Найти в Дзене
Загадки времени

Таинственные гибридные существа, изображенные на Черном обелиске Салманасара: генетический эксперимент богов?

Оглавление
Таинственный сатир.
Таинственный сатир.

Черный обелиск Салманасара III - один из самых интригующих артефактов Нео-Ассирийской империи. Обнаруженный сэром Остином Генри Лэйардом в 1846 году, он является одним из всего лишь двух полных нео-ассирийских обелисков, найденных на сегодняшний день. Этот прекрасно сохранившийся монумент увековечивает 31 год правления царя Салманасара III, который правил с 858 по 824 год до нашей эры. Он был воздвигнут как общественный памятник в 825 году до н.э. на центральной площади Нимруда (библейский Калах, или древний Кальху), расположенного на территории современного Ирака. После обнаружения объект был перенесен в Британский музей, где он до сих пор и находится.

Четырехсторонний обелиск изготовлен из черного известняка и имеет высоту чуть меньше 2 метров. На каждой стороне есть пять вертикально расположенных панелей, в общей сложности 20 панелей. На них изображены пять разных покоренных царей, приносящих дань и распростертых перед царем Салманасаром. Дань от каждого покоренного царя занимает четыре панели вокруг монумента и описывается клинописным текстом над ними.

Черный обелиск Салманасара III в Британском музее, черный известняк, ок. 827 - 824 гг. до н.э., из Нимруда, Ирак.
Черный обелиск Салманасара III в Британском музее, черный известняк, ок. 827 - 824 гг. до н.э., из Нимруда, Ирак.

По-настоящему интригующие элементы этого обелиска можно увидеть на третьей панели сверху, на которой изображены дары, принесенные безымянным правителем "Мусри". Ранее историки считали, что Мусри было царством в северном Ираке, но теперь принято, что это был нео-ассирийский термин для обозначения Египта, фонетически похожий на древнееврейское "Мицраим", классическое арабское "Миср" и египетское арабское "Маср". Итак, что же принес этот покоренный царь Египта (не обязательно фараон) в качестве дани Салманасару III где-то около IX века до нашей эры? Гибридные существа, наполовину люди, наполовину животные, которые изображены рядом с другими легко узнаваемыми животными! Гибриды меньше людей и закованы в цепи, как домашние питомцы.

Дары, принесенные Салманасару III царем Мусри, т.е. Египта.
Дары, принесенные Салманасару III царем Мусри, т.е. Египта.

На этой панели изображена пара гибридных существ, наполовину людей, наполовину животных, на цепях. У обоих существ человекоподобные головы и руки, но задние конечности, как у животного, и у них также есть хвост. Похоже, что эти существа способны стоять или ходить на задних конечностях. Можно подумать, что они похожи на миниатюрную версию сфинкса, что, конечно, поразительная мысль, ведь нам говорили, что сфинкс - это "мифологическое" существо?

Дары, принесенные Салманасару III царем Мусри, т.е. Египта.
Дары, принесенные Салманасару III царем Мусри, т.е. Египта.

На этой панели изображены три гибрида человека и животного, двое из которых удерживаются веревками. Этим гибридам, похоже, вполне комфортно ходить на задних лапах, и они очень похожи на людей, за исключением длинного хвоста. Один из гибридов сидит на плече человека, что указывает на их дружелюбное отношение к людям и возможность приручения. Они напоминают сатиров из греческого искусства и ванар из индийских легенд, что опять же заставляет нас задуматься, как так называемые мифические существа могли быть подарены в качестве дани египетским царем в IX веке до нашей эры.

Важно помнить, что Черный обелиск Салманасара III был царским памятником, предназначенным специально для того, чтобы записать различные дары, которые царь Салманасар получил за время своего правления. Он, вероятно, был создан царскими писцами, работавшими рука об руку с высококвалифицированными царскими скульпторами. Это было не то место, где скульптор мог предаваться полету фантазии и использовать религиозные символы и метафорические приемы. Скульптор также не мог позволить себе прикрепить хвост к пленнику только потому, что он испытывал личную неприязнь к этому человеку. Нео-ассирийские цари не были известны своим чувством юмора, и любое отклонение или практическая шутка были бы сурово наказаны.

Я пытаюсь сказать, что если царский монумент показывает гибридных существ, наполовину людей, наполовину животных, получаемых в качестве дани, то, скорее всего, так оно и было. И только потому, что таких существ сегодня не существует, мы находим эту мысль невероятной.

