Рассказ.
Наконец катер причалил к месту назначения. Проводник указал место для стоянки, пообещав забрать нас через месяц. С большим трудом мы поднялись по крутому берегу наверх. Наша группа состояла из двенадцати человек, пятерых мужчин и семерых женщин. Всем было уже далеко за пятьдесят и более... Двое мужчин имели охотничьи ружья. Познакомились мы в санатории на реабилитации, там и сдружились. Болезни у всех были серьезные и надежды на полное выздоровление не оставалось. Не помню, кому пришла такая интересная мысль, - поехать в тайгу для поправки здоровья, но принята она была на "ура"! Терять нам особенно было нечего... И вот мы в таёжной здравнице. Место для костра выбрали ближе к реке и палатки расположили на открытом месте, чтобы ветерок продувал. А то здесь не комары, а кровопийцы, крупные и злые... Отдохнув, обследовали небольшой участок леса. Собрали немного грибов и ягод. Вечером все с удовольствием лакомились лесными дарами и радовались, как дети. Чай, заваренный ягодами, был очень вкусный. Небольшой костерок дымил всю ночь, а мы спали крепким, здоровым сном.
Утром распределили обязанности. Мне, как старшей по возрасту, поручили работу на месте, готовить пищу. Продуктов у нас было достаточно, на месяц должно было хватить.
Воздух здесь оказался таким особенным, не просто чистым, а насыщенным ароматом хвои и лесных трав. Дышишь и дышать хочется! Целебная природа придавала нам сил, и мы с энтузиазмом принялись устраиваться. Место было глухим. Следов пребывания человека не было видно. Ночами лес оживал. Слышался шум, волчий вой и рычание зверей. Возле палаток кто-то ходил, тяжело дыша... Устроившись в трех палатках, мы лежали, затаив дыхание. Мужчины решили поставить небольшую избушку, чтобы безбоязненно проводить ночи. Бревенчатый домик из двух отдельных комнат получился крепким и теплым. Мы почувствовали себя защищёнными от любого зверя и спали спокойно.
По утрам нас будил птичий хор. Птички Божии так щебетали, что заслушаешься! Мы умывались холодной водой, делали зарядку и принимались за дела. Мужчины уходили в лес пострелять дичь для обеда и собрать грибов. Женщины ограничивались побережьем, чтобы не заблудиться. Занимались сбором ягод и кедровой шишки. Трапеза у нас была обильная и очень вкусная. Буквально все члены группы чувствовали себя значительно лучше. Как-то за новыми заботами я совсем забыла про свое больное сердце. Оно меня совсем не беспокоило.
Стоял август месяц. Погода была хорошая, теплая. Пригревало солнышко. Мужчинам довелось увидеть в лесу медведя, который кормился ягодами. Зверь был огромным, около 2,5 метров в высоту. Но лесной житель оказался мирным и быстро скрылся в кустах. Время шло. Наш отдых подходил к концу. Продукты заканчивались. К назначенному дню мы собрали свои вещи, свернули палатки и стали ждать катер. Но в этот день он не пришел. Не пришел и на следующий... Прошла неделя. Мужчины не показывали своего беспокойства. Наоборот, они утешали женщин, придумывая веские причины. Но все нервничали... Особо теплой одежды с собой не было. А вдруг зимовать придется? Запаса пищи нет. Избушка не отапливалась. Что с нами будет? Дичь подстрелить не всегда удавалось. Варили суп с грибами и травами, иногда уху из мелочи. Как ни странно, но рыбалка мужчинам почему-то не удавалась. Наверное они были плохие рыбаки.
Однажды, собирая травы для заправки блюд, в полутора километрах от стоянки я заметила неглубокую протоку, отходящую от реки. Вспомнила свое детство, как с отцом ставили норд в такую протоку, и улов у нас был замечательным. Даже помнила, как отец плёл норд из прутьев. По памяти решила сплести такое приспособление. Нарезала длинных, гибких прутиков и, помолившись, принялась за дело. Норд получился на славу! В дополнение к нему сплела из листьев камыша сумку для рыбы на длинном ремешке. Из волокон осиновой коры смастерила длинную верёвку. Такая вещь всегда в хозяйстве пригодится. После обеда, когда все разошлись по своим делам, я решила поставить норд в протоку. Закрепив на спину свое рыболовное приспособление, зашагала по берегу. Берег в нужном месте был очень крутым и спуститься было почти невозможно. Здесь и пригодилась моя веревка. Привязав ее к дереву, я благополучно опустилась вниз. Вода в реке была очень холодной, а в протоке теплой, как парное молоко. Вдоволь натешившись в чистой, как слеза воде, поставила на ночь норд, прикрепив его ко дну длинной, толстой веткой. Подъем вверх был трудным, но я справилась.
Утром, дождавшись, когда все разойдутся по своим делам, отправилась к реке. Мысленно предвкушала, как сделаю своим друзьям сюрприз, подав к обеду большую, жирную рыбу, запеченую в листьях кедрача. Слава Богу! Ожидания мои оправдались! Радости не было предела... Вытащив норд на берег, увидела трепещущую крупную рыбу, щёкур. Так называлась эта вкуснейшая белорыбица. Только с большой радостью открыла сумку, чтобы сложить подпрыгивающих рыб, как наверху затрещали сучья.
