень понравился детям. Фото: Алексей Алексеев

Это действительно было именно так. Зрители, сидящие в зале, могли при желании даже прикоснуться к театральному реквизиту. Дети моих друзей, двое хулиганистых мальчишек Лёша и Гриша, что пришли с нами на премьеру, так и хотели потрогать паровозик, который бегал по кругу стола и даже пускал пар как настоящий локомотив при продувке паровых машин в момент трогания с места.

В окружении супруги и одного из лучших друзей Михаила Вишнякова
В окружении супруги и одного из лучших друзей Михаила Вишнякова

С самого начала меня и моих знакомых ещё задолго до начала премьеры очень сильно интересовал вопрос о том, кто же сыграет меня на сцене театра, кто сможет на все сто процентов вжиться в роль машиниста тепловоза и рассказать зрителям невыдуманную историю о его судьбе? И этим человеком, сыгравшим на сцене роль потомственного машиниста стал актёр МХТ им. Чехова Кирилл Власов.

Я выражаю огромную благодарность Кириллу за его талант, актёрское мастерство и профессионализм. Он и в самом деле смог проникнуться моей историей и показать мой жизненный путь зрителям со сцены театра. Говорю это как главный герой данной истории. Ведь вторым героем стал живой паровоз, история о легенде железных дорог.

Актёр Кирилл Власов. Фото: Виктория Вишнякова
Актёр Кирилл Власов. Фото: Виктория Вишнякова

Перед премьерой спектакля Кирилл сказал вот такие трогательные слова по поводу предстоящей роли машиниста тепловоза:

«Для меня эта история похожа на поездку в поезде, где дорога — это судьба человека, с вереницей разных станций-воспоминаний. У меня лично в поезде происходят важные разговоры с самим собой. Тут от тебя мало, что зависит, и можно позволить себе расслабиться и перестать суетиться».

После этих слов я понял и уже не сомневался, что Кирилл Власов сможет сыграть меня на сцене. И теперь я могу с точностью сказать, что это у него получилось на пять с плюсом. Какая игра, браво!

По окончанию спектакля зрители долго аплодировали, некоторые даже плакали, не скрывая своих эмоций. В этом и есть суть любой театральной постановки, проникнуть глубоко зрителю в душу, вызвав при этом у него самые искренние чувства и эмоции. «Вся жизнь – театр, а люди в нём – актёры…» (Уильям Шекспир).

Герой, актёр, режиссёр и драматург после показа спектакля в заключительном слове для зрителей
Герой, актёр, режиссёр и драматург после показа спектакля в заключительном слове для зрителей

Приятно было и то, что на спектакль пришли мои старые подписчики Евгений и Константин. С удовольствием пообщался со всеми желающими. Мы крепко пожали друг другу руки и пожелали удачи в делах.

Встреча с подписчиком в "Доме культуры". Евгений – специалист, который занимается разработкой и внедрением систем безопасности для РЖД, таких как: КЛУБ, БЛОК, "виртуальная сцепка", система интервального регулирования движения поездов и многое другое.
Встреча с подписчиком в "Доме культуры". Евгений – специалист, который занимается разработкой и внедрением систем безопасности для РЖД, таких как: КЛУБ, БЛОК, "виртуальная сцепка", система интервального регулирования движения поездов и многое другое.

Вечерняя Москва завораживала нас своим контрастным закатом, в преддверии наступающей ещё достаточно долгой и холодной апрельской ночи.

Москва, ВДНХ. Фото: Алексей Алексеев
Москва, ВДНХ. Фото: Алексей Алексеев

Мы мчались обратно домой по ночным улицам столицы, находясь под сильным впечатлением от премьеры спектакля, а за окном пролетали знакомые мне картины. Рижский вокзал символично промелькнул за окном автомобиля, напомнив мне о прошлой моей поездке в Москву 9 лет тому назад...

"Дорога — это судьба человека, с вереницей разных станций-воспоминаний". Очень точно хочу сказать выразился Кирилл Власов, входя в роль потомственного машиниста.

Рижский вокзал, Москва. Фото: Алексей Алексеев
Рижский вокзал, Москва. Фото: Алексей Алексеев

Всем спасибо и до новых встреч на канале "Заповѣдная магистраль"!

-20