Найти тему

Откройте глаза: через какие каналы восприятия мы "видим" мир?

Оглавление

Бывало ли у Вас такое, что вы часто теряете смысл книги, потому что отвлекаетесь и постоянно перечитываете заново?

В моей работе часто приходится говорить о чем то новом, и не всегда мои клиенты понимают меня с первого раза, если я буду ТОЛЬКО говорить. Стоит мне показать презентацию - как я тут же вижу интерес к диалогу и хорошее восприятие информации.

Каналы восприятия — это способы, которыми люди получают информацию об окружающем мире. Они могут быть зрительными, слуховыми, тактильными (ощущения от прикосновений), вкусовыми и обонятельными. Каждый человек имеет свой уникальный набор каналов восприятия, который определяет его предпочтения в получении информации.

Если мы понимаем, как мы лучше воспринимаем информацию, мы сможем быть более успешны в обучении и развитии. Более того, понимание, как наша вторая половинка, ребенок, друг или просто знакомый, воспринимает информацию - мы сможем лучше общаться с ними и передавать свои мысли.

Основные виды каналов восприятия

  • Визуалы – те, кто воспринимает большую часть информации с помощью зрения (наибольшая часть людей)

Я не обратил внимание, давайте посмотрим, я увидел, я заметил, красивый фон, великолепный вид из окна, красочный, направил взгляд и тд.

  • Аудиалы – Люди, которые, в основном, получают информацию через слух

Я услышал, где то слышал, давайте обсудим, рад слышать, давно не общались, круто звучит, интересный звук и тд.

  • Кинестетики (тактильные) – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры и тд.)

Почувствовал на себе, ощущаю, неприятное чувство, отвратительно, меня тошнит от этого, чувствуете разницу и тд.

  • Дискреты – у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Она встречается крайне редко.

Как это может быть связано, не вижу смысла, где логика, надо отфильтровать, упорядочить и тд.

Визуал

Для визуала, как мы уже поняли, основной способ запоминания информации происходит за счет зрительного контакта "фотографическая память". Они с легкостью запоминают, как пишутся неизвестные слова, даже на иностранном языке, лучше усвоят информацию, если прочитают ее сами, а не услышат от учителя, хорошо ориентируются в местности и по картам, чаще записывает конспекты. Они чаще покидают кабинет последними, чтобы, выйдя из него, видеть полную картину. Визуалы лучше всего учатся на наглядном примере, когда они видят изучаемый материал в режиме реального времени. От них можно требовать быстрого решения задач, проявляют внимание, если пригрозить им пальцем или покачать головой. С ними используйте слова, описывающие цвет, размер форму, местоположение, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия и др. Они могут долго смотреть в глаза, держат дистанцию, чтобы лучше видеть Вас, обращают внимание на то, как человек выглядит, какая на нем одежда, какие черты лица, как двигается. Они на интуитивном уровне считывают мимику собеседника и по одному только взгляду они знают мысли другого человека.

Чтобы произвести впечатление на визуала, следует уделить особое внимание внешнему виду и окружению. Ваш образ, обстановка, манера общения, жесты и мимика должны быть приятными и располагающими. При аргументации своих мыслей рекомендуется использовать наглядные материалы, такие как графики, рисунки и примеры. Предпочтительнее демонстрировать свои аргументы на "картинке", вместо того чтобы оперировать числами.

Визуалы высоко ценят красоту и порядок в окружающей среде. Они плохо переносят беспорядок и грязь. У них богатое воображение, они часто генерируют новые идеи, так как способны создавать необычные ассоциации и связи в своём воображении.

Аудиал

Как правило - ничего не записывают, предпочитают переписать какое то задание или позвонить и узнать о чем то. Хорошо запоминает лекции, музыку, диалоги. Не могут долго молчать и используют любую возможность, чтобы наговориться. С аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия. При сосредоточении необходима тишина. Учиться совместно с другими, обсуждая изучаемую тему, рассуждая вслух над проблемой.

Аудиалы требовательны к своей речи ровно настолько, насколько и к речи собеседника. Поэтому диалог с ними весьма приятен. Не выносят ошибок и непонятной, исковерканной речи. Они негативно реагируют на крик и повышение голоса, что может привести к их отчуждению. Они обладают талантом рассказывать истории и являются отличными собеседниками, способными понимать с полуслова благодаря вниманию к интонации и манере речи

Они Они уделяют большое внимание звукам, любят музыку и часто напевают мелодии. У них острый слух и хорошая слуховая память. Они предпочитают профессии, связанные с музыкой, мелодиями и ораторским искусством.

Кинестетик

Для усвоения информации предпочитает использовать действия и движения. Отлично запоминает практические упражнения и действия. Наилучшим образом воспринимает информацию через практическое применение, эксперименты, где может самостоятельно проверить данные. Особенно легко усваивает информацию, связанную с практическими действиями: как и что движется, куда нужно нажимать. Они, как правило, трудоголики и не любят бездействие. Любой перерыв используют, чтобы "размять кости". Кинестету очень сложно удерживать фокус внимания, они легко отвлекаются, им сложно усидеть на месте продолжительное время, заниматься рутинной работой.

Кинестеты очень чувствительны к пространственной обстановке и расстоянию между людьми. Они позволяют близким людям войти в их личное пространство, но держат незнакомцев на расстоянии. Нарушение личного пространства кинестета вызывает у него отрицательные эмоции. Лучший способ привлечь внимание и заслужить доверие кинестета — это совместная деятельность и общие дела.

Отличаются высокой чувствительностью к происходящему вокруг. Они остро ощущают связь между своим телом и эмоциями. Комфорт и удобство окружающего пространства имеют для них большое значение. Даже мелкие неудобства, такие как неудобная одежда или раздражающий звук, могут вызвать у них сильное раздражение. Кинестеты ценят глубокое личностное общение, обмен эмоциями и обсуждение чувств других людей. Для них прикосновение обладает особой значимостью и ценностью.

Дискрет

Люди этого типа отлично учатся в областях, где требуется логика и последовательность, таких как математика, физика, механика, технология. Они часто работают в сферах, связанных с исследованиями, математической и статистической обработкой данных, программированием. Ключевым моментом для них является понимание логических связей и структуры материала. В процессе обучения важно установить четкую логику и причинно-следственные связи в изучаемом предмете.

Дискреты не слишком эмоциональны и обращают больше внимания на смысл разговора, чем на его форму. Пустые, но красивые речи им не нравятся. Если вы хотите общаться с дигиталом, лучше сразу перейти к сути вопроса, подкрепляя свои слова фактами и цифрами.

Им свойственно воспринимать окружающий мир через внутреннюю речь и диалог с самим собой. Они ориентированы на восприятие смысла и логики происходящего. Дигиталы стремятся понять и осмыслить суть событий. Они могут быть чувствительными и ранимыми, но их интерес к миру основан на стремлении понять его смысл и закономерности. В стрессовых ситуациях дигиталы обычно сохраняют самообладание и спокойствие, способны сохранять ясность мышления и восприятия окружающего пространства.

Определяем свой канал восприятия

Закройте глаза и представьте, что вы перемещаетесь из вашего текущего местоположения в лес. Что первым пришло вам в голову? Если вы увидели картину леса перед глазами - вы визуал. Если вы услышали пение птиц или другие звуки, то вы аудиал. Если вы почувствовали запах леса или дуновение ветра, то вы кинестет. Если вы задались вопросом, зачем представлять это и к чему это приведёт, то вы дигитал.

Так же можно повторить с любым местом, значимым для Вас.

Вывод

У каждого индивидуума есть свой ведущий канал, который определяет, каким образом он лучше всего воспринимает и обрабатывает информацию. Это может быть зрительный, слуховой, кинестетический или дискретивный канал. Однако стоит отметить, что каналы восприятия могут быть смешанными, и человек может использовать несколько из них одновременно. Понимание своего ведущего канала восприятия помогает улучшить эффективность обучения и коммуникации, а также позволяет адаптировать методы преподавания и презентации информации для максимальной эффективности.