Говорим о тестировании продукта и его апробировании. То есть о том, как проверить его на все технические характеристики. И распознать, будет ли вообще продукт востребован на рынке.
Зачем тестировать продукт
Прежде чем вкладывать все ресурсы в свой продукт, вам нужно понять, имеет ли он право на жизнь в текущих условиях рынка? Или, возможно, уже в момент начала разработки вы пошли неправильным путём...
Как показывает практика, большинство компаний в России предпочитают тестировать своими деньгами. Что они делают? Берут, запускают продукт на рынок и смотрят: получилось-не получилось, нравится-не нравится. Но проблема в том, что это накладывает на них большие риски. Потому что в таком случае нельзя сразу сказать, окупит себя продукт или нет.
Чтобы избежать таких проблем, рекомендую лучший способ: тестировать продукт поэтапно — на каждой стадии разработки. Собственно, для этого и существует несколько уровней проверок.
Внутреннее тестирование
Первый этап — внутреннее тестирование. Вы оцениваете продукт своей командой. Как его проводить? Вы должны постоянно проверять, соответствует ли продукт техническому заданию. И в том ли вообще направлении вы двигаетесь.
Такие проверки нужно устраивать минимум раз в месяц. А лучше — чаще. Потому что чем больше вы будете отклоняться от изначально поставленных задач и ТЗ, тем больше денег потратите бессмысленно. И тем больше вещей придётся переделывать.
Оценка потребности рынка
Важно понимать, что собственная экспертная оценка — это хорошо, но она не конечная. Если вам и вашей команде всё нравится, следующий шаг — понять, а есть ли потребность у рынка? Не изменилась ли конъюнктура? И самое главное — не появился ли конкурент, который с вашей идеей уже вышел на рынок?
Нужно попытаться спрогнозировать проблематику созданного продукта. Какие есть проблемы у того, что вы создаёте прямо сейчас? Способна ли разработка потянуть дополнительные расходы в дальнейшем? Возможно, текущий рынок диктует потенциальное увеличение её стоимости.
Например, текущие события, которые сейчас происходят — санкции, — привели к тому, что были заблокированы поставки некоторых станков (если мы говорим о производстве). Люди планировали, что будут использовать итальянское или американское оборудование. Но обстоятельства и рынок изменились. Теперь их идея, которая предполагала автоматизированное создание продукта на этих станках, попала под сомнение или дополнительные финансовые трудности.
Экспертное тестирование
Следующий этап — экспертное тестирование. Как только вы приступаете к разработке своего продукта, сразу нужно иметь человека в команде или на стороне, к которому можно обратиться. Он нужен, чтобы отвечать на вопросы «Что нужно делать?», «Что нужно изменить?» и «Что улучшить?»
Такую оценку тоже нельзя считать идеальной. Эксперт имеет субъективное мнение, которое зависит от его опыта и квалификации. Но если один (или лучше несколько разных экспертов) из этой области говорят вам о трудностях, то это стоит взять на заметку. И изучить вопрос — как с этим справляться, если вы всё-таки выпустите продукт. Не стоит сразу же отказываться от критики со словами «Я не считаю, что это проблема».
Если вы работаете с экспертом, старайтесь получить от него не только негатив, что всё плохо и мы все умрем. Спрашивайте с него, как с этими проблемами можно справиться. Чтобы у вас был чёткий план действий.
Пользовательское тестирование
Когда вы прошли все этапы экспертизы — от момента, когда вы советовались со своей командой, до момента экспертной оценки привлечённого специалиста, — то следующим шагом должно стать пользовательское тестирование.
Его нужно проводить сегментировано, разделяя на этапы. Если продукт рассчитан на широкую аудиторию, зависит от пола или возраста людей, то сначала сделайте тестирование на смешанной аудитории. Соберите все отзывы и критику, а затем протестируйте на тех, кто изначально откликнулся негативно.
Не опускайте руки, если одна из групп сказала, что ваш продукт — провал и не стоит его дорабатывать. Такая оценка могла быть дана из-за разницы в возрастной категории, которая тоже имеет своё искажение.
При пользовательском тестировании обязательно сохраняйте все промежуточные результаты. После негативной оценки во время первой проверки не выкидывайте исследования в мусорку, а проект — на полку. Потому что когда вы будете его дорабатывать и проводить повторное тестирование, вам нужно будет понять, что изменилось и на сколько новые действия привели к желаемому результату.
На практике часто такое бывает, что люди проводят тестирование, но не проводят сравнение. Они тратят на это деньги и думают: раз изменили, значит исправили. Но на деле такие изменения могут повлиять на результаты тестирования лишь незначительно. Зато скажутся на цене и дальнейшей эксплуатации продукта.
★★★★★
Есть вопросы? У меня есть ответы :) Спрашивайте в комментариях — я на связи.
Кстати, эта статья написана по мотивам шестого выпуска второго сезона нашего подкаста «Как там бизнес?» Послушать его можно по ссылке.
Подписывайтесь, читайте нас на Дзене и в соцсетях, смотрите на YouTube и слушайте в наушниках. Мы рады делиться полезным и интересным. Пока-пока!