На самом деле есть документальные свидетельства того, что причудливые гибридные существа, наполовину люди, наполовину животные, существовали в некоторых частях мира до конца первого тысячелетия до нашей эры. Одно из интересных свидетельств было написано греческим врачом Ктесием, который служил врачом при дворе персидского царя Артаксеркса II. Он написал книгу под названием "Индика", которая основана на различных историях, привезенных ко двору персидского царя посетителями и путешественниками из Индии и других частей мира. Плиний Старший, цитируя Ктесия, пишет:

"Ктесий сообщает нам, что среди тех же эфиопов встречается животное, которое он называет мантикорой; у него тройной ряд зубов, которые входят друг в друга, как зубья гребня, лицо и уши человека, и лазурные глаза, оно цвета крови, у него тело льва и хвост, заканчивающийся жалом, как у скорпиона. Его голос напоминает соединение звука флейты и трубы; оно обладает чрезвычайной быстротой и особенно любит человеческое мясо."

Ктесий также писал о подобных гибридных животных, обитающих в горных районах Индии. Плиний, цитируя Ктесия в "Естественной истории", пишет:

"В горах на востоке Индии есть также сатиры... это чрезвычайно быстрое животное, иногда бегающее на четвереньках, а иногда стоящее вертикально, как люди; из-за их скорости ловятся только старые или больные особи."

Сатир в приведенном выше описании мог, конечно, относиться к Манде Бурунгу, который является аналогом Йети, живущего в горах восточной Индии, в штате Мегхалая. Он уж точно не описывает "обезьяну", животное, с которым знаком каждый в Индии и которое вряд ли вызовет какой-либо интерес.

Рассказы Ктесия указывают на то, что человеко-животные гибриды, подобные тем, что изображены на Черном обелиске Салманасара III, возможно, существовали в Эфиопии и Индии около V века до н.э., и поэтому могли быть подарены в качестве дани египетским царем в IX веке до н.э.

Еще один интересный случай был записан греческим историком Плутархом во II веке н.э. Плутарх писал в "Жизни Суллы", что солдаты римского полководца Суллы захватили спящего сатира во время военной кампании в Греции в 89 году до н.э. Люди Суллы привели сатира к нему, и он попытался допросить его, но тот издал невнятный звук, который был чем-то средним между ржанием лошади и блеянием козы.

Из таких рассказов, как эти, кажется, что сатиры могут быть не воображаемыми существами, как обычно считается, а гибридными существами, которые жили до начала христианской эры и вскоре после этого вымерли, поскольку условия окружающей среды продолжали меняться. Миллионы животных вымерли с течением времени, так почему бы не сфинксам и сатирам? Или, возможно, они не вымерли, а отступили в горные пещеры и подземные гроты, где просто выжидают время, пока условия не станут благоприятными для их появления?

Вопрос в том, если эти существа действительно жили в прошлом, как они эволюционировали? Мы знаем, что человеческая ДНК несовместима с ДНК животных, а это значит, что мы можем с большой долей уверенности исключить какое-либо участие людей в этом вопросе. Что же древние тексты и традиции говорят об этом?

Что касается сфинкса, то информации о нем не так много, особенно в отношении его происхождения. Мы знаем, что сфинкс всегда считался защитником или хранителем священного святилища и обычно изображался парами по обе стороны от входа в храм, дворец или гробницу. Этот обычай неизменно соблюдался во всем мире, где бы ни изображались сфинксы в искусстве и архитектуре - в Египте, Греции, Месопотамии, Индии и Юго-Восточной Азии.

Что касается их внешнего вида, то между культурами есть небольшие различия. В Греции сфинкс обычно был женского пола и имел пару крыльев. В Месопотамии сфинкса называли ламассу. Он сочетал в себе характеристики человека и быка и обычно изображался с крыльями. Колоссальные статуи ламассу располагались парами у входов в царские дворцы и города. Интересно, что на многих цилиндрических печатях ламассу изображался в вертикальном положении, стоя и поклоняясь стилизованному "священному дереву", что указывает на то, что они играли важную роль в религиозной жизни народа.

Гигантская скульптура ламассу, обрамленная не менее большой скульптурой Гильгамеша, сжимающего льва, из тронного зала Саргона II в Хорсабаде. Выставлена в Лувре, Париж.
Гигантская скульптура ламассу, обрамленная не менее большой скульптурой Гильгамеша, сжимающего льва, из тронного зала Саргона II в Хорсабаде. Выставлена в Лувре, Париж.
Нео-ассирийская цилиндрическая печать, ок. IX-VII вв. до н.э., изображающая пару бородатых человеко-быков, стоящих по обе стороны от священного дерева, над которым парит крылатый диск Ашшура.
Нео-ассирийская цилиндрическая печать, ок. IX-VII вв. до н.э., изображающая пару бородатых человеко-быков, стоящих по обе стороны от священного дерева, над которым парит крылатый диск Ашшура.