Я подняла голову и обомлела... На берегу стоял медведь! Он поднялся во весь рост и внимательно наблюдал за мной. Красавец! Повыше меня ростом будет, прикинула мысленно... Мы не двигаясь, смотрели друг на друга. Зверь не проявлял агрессии и я немного успокоилась. Понятно было, что его больше интересовала рыба, чем я. Привлеченный ее запахом, он вышел к реке. Как же теперь быть? Рыбу отдавать совершенно не входило в мои планы. Не делая резких движений, собрала крупную рыбу в сумку и снова поставила норд на место. Мелочь сложила в свой фартук на поясе и стала медленно подниматься наверх. Про себя читала псалом 90 "Живой в помощи". Краем глаза наблюдала за зверем. Он вытянул голову, и не отрываясь, буравил меня своими маленькими черными глазками. Как тяжел был подъем... Но справилась и с этим... Мишка повернулся и заворчал.
- Тихо, тихо, миша, - спокойно сказала я, - вот тебе гостинец...
И положила на землю двух рыбок, которые подпрыгивали и трепетали. Медведь не мог этого не видеть... Он облизнулся... И я стала медленно пятиться назад. Кустик за кустиком, отошла на приличное расстояние, а затем, оглядываясь, прибавила шагу. Слышала, как трещали кусты. Однако, успокаиваться было рано... Медведь быстро настиг меня, отрывисто рявкнул и остановился. Нас разделяло не более трех метров. Я снова положила на землю пару рыбок и отступила. Не дожидаясь, когда мой нахлебник все съест, на всех парусах, задыхаясь, помчалась к стоянке. И так продолжалось всю дорогу. Друзья, увидев такую картину, закричали и стали стучать ложками по металлическому котлу и чайнику. Услышав такой шум, зверь одним прыжком исчез за деревьями.
- Отчаянная ты, - сказали потом мужчины, - нужно было бросить всю рыбу и бежать... Повезло тебе, что медведь молодой...
А сами за обе щеки уплетали запечёного щёкура, облизывая, струящийся по пальцам жир... Улов оказался приличным. Нам хватило его на три дня. Катера все не было. Видно с проводником что-то случилось... Но мы не теряли надежды. Норд стоял в протоке уже три дня. Я предложила всем вместе сходить туда, но женщины наотрез отказались. Мужчины пообещали в ближайшее время это сделать.
- Возможно завтра катер подойдёт, с проводником и сходим, снимем твой норд, - сказал старший группы.
Там наверное уже полно рыбы и не вытащить будет, - подумала я. На утро, только зорька занялась, помолившись Богу, снова отправилась к протоке.
Учитывая, что груз будет большим, пришлось сплести еще одну сумку и верёвку. Каково же было мое удивление, когда подойдя к своему месту, увидела знакомого мишку, сидящим на колоде возле воды и внимательно следящим за движением рыбок на глубине. Рыбу ловит, - улыбнулась я. Привязав еще одну верёвку, спустилась вниз. Медведь увидев меня, ворча приподнялся... Он с шумом втянул воздух. Даже слышно было его тяжелое дыхание... Потом, видимо узнал и принял прежнее положение. Он внимательно следил за каждым моим движением. У меня не было страха. Бог не оставит, - думала я, мысленно читая Иисусову молитву. Норд оказался действительно полным всякой рыбы и крупной и мелкой... Сумки мои были набиты рыбой до краев. Дополнительно пришлось нарезать веток и нанизать на них добычу. Привязав свой улов к одной веревке, по второй поднялась наверх. Мишка тяжело вздыхал и от предвкушения обильной трапезы, перебирал лапами на месте. Он видел, какую большую горку трепещущей рыбы я оставила ему внизу. С трудом подняв груз наверх, повесила сумки через плечо. И, помахав своему другу рукой, спокойно пошла к стоянке. Я слышала, как за моей спиной довольно ворчал мишка, с треском поедая рыбку.
Мне было приятно вкусно кормить своих друзей, ставших мне близкими и родными. Полный день мы жгли костер, чтобы нас могли заметить и с воздуха. Через три дня за нами пришел катер, только с другими людьми. Наш проводник на обратном пути заболел. С ним случилась прободная язва желудка. Он едва дотянул до дома, и после операции долго пролежал в коме. Только придя в сознание, сообщил людям о нас. Но мы ничего не потеряли, а наоборот, больше набрались здоровья. Приехали домой с гостинцами, - кедровыми орехами, сушеными грибами и ягодами. Кроме того, у каждого был копченый щёкур.
Уважаемые читатели, не скупитесь на отзывы, пишите комментарии, ставьте лайки! Желающие могут ПОДПИСАТЬСЯ на мой блог, чтобы всегда быть в курсе дальнейших публикаций! Благодарю за внимание!