Найти тему
Татьяна Макаровских

Образование: онлайн или оффлайн

Вот так видит котика онлайн Шедеврум
Вот так видит котика онлайн Шедеврум

Пандемия, словно она была заранее придумана и запрограммирована, стала своевременным катализатором и открыла новые возможности обучения других, получения знаний, проведения конференций, работы с теми, кто сейчас далеко. Сколько сэкономлено средств на "поездку в Черногорию" или "доклад в Париже", сделанные из машины, припаркованной в центре Челябинска, на кухне или в торговом центре. Как удобно маме отвезти ребенка на занятия и из ближайшего кафе прочитать лекцию. Или, еще лучше, теперь, уезжая в командировку, можно не заботиться о проведении замены, а прочитать все онлайн, естественно, по согласованию со студентами. А то возможны нюансы вроде: "Мы заплатили за очное обучение, а не за это...". Но, как ни крути, подобные онлайн-мероприятия я считаю крайней мерой, когда чего-то не хватает или это что-то географически не достижимо или кто-то заболел (хотя, онлайн с гриппом - это тот еще экстрим, лучше взять больничный). Потому что живое общение с людьми бесценно и без него никак нельзя. Возможно, мой мозг устарел и не воспринимает онлайн-курсов. Сколько раз я ни пыталась пройти обучение онлайн, не хватало того самого личного общения, было сплошное расслабление: ведь можно не слушать вебинар сейчас, вечерком с чашечкой чая гораздо проще это сделать. А потом приходишь домой, ребенок вернулся из садика с температурой и не до учебы уже как-то, и получаешь сообщение от куратора в чат, что срок сдачи задания подходит. Как результат - чувствуешь себя тем самым двоечником, который отчаянно сдает за 2 минуты до дэдлайна, в срочном порядке изучая конспект из 16 лекций за 2 часа. И как результат что? Материал в большинстве своем проходит мимо и в голове откладывается - курс был крутой, там было много интересного, не хватило времени изучить, но как-нибудь вернусь. Как думаете, вернусь? Вот и я того же мнения.

Несмотря на то, что я люблю сама вести занятия онлайн, и я привыкла за долгий 2020 очень артистично разговаривать со своим ноутбуком, своим детям я предпочитаю организовать настоящие оффлайн занятия с полным контактом с педагогом. Даже если педагоги всеми правдами и неправдами утверждают, что уж их-то курсы настолько уникальны и интересны... Или что онлайн можно успеть больше, чем оффлайн, что я просто не видела прекрасных онлайн-курсов для детей, я скептически говорю: "Ага, понимаю! Плавали, знаем!" Потому что дети должны быть готовы к восприятию онлайн-контента. Мои дети не готовы и я не тороплюсь вводить их в виртуальный мир. И многие, даже введенные в информационное пространство, не готовы и не воспринимают предлагаемый контент так, как следовало бы. Человечество, в принципе, еще не дошло до адекватного использования онлайн-контента.

В моем понимании онлайн-курсы в том виде, с котором они существуют сейчас, - это однозначно категория 18+, а то и 21+. Это только для осознанного восприятия людьми с очень высоким уровнем самоорганизации. Конечно, есть масса платформ для занятий и с детьми 5+. Можно и 2+ организовать. Вспомним Блиппи, Капуки-Кануки. Только восприниматься это обучение будет не как разговор с наставником, а как песенка Синего Трактора. В этом обучении отсутствует главное - действие ребенка, его ответ, проверка ответа. Задает Синий Трактор вопрос: "А сколько ягодок в баночке?" и через несколько секунд сам отвечает: "Правильно, пять!" Успел ли ребенок сам дойти до правильного ответа? Или просто запомнил на 100500 просмотр ролика, что вот в этом месте 5 ягодок, а вот в этом - 8? То же самое есть в мультике про Вспыша и очень во многих "типа обучающих" видео. Обратная связь и стимуляция творческого процесса - это неотъемлемый атрибут образования. И для онлайн-курсов оно важно втройне. Нет обратной связи, и курс превращается во впихивание информации от автора. Вот это круг, это квадрат, а тут овца, лось, олень, горшок с какашками... А тут и 2+2=5 можно внушить, и ЖЫ и ШЫ пиши с буквой Ы, и куда более принципиальные вещи и, тем более, идеи. Тут поспорят со мной многочисленные репетиторы, которые занимаются онлайн. Ну да, если ребенок, скажем, болеет, или репетитор уехал или с ним что-то случилось, онлайн становится единственным средством при проведении занятия. Но как в этом случае вовремя заметить ошибку в ходе решения задачи, как правильно научить держать ручку, как...? Похоже на осмотр гинеколога по веб-камере, иного сравнения на ум не приходит.

Когда только началась пандемия, я увидела, насколько незрелы студенты младших курсов. Они упивались свободой: преподаватель читает онлайн, пишет на электронной доске, он меня не видит, он видит только мое имя. Пойду-ка я попью кофе, поиграю во что-нибудь, а когда лекция закончится - пройду тест и отмечусь. Пожалуйста, не надо говорить о скучном контенте. Он был такой же, как и на оффлайн-занятиях. Только оффлайн воспринимался, а онлайн - нет. Потому что появились степени свободы. И выход тут не в ограничении этой свободы, а в осознании, что информация может передаваться иным путем, и что если преподаватель тебя не видит, то и информация вряд ли поступит в мозг как в "Матрице" у Тринити - загрузите в меня навык управления вертолетом.

Но более зрелая аудитория, о которой я пишу в статье о дистанционном сезоне и программировании в 1С, а именно, студенты 4 курса, оценивают онлайн как возможность совмещать работу и учебу. И, надо заметить, лекции слушаются, задания выполняются. Не всеми, но это не зависит от формы подачи.

Какое можно сделать резюме?

1. Онлайн - это здорово, он дает нам много возможностей и свобод.

2. Чтобы воспринимать онлайн, надо быть к этому готовым и самоорганизованным.

3. Есть вещи, которым онлайн научить проблематично.

4. У онлайн огромные перспективы, но чтобы реализовать их, преподавателю тоже нужно быть готовым к этому.

5. Я понимаю, что в ответ на эту статью может быть много возражений и ссылок на гениальные курсы для детей, но чтобы жить в реальном мире нужно реальное обучение. А то оценки по "Окружающему миру" у детей порой наталкивают на мысль, что современные школьники живут в стране эльфов.

6. Я люблю людей, потому я за оффлайн и использую онлайн только как необходимость.