Этот фильм первым приходит на память, когда выбираешь, что посмотреть с подростком про любовь. Нежно его люблю, но есть и триггеры для меня.
Может быть, лучше книга? Прочитала повесть Галины Щербаковой (первоначальное название "Роман и Юлька"), чтобы сравнить.
Друзья, не буду напоминать содержание, все смотрели и/или читали. Остановлюсь только на главных, как мне видится, отличиях фильма от повести.
Несоспоставимое - гениальную игру актеров, музыку Алексея Рыбникова - оставим пока в покое, понятно, что в книге этого быть не могло.
Итак, создатели фильма:
1. Наделили Танечку всей мировой скорбью
При всем уважении к Татьяне Николаевне и благодарности за её чуткое, бережное отношение к подростковой любви - гладя на героиню Елены Соловей, хочется зажмурить глаза.
Какое непереносимое горе оставило след на лице женщины на экране? Слава богу, здорова, востребована в своем деле и по фильму даже мама жива (в книге - нет).
Горя целых 2 - когда-то у Татьяны Николаевны не сложилась карьера актрисы и в 30 лет она не замужем. Коля Рыженький уже не посадит её на велосипед, а на Мишин велосипед ей не хочется. Всё!
Если с таким лицом говорить: "и всё-таки любовь меньше всей жизни, поверь мне, девочка, на слово" - девочка, конечно, не поверит.
Танечка говорит, что любовь меньше всей жизни, а глаза у самой тоскливые, как у больной собаки.
А ведь это единственный человек, который с самого начала и видит, и понимает, и защищает любовь Романа и Кати!
Книжная Таня тоже не актриса и не замужем, но она не производит впечатления вечно унылой.
2. Воскресили роман с Мишей
Я не знаю пары более ненужных друг другу людей. Зачем они вместе?
Во всех эпизодах, где Таня и Миша одновременно присутствуют на экране, они высказывают друг другу, кто из них чем не угодил другому.
Они остались единственными продолжателями рода человеческого за Земле? Тогда зачем?
В книге можно порадоваться, что эти бессмысленные, изматывающие отношения в прошлом. По фильму кажется, что они будет тянуться ещё 50 лет. "Ну, приходи..." "Ну, скажи, что я тебе нужен, что ты примешь меня любого...."
3. Сделали героев правдивее
Да простят меня поклонники Галины Щербаковой, я считаю, что она смотрит на людей в кривое зеркало.
Юлька (в фильме - Катя) совершенно не тот человек, который запланированно устроит первую ночь любви. Это грубо и никак не вяжется с её характером, с их отношением друг к другу. Спонтанно - да, такое могло бы случиться, но так, как показано в книге - не верю.
Режиссер обошелся с чувствами героев бережно и деликатно. Было/не было - зритель вправе решить сам, да это и вообще здесь не важно.
Роман - совершенно не тот парень, который, как только вскрылся бабушкин обман, тут же поверит ей снова:
Может, она пишет тебе письма?
Роман вдруг остро ощутил: это конец.
Дальше ничего не могло быть, потому что писем не было на самом деле. Что значила вся бабушкина ложь по сравнению с этой правдой?
Сашка не тот, кто станет ухлёстывать за любимой девушкой друга, как только Роман уедет в Ленинград.
Алёна не унизит себя до приказного письма и прилюдной истерики.
И так далее. Слишком грубо пишет Щербакова, будто нарочно добавляя черного.
4. Убрали несуразности
В повести много мелких штрихов, которые и выглядят нелогично, и непонятно, какую смысловую нагрузку несут.
Например, приезжая со сборов, Роман узнаёт, что Юлька вроде бы в Мариуполе. Он просит мать: поедем в Мариуполь. Вера сразу соглашается (никаких проблем с деньгами, а мы помним, что семья живет фактически на её зарплату), они тут же едут (никаких проблем с билетами в город у моря). Более того, у Вериного института находится какое-то дело в Мариуполе, ради которого надо именно сейчас и именно Веру послать туда в командировку на 2 недели.
Или - в квартире у бабушки в общем доступе лежит дядин пистолет - стреляйся, кто хочешь. Не говоря уже о том, что Роман не тот парень, чтобы держать такие мысли в голове.
Ну, серьёзно?
5. Изменили основной посыл
Создатели фильма внесли не так много изменений в сюжет, основное - финал (в книге Роман погибает). Но это в корне меняет основную мысль.
В книге - взрослые из благих намерений вмешиваются в жизнь детей и ломают её, вплоть до трагического финала.
В фильме - любовь побеждает всё. "Нас ведь разделить нельзя".
Я считаю экранный посыл и более правдивым, и более подходящим целевому читателю, ведь это книга для подростков в первую очередь.
Итого - для меня фильм всё-таки много лучше. А для Вас?
Соглашаться со мной ни по какому из пунктов не призываю, буду рада вашему мнению!