Найти в Дзене
Roman I

Игра "Смута": медведь-медведь, научи меня...

Всю постсоветскую эпоху отечественный кинопром то и дело пытался, пытается и будет пытаться выдать «наш ответ Голливуду», хотя он у нас ни о чем и не спрашивал. К видеоиграм долгое время отношение было куда более плевым, но уж в 20-х годах 21-го века наконец стало понятно, что нельзя продолжать это дело игнорировать, а пора попробовать дать уже «ответ» и западной игровой индустрии, благо современные мОлодежь и пОдростки (с) фильмы смотрят куда реже, а играют куда чаще, ибо интерактивчик. Короче, речь об отечественной надежде на прорыв и толчок, игре «Смута», о которой первый раз я прочел примерно пять лет назад. То есть чтобы все «как у них», но с нашим духовно-скрепным содержанием, а заодно – ликбез по конкретному историческому периоду. Последнее я всецело одобряю: потенциал компьютерных игр в плане образования и просвещения используется очень слабо. Больше всего тут повезло военным шутерам: делая игру по Второй мировой, трудно сильно переврать реальные даты и факты, да и зачем, поэто

Всю постсоветскую эпоху отечественный кинопром то и дело пытался, пытается и будет пытаться выдать «наш ответ Голливуду», хотя он у нас ни о чем и не спрашивал. К видеоиграм долгое время отношение было куда более плевым, но уж в 20-х годах 21-го века наконец стало понятно, что нельзя продолжать это дело игнорировать, а пора попробовать дать уже «ответ» и западной игровой индустрии, благо современные мОлодежь и пОдростки (с) фильмы смотрят куда реже, а играют куда чаще, ибо интерактивчик.

Короче, речь об отечественной надежде на прорыв и толчок, игре «Смута», о которой первый раз я прочел примерно пять лет назад. То есть чтобы все «как у них», но с нашим духовно-скрепным содержанием, а заодно – ликбез по конкретному историческому периоду.

Мощь!
Мощь!

Последнее я всецело одобряю: потенциал компьютерных игр в плане образования и просвещения используется очень слабо.

Больше всего тут повезло военным шутерам: делая игру по Второй мировой, трудно сильно переврать реальные даты и факты, да и зачем, поэтому, думаю, современные дети куда больше усвоили о Великой Отечественной из первых трех частей «вражеской» Call of Duty (клюква-клюква, а когда была и как в общих чертах шла та же битва за Сталинград, например, таки понятно), чем из учебников и учительского бубнежа.

В принципе, вообще трудно найти предмет, который нельзя было бы подать в форме увлекательной компьютерной игры. Можно собирать фантазийные растения – а можно ведь и реальные, с их описанием. Можно изучать историю фантазийной локации, со сбором разных там артефактов и выяснением деталей у NPC, а можно ведь и реальной местности или страны. Ну и так далее.

Тут вроде бы все предельно ясно: наполните увлекательные игры реальной фактологией – и детишки охотно скушают ее, как котик или песик – таблетку, засунутую во вкусняшку. Но пока, похоже, для педагогического начальства, ментально застрявшего в прошлом веке, «применение ЭВМ в образовании» сводится к электронным викторинам «нажми нужную кнопочку», ну а эти ваши стрелялки – ужас-ужас, там же, да, стреляют! Ну-ну.

Программа-максимум для школоты, а все, что круче, - пропаганда насилия
Программа-максимум для школоты, а все, что круче, - пропаганда насилия

В этом плане «Смута», конечно, прорыв – там, о ужас, убивают, и в кат-сценах летят брызги крови, но при этом близко к тексту в пояснениях пересказывается учебник истории.

Отдельный юмор в том, что за сюжетную основу решили взять старинный, 200-летней выдержки, роман Загоскина, широкой публике известный по пьесе Гоголя «Ревизор»:

Анна Андреевна. Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?
Хлестаков. Да, это мое сочинение.
Анна Андреевна. Я сейчас догадалась.
Марья Антоновна. Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение.
Анна Андреевна. Ну вот: я и знала, что даже здесь будешь спорить.
Хлестаков. Ах да, это правда: это точно Загоскина; а есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой.
Увяла, говорите?..
Увяла, говорите?..

Хотя той же широкой публике, скорее всего, было бы куда интереснее увидеть игру по «первой фазе» Смуты, ведь Загоскина читали единицы (игра, конечно, подхлестнет интерес), а Пушкина («Борис Годунов») – практически все. Лжедмитрий, Марина Мнишек, «я слышу речь не мальчика, но мужа», ну и так далее по тексту. Но игроделы и кураторы решили не рисковать и не усложнять себе работу. Вот под лозунгом «не рисковать и не усложнять» вся работа над игрой у них и прошла.

«Смута» устарела минимум на 15 лет по геймплею, графону, сюжету, боевке, количеству активностей, поведению NPC и вообще по всему. Видно, что хотелось сделать наш ответ игре Assassin’s Creed, но по возможности не напрягаясь. «И так сойдет» – девиз авторов.

Не халтурили только художники и аниматоры, нарисовавшие красивые заставки и локации, хотя на фоне зарубежных игрух они никак не выделяются, но ладно, колорит, избы-башни, разодетые в соответствии с эпохой неписи вокруг бродят, хотя и довольно жиденько, и побочных заданий каждый третий не дает, это вам не Shadow of the Tomb Raider (например). Все остальные товарищи явно работали под девизом "а зачем что-то делать, если можно не делать".

Зачем придумывать побочные квесты, если можно не придумывать. Зачем герой у нас будет прыгать, когда он может не прыгать.

Зато у нас в фоновой озвучке есть «Медведь-медведь, научи меня пердеть!» (ох, как бы подошло для Машеньки из известного мультсериала), ее там даже на подворье монастыря произносят. Может, станет мемом!

Это у нас патриотичная отечественная игра для детей, рекомендуемая уже младшим школьникам, если кто забыл.

Научил, что ли?
Научил, что ли?

Отдельная песня – диалоговые сцены. Статичные говорящие головы - ну лучше бы тогда просто сделали стилизованные рисунки, как в старых играх 90-х, было бы честнее и даже изящнее. А то, к примеру, одного перса по сюжету потоптал медведь (вместо того, чтобы учить... этому самому), за кадром причитания – ой-ей-ей, да он кровью истекает, еле ходит, а в кадре чистенький такой дядя в безупречной одежке и шапочке, ему даже пару царапин на фейсе дорисовать поленились. Или – «я тут принес тебе грамотку, почитай», но анимацию чтения грамотки, да и вообще эту самую грамотку рисовать – еще чего.

А эти «тренировочные бои» – «давай посоревнуемся, кто лучше дерется на саблях», рубятся по-настоящему, летят брызги крови, перс умирает, следующий кадр – «ну ты молодец, победил меня, давай-ка дружить», и при этом, разумеется, никаких увечий и вообще следов боя на дяде нету.

Кстати, текстуры кожи и одежды полностью появляются только на максимальных, «эпических» настройках графики, а так у вас все персы будут ходить в глянцевых резиновых робах, похожих на «поддевку» для глубоководных водолазов, с некоторыми забавными дополнениями вроде воротничков и застежек, ну а морды у них будут гладкими, как попа младенца, даром что с наложенными волосами и щетиной. Ребята, в нормальных играх, на которые вы вроде как ориентировались и пытались соревноваться, такое на самых низких настройках, и то не всегда!

И так в этой игре – в общем-то, всё.

Ну вы, ребята, и лентяи, за пол-лярда то.