Все родители и бабушки с дедушками читали и читают замечательные сказки «Гуси-лебеди» и «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» своим детям и внукам. Персонажи статуэток на тему этих сказок знакомы всем, кто любит народные сказки. Одними из фаворитов советских авторов являлись сказочные герои, которые напоминают о прекрасном детстве. Статуэтки в этом жанре были не только предметами для украшения интерьера, но также являлись хорошим презентом к праздникам.
Названия заставляют нас задуматься о волшебном мире сказок и необычных персонажах в них. Представляю вам, дорогие друзья две статуэтки времён большой страны СССР, которые достались мне по наследству. Две скульптурки, изготовленные на разных заводах и объеденённых одной сказкой, «Гуси лебеди». На одной из них изображен мальчик, сидящий верхом на гусе-лебеде, а также водное пространство или облака. Одежда ребенка – скромная одежда деревенского мальчика, лебедь – белого цвета. Материал- фарфор, роспись кобальтом и солями, надглазурная художественная роспись. Изготовлена на Дулевском фарфоровом заводе в середине 20 века. «Похищение Иванушки» или «Гуси-лебеди». Автор формы скульптор - Кожин П.М., художник - Шепелёва М.М.
На второй скульптуре старшая сестра Иванушки. Ведь сказка «Гуси-лебеди» о том, как сестричка не уследила за младшим братиком, загулялась... Унесли мальчика гуси-лебеди. Отправилась девочка в путь — искать брата, но помощь ни от кого не принимала. Однако для того, чтобы спастись, ей всё равно пришлось воспользоваться помощью печки, яблоньки и речки... Сестрица сидит на камне и льет горькие слезы по братцу Иванушке. Она одета в красный сарафан в горошек, на ногах у нее типичные русские лапти.
Но это в своей коллекции я объединила эти две фигурки и поставила их рядом.
В сказке сестричку зовут Машенькой. А фарфоровая статуэтка имеет своё название «Алёнушка на камне». Ее автор Оксана Жникруп, скульптор-фарфорист, член Союза художников Украины. Ее называют королевой украинского белого золота – фарфора. И вообще, лицо украинской керамики и фарфора в 1960-70-е годы во многом зависело от творчества талантливой пары - В.И. Щербины и его жены О.Л. Жникруп. Многие из их моделей воплощались на других ФЗ Украины. Эта модель была создана на "Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе".
Завод был основан 17 сентября 1924 г. на базе мастерской по изготовлению красок для керамики. Производство развивалось быстрыми темпами, и к 1925 г. это был полноценный завод. При нем был организован отдел художественной росписи фарфора и фаянса, а к 1945 году к работающему литографическому и красочному цеху прибавился цех, в котором изготовлялись изделия высокой художественной ценности. С этого момента Киевский ФЗ стал ведущим производством в области изготовления фарфоровой продукции. Более 40% фарфоровых изделий, которые СССР экспортировал за рубеж, составляла продукция из Украины, а доля Киевского ФЗ при этом равнялась 10%.
Киевские умельцы, работавшие в советские годы, одарили мир великолепными скульптурами, вызывающими теплоту в сердце, радость, светлые мысли. В каждой фигурке народного героя, сказочного персонажа, чувствуется любовь к народу, к искусству, к природной простоте и красоте.
А вот как изобразили Алёнушку на сюжет другой русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" скульпторы двух других фарфоровых заводов СССР. Напомню простой сюжет: мальчик выпил водицы из копытца и превратился в козленочка. Девочке придется непросто, чтобы братик снова стал человеком.
Перед вами статуэтка Турыгинского завода «Художественная керамика» (Гжель) под авторством Азаровой Людмилы Павловны. Она передаёт всю грусть сказочной героини. Тема сказок для Л.П. Азаровой одна из самых любимых тем в творчестве скульптора, так как в русских сказках удивительно точно отображены главные моральные устои и принципы общества. Азарову часто спрашивали, как она пишет: «Когда расписываю изделия, работаю без подлокотника. Рука на весу – линия легче, мазок прозрачнее». Но за этими слова – десятилетия настойчивого труда, верность и трепетное отношение к гжельскому народному промыслу.
А вот Аленушка Ленинградского завода фарфоровых изделий (ЛЗФИ), из серии статуэток Анатолия Александровича Киселева на тему русских сказок. Трогательная композиция в виде Аленушки, сидящей на пеньке, с изумлением и грустью смотрящей на маленького козлёнка, прижимающегося к ее ногам.
Анатолий Александрович Киселев — скульптор, художник. Окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. С 1954 по 1969 год работал на Ленинградском фарфоровом заводе. Автор известных фарфоровых скульптур: «Гуси-Лебеди», «Аленушка», «Царевна-лягушка». Член Союза художников с 1960 года. Представитель «группы Стерлигова». Произведения находятся в ГРМ, Театральном музее (Санкт-Петербург), г.Осака (Япония), в частных собраниях в России, США, Польше.
Любимые сказки из нашего детства на сюжет «Братец и сестрица» хорошо известны нам из сборника Александра Афанасьева «Народные русские сказки». Через сказочный образ Аленушки скульпторы разных фарфоровых заводов передают нам главные достоинства девушки: кротость, смиренность, милостивость, отзывчивость, ответственность.
В конце рассказа о сказочных «Алёнушках» прочитайте пожалуйста стихотворение Дмитрия Борисовича Кедрина— русского, советского поэта, который считается одним из наиболее талантливых продолжателей и интерпретаторов русского устного народно-поэтического творчества
«Аленушка»
Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна —
Родина неяркая моя!
Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.
Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Алёнушки поёшь…
Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!
Спасибо вам, друзья, что вы со мной, кликаете и читаете мои статьи, смотрите мои видеоролики. Отдельная благодарность тем, кто недавно присоединился и подписался на мой канал. Значит темы, которые предлагаю вам, интересны.