К началу Второй мировой войны Германия, как и многие другие страны, обладала возможностью применять в воздушной войне над морем самолеты-торпедоносцы. Для этого у немцев было все: специальные торпеды, появившиеся еще в 1933 г. самолет-носитель Не-59 и, наконец, специально обученные экипажи в специальных отрядах береговой авиации. И при всем при этом, понадобился почти год для того, чтобы применять торпедоносную авиацию более-менее регулярно и начать одерживать успехи при помощи этого вида оружия. Почему же так получилось?
Краткий экскурс в историю: авиаторпеды были известны немцам еще с 1915 года., а применять их обширно и достаточно успешно они начали с осени 1916 года. Самолеты фирм «Фридрихсхафен» и «Гота» производились в достаточном объеме, разрабатывались новые типы – но все закончилось в 1919 г. После войны и Версальского договора торпедоносцы Германии иметь было нельзя, и потому в истории появилась гигантская черная дыра величиной в 15 лет, что потом сильно отразилось на немцах в 1939 г.
Кое-какие робкие опыты в стране проводили и во времена Веймарской республики. Например, торпеды пытались подвешивать под Ju-52 и на этот счет есть даже фотография. В принципе, при заказе на разработку многоцелевого морского самолета в 1930 г. тоже, скорее всего, торпеды как-то учитывались. Самолет потом получил название – Heinkel He 59. Это был громоздкий биплан-гидроплан с расчалками, по виду сильно напоминавший FF 41at, только с другими моторами. После разного рода испытаний самолет пошел в серию и к началу войны его сделали в количестве около сотни штук (в строю береговых групп была 41 машина на 2.9.39). Не-59 даже был опробован в боевой обстановке: самый первый вылет на нем был совершен еще в Испании, когда ставший впоследствии знаменитым Вернер Клюмпер, воевавший в составе Aufklarungsstaffel See 88, угрожая атакой, заставил зайти в порт мятежников республиканский пароход «Nuria».
Что касается торпед, то своих Германия сделать не удосужилась. В 1933 г. была куплена лицензия на норвежскую авиаторпеду фирмы «Хортен», и потом ее понемногу производили под маркой F5 фирмой «Шварцкопф» в Киле. Немецкие торпеды были гораздо хуже качеством, чем норвежские – даже дистанция хода у них была не 4000 м, как у скандинавского образца, а всего 2500 м. Торпеда была очень капризна к характеристикам сброса – глубина не менее 15 м, высота сброса 40 м, скорость сброса не больше 200-250 км/ч, и чем она больше, тем больше вероятность, что торпеда при касании воды разлетится на куски. В Торпедном исследовательском институте (TVA) и испытательном центре в Травемюнде все время велись какие-то работы по улучшению, но торпеда, имевшая теперь индекс F5b, все никак не хотела становиться достаточно надежной и удовлетворять моряков.
Таким образом, в двух пунктах «программы» крылись подвохи. Самолеты были, но слишком старые и странно было думать даже в сентябре 1939 г., что такие «летающие амбары» смогут эффективно применяться для торпедных атак вражеских боевых кораблей. Попыток приделать торпеды к новым многоцелевым самолетам Не-115, появившемся еще в 1937 г., не делалось – они не могли лететь с такой малой скоростью, которая требовалась для торпедирования! Сами торпеды были слишком хрупкими и капризными, чтобы стать по-настоящему боевыми...