В Индии сфинкса называли пуруша-мрига или кимпуруша. Его обычно изображали стоящим на четырех ногах у входов в храмы, а также в вертикальном положении на двух конечностях перед Шива-лингой. Шива-линга, каменный столб, символизирующий бога Шиву, является осью мира и концептуально эквивалентен "священному дереву", изображенному на месопотамских печатях. Очевидно, что сфинкс в вертикальном положении стоя выглядит очень похоже на гибридных существ, изображенных на Черном обелиске Салманасара III.

Пара индийских сфинксов, стоящих вертикально и поклоняющихся Шива-линге.
Пара индийских сфинксов, стоящих вертикально и поклоняющихся Шива-линге.

К сожалению, со сфинксом связано очень мало историй, из-за чего мы ничего не знаем о его происхождении или родословной. Что касается сатиров, то о них доступно гораздо больше информации, которая намекает на генетический эксперимент, проведенный богами когда-то до 7000 г. до н.э., с целью получения этих странных гибридных существ.

В греческом искусстве сатиров изображали с ушами и хвостами лошади, но их лица были человеческими, и они носили длинные бороды. На самом деле, кроме ушей и хвоста, все в сатирах полностью похоже на человека. Они ходили прямо, как люди, играли на авлосе (двойной флейте), лире и других музыкальных инструментах, пили вино и весело танцевали в свите Диониса вместе с менадами, т.е. танцующими нимфами. Я не сомневаюсь, что если бы сатир прикрыл свои уши длинными струящимися волосами и оделся в официальный костюм, он был бы неузнаваем в любом современном оркестре.

Сатир, играющий на авлосе, чтобы развлечь Диониса, ок. 480 г. до н.э.
Сатир, играющий на авлосе, чтобы развлечь Диониса, ок. 480 г. до н.э.
Дионис, сидящий на табурете и держащий винный кубок, развлекаемый двумя танцующими сатирами, ок. 510 - 500 гг. до н.э.
Дионис, сидящий на табурете и держащий винный кубок, развлекаемый двумя танцующими сатирами, ок. 510 - 500 гг. до н.э.

Пан был предводителем сатиров в свите Диониса и генералом его армии во время военных походов. Он обладал незаурядным музыкальным талантом, будучи изобретателем "флейты Пана". В Орфическом гимне Пану говорится: "Только вечером, возвращаясь с охоты, он издает свою ноту, нежно и тихо играя на своих тростниковых трубах: даже она не могла превзойти его в мелодии - та птица, что весной, усыпанной цветами, изливая свою печаль, издает медоточивую песнь среди листвы." Интересно, что Пан считался полубогом, будучи сыном Гермеса, и ему поклонялись в пещерах и гротах как богу дикой природы, пастбищ, рощ, стад, музыки и плодородия.

Сатиры греческого искусства соответствуют ванарам индийских легенд, которые сопровождали Раму в его военных походах. У ванаров были обезьяноподобные лица, покрытые бородой, волосатые тела и длинный хвост. Но они ходили прямо, как люди, и были похожи на людей в речи и обычаях. Самым могущественным из ванаров был Хануман. Как и Пан, он был полубогом, будучи сыном бога ветра Павана, и поэтому был известен как "Паван-путра Хануман". Хануман также обладал музыкальным даром, будучи непревзойденным игроком на ситаре, и один из четырех стилей индийской (хиндустани) классической музыки назван в его честь.

Хануман с поднятой правой рукой и держащий ветвь в левой руке. Храм Рамачандры, Хампи.
Хануман с поднятой правой рукой и держащий ветвь в левой руке. Храм Рамачандры, Хампи.
Рама с Хануманом. Храм Шривайкунтам, Тамил Наду.
Рама с Хануманом. Храм Шривайкунтам, Тамил Наду.

Когда известный ученый и филолог сэр Уильям Джонс прибыл в Калькутту (Индия) в 1783 году в качестве судьи Верховного суда, он сразу же заметил разительные параллели между Дионисом и Рамой и написал статью, в которой подробно описал эти связи. Ряд греческих историков писали, что Дионис родился на горе в Индии под названием Мерос, которая находилась недалеко от города под названием Ниса, от которого и произошло его имя Дионис (Бог Нисы).

Похоже, что Рама и его свита ванаров отправились на запад, распространяя мистериальную религию, в которой богообщение достигалось через ритуальный экстаз. Это неудивительно, если учесть, что Рама был великим почитателем бога Шивы, и многие элементы дионисийских обрядов - такие как длинные процессии, употребление одурманивающих веществ, ритуальные танцы, использование змей и фаллических культовых предметов - до сих пор практикуются почитателями Шивы.

После завоеваний Александра греческие и римские историки - Плиний, Солин и Арриан - писали об индийских обычаях и культуре. Их записи указывают на то, что индийцы вели отсчет своих царей с 6776 г. до н.э., начиная с правителя, которого они отождествляли с греческим Дионисом или римским Вакхом. Поскольку мы можем быть вполне уверены, что Дионис или Вакх - это действительно Рама, это означает, что сатиры или ванары бродили по миру с того далекого периода.

Это подводит нас к главному вопросу: как возникла эта странная раса ванаров? Согласно Рамаяне, боги, мудрецы и другие небесные существа спаривались с животными лесов, чтобы создать могущественное потомство, которое могло бы помочь Раме в его борьбе с ракшасами, т.е. великанами. Например:

"Когда Брахма так обратился к ним, те боги согласились с его повелением и соответственно начали порождать сыновей в облике обезьян". "Так боги породили много тысяч таких доблестных и меняющих облик обезьян, которые своей безмерной силой и отвагой проявляются для уничтожения десятиглавого демона Раваны".

Итак, боги участвовали в создании расы ванаров. Что касается того, кем были эти боги, я не буду здесь строить предположения, кроме того, что сказать, что рассказы большинства коренных народов изображают их как "человекоподобных" существ великой силы, которые пришли на землю в очень древние времена, наиболее вероятным местом их происхождения является звездное скопление Плеяд. Но действительно ли боги размножались с лесными животными с целью создания ванаров или они использовали передовые методы генетических манипуляций? Вероятно, последнее, потому что именно этот метод боги использовали для создания людей, согласно месопотамскому эпосу о сотворении мира "Энума элиш".

В "Энума элиш" рассказывается, что боги жили на земле в начале и усердно трудились, чтобы создать реки, озера, горы и другие элементы экосистемы, чтобы наша планета стала пригодной для жизни. После того как Мардук убил Тиамат, чудовищного змея океанов, он захотел создать человека, чтобы человек мог взять на себя труды богов, а боги могли отдохнуть. Тогда Энки (или Эа), Владыка Подземного мира, создал человека из крови Кингу, который был одним из подземных божеств, подстрекавших Тиамат восстать против богов. Вот точные строки из "Энума элиш":

27 Игиги, великие боги, ответили ему (Мардуку),
28 То есть Лугальдиммеранкия, советник богов, владыка,
29 "Кингу - тот, кто подстрекал к войне,
30 Кто заставил Тиамат восстать и начать сражение".
31 Они связали его, удерживая перед Эа (Энки),
32 Они наложили на него наказание и перерезали его кровеносные сосуды.
33 Из его крови он (Эа) создал человечество,
34 На которое он возложил службу богам и освободил богов.

Хотя в тексте об этом не говорится прямо, весьма вероятно, что Энки извлек ДНК Кингу из его крови и перестроил ее, чтобы создать людей. В таком случае, подобный процесс мог быть использован и для создания ванаров, сатиров, сфинксов и многих других видов волшебных гибридных существ, которые изображены в древнем искусстве и архитектуре.

Мы склонны считать этих гибридных существ из древнего искусства мифическими или воображаемыми созданиями, поскольку сегодня мы их не видим, но вполне возможно, что ДНК этих гибридных существ со временем деградировала из-за накопления вредных генетических мутаций, и в результате они медленно вымерли или отступили в какое-то скрытое место. Однако, как показывает Черный обелиск Салманасара III, некоторые из этих гибридных существ все еще существовали в IX веке до нашей эры. К тому времени они уменьшились в размерах, их ловили люди и, возможно, приручали как домашних животных. Однако к тому времени их численность, вероятно, значительно сократилась, до такой степени, что они стали редкими или экзотическими животными и предлагались в дар царям.

Подборка: Древние тайны

Друзья, высказывайте свои мысли и впечатления в комментариях, ставьте лайк, чтобы статью увидело больше читателей, и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные истории.

Также приглашаю вас посетить мой другой проект по ссылке: https://dzen.ru/mysteriesoftime