В России постоянно идут грандиозные железнодорожные стройки. Это объяснимо. Территория огромна, иными способами грузы не перевезти. А их объемы растут, вот и приходится расширять инфраструктуру. Пример — вторая ветка Байкало-Амурской магистрали. Как и полвека назад, ее строительство ведется в 50-градусные морозы, но для работников созданы отличные бытовые условия. Однако есть и такие дороги, которые изначально создаются для быстрой перевозки именно пассажиров, а не грузов. И первой станет высокоскоростная магистраль, которая свяжет Москву и Санкт-Петербург.
Стройку контролирует президент. 14 марта Владимир Путин официально дал ей старт, а сегодня обозначил, что и кому нужно делать. Прежде всего, выделить из Фонда национального благосостояния 300 млрд кредитных рублей на очень выгодных условиях.
Реализатором проекта станет ООО «ВСМ Две Столицы». С ним правительство, РЖД и Сбер должны до 15 апреля заключить концессионное соглашение. Сопричастна проекту и корпорация «ВЭБ.РФ». Она займется лизингом при приобретении подвижного состава.
И вот тут начинается самое главное. Высокоскоростной поезд — тот, который может разгоняться до 350 км/ч и более. Сейчас в России используются «Сапсаны», но их скорость ограничена 250 км/ч. Эти клоны Siemens для нас вчерашний день. В нынешних условиях надо строить свое. Вопреки расхожему мнению, опыт у России тут есть. С 1984 по 2009 год эксплуатировался ЭР200, а в начале 2000-х ему на замену был разработан неудачный «Сокол». Из-за больших скоростей у первого появились усталостные трещины в различных элементах конструкции. В 2009-м он отправился в последний путь. А второй, по словам одного из членов испытательной комиссии, «вместо того, чтобы ехать по рельсам, все время пытался взлететь», так что пассажиров он никогда не перевозил.
Зато в последние годы мы освоили собственное производство некогда иностранной «Ласточки», построили уже четыре поколения «Иволги». Значит, на сей раз все получится. К тому же над новым проектом будут работать «Синара» и Трансмашхолдинг. Первое предприятие сотрудничало как раз с Siemens, а второе производит «Иволги».
Но в чем же значение такой железной дороги?
Во-первых, сотрутся границы между Москвой и Санкт-Петербургом. Сейчас многие живущие в Подмосковье, но работающие в столице тратят на дорогу те же два часа. За такое же время можно будет добраться до Северной столицы. Но главное, «Сапсан» не только преодолевает это расстояние аж за четыре часа, но и делает всего пару остановок. А поезда ВСМ за два часа 15 минут будут останавливаться 14 раз. Так что новый проект — не только для богатеньких москвичей и питерцев, он еще и для простых жителей провинции. Живя, скажем, в Великом Новгороде, можно будет ездить на работу в столицу за полтора часа. Столько же нынче занимает путь, например, от Ногинска. В общем, территории вокруг ВСМ станут не менее привлекательными для бизнеса, чем Подмосковье.
Во-вторых, произойдет обкатка технологии, которую в дальнейшем можно реализовать как минимум на гарантированно востребованных маршрутах вроде Адлера или Казани.
В-третьих, на сегодняшний день отрасли строительства локомотивов, вагонов и запчастей для них достигли технологического предела при существующей инфраструктуре. А создавать что-то новое, думая об экспорте, рискованно. Если же будет внутренний рынок сбыта, появятся и новые научные изыскания, и механизмы их внедрения в производство.
Подобные проекты едва ли уйдут восточнее Уральских гор. Высокоскоростные магистрали требуют особого подхода к строительству и дальнейшему обслуживанию, а значит, рентабельны только там, где большая плотность населения. Недаром же Владимир Путин отмечал, что в регионах, через территорию которых проходит ВСМ, живут 20% россиян. Под эти критерии подходит и проект, который соединит с Москвой Адлер. Он сложнее из-за рельефа. И все же во время строительства новой магистрали до Санкт-Петербурга железнодорожная промышленность выйдет на новый технологический уровень. И единственным способом сохранить это достижение станет дальнейшее формирование внутреннего рынка.