Настоящее имя Париса – Александр. А вот прозвищем он был наречен за то, что мальчика нашли в корзине, брошенным собственными родителями. А произошло это так.
В августейшем семействе Трои ожидалось появление второго сына. Первым родился Гектор. Непосредственно перед родами его мать Гекуба увидела ужасный сон. Ей привиделось, что рождается не дитя, а «горящий факел», который сжигает Трою. Царь Приам попросил оракула растолковать сон. Тот объявил его вещим и сказал, что так и произойдет. Оракулом был дан совет во избежание страшной беды: царица должна умереть. Приам, сделав вид, что не совсем понял сказанное, умертвил собственную сестру Киллу вместе с ее незаконнорожденным ребенком. В вечерний час того же дня разродилась и царица.
Хитроумная гибкость троянского правителя, пытавшегося обхитрить самого себя, не понравилась не только оракулу, но и тем, кого даже не спрашивали. Стали раздаваться настойчивые требования лишить жизни хоть бы сына. Приам, подумав, принял прямо-таки соломоново решение. Царь попросил пастуха Агелая отнести мальчика на гору Ида, оставив его там на волю случая. Следует отметить, что по безлюдной Иде бродили только медведи.
Однако у Париса была очень важная божественная миссия. Он должен был уничтожить прекрасный город. Поэтому по воле богов человеческий детеныш остался жив. Мальчика вскормила вместе со своими медвежатами добрая медведица, оказавшаяся более сердечной, чем многие люди.
Парис вырос и стал пастухом, не найдя для себя лучшего занятия. А на горе Олимп уже было принято решение начать представление.
На одном из олимпийских симпозиумов случилось следующее. Богиней раздора Эридой как бы случайно было брошено в гущу гостей золотое яблоко, на котором написано «Прекраснейшей». Предсказуемо представительницы женской половины Олимпа рассорились. Впрочем, это показательное представление проходило с неким удовольствием. В драку за яблоко ввязались Афина, Гера, Афродита. Зевс не стал их разнимать, приняв резонное решение о передаче права выбора Парису. Это было вполне логично доверить выбор «Прекраснейшей» красивому юноше, который вырос среди чудной природы и был лишен тлетворного влияния общества. Отвести возбужденных богинь на гору было поручено Гермесу. Там уже непосредственно Парис должен был решить, кому достанется золотое яблоко.
Милая троица прибыла на место, где юноша пас коров, лежа под густой кроной дерева. Парис, не проявив особой заинтересованности, после слов Гермеса о рассмотрении ходатайства Зевса указал на свою занятость. Однако сказал, что он сможет уделить им несколько минут, если увидит богинь разоблаченными.
Присутствующие поддержали его предложение. Парис внимательно их рассматривал, однако десяти отличий так и не смог отыскать. Тогда юноша обратился к богиням с пожеланием предложить что-либо. Афина пообещала, что Парис будет одерживать победы во всех сражениях, Гера – власть над азиатскими странами, а вот Афродита – красавицу Елену Спартанскую. Вариант богини любви и красоты привлек Париса. Прекрасный юноша, не усмотрев злого умысла, не успев понять суть провокации, отдал золотое яблоко Афродите.
Неприступная Троя отсчитывала последние дни своего существования.
В Илионе (так именовали Трою греки) Парис был узнан. Помогла погремушка, которая находилась в той же корзине, что и отнесенный на Иду мальчик. Обрадованная царская чета приняла его как сына. Когда же жрецы Аполлона узнали о том, что «пылающий факел» возвратился в город, стали требовать немедленно повесить Париса прилюдно на площади. Впрочем, дали согласие подождать до вечера. Однако царь Приам не согласился второй раз потерять сына, сказав, что тот ему дороже гибели Трои.
Парис очень хотел побыстрее получить обещанный «приз». Юноша, поддерживаемый своим любящим отцом, снарядил флотилию и отправился в Спарту. Формальным предлогом этой экспедиции стало спасении Гесионы, его пленной тети. Парис пообещал возвратиться с ней либо прихватить царственную гречанку как выкуп. Вот только не знал Приам, что сын решил забрать ту гречанку, которая была супругой вооруженного до зубов воина. Кроме того, женщину было решено похитить из ее дома, что стало оскорбительным попранием всяческих правил гостеприимства.
Чары богини любви и красоты сделали свое дело. Елена, сраженная красноречием и прелестным видом юноши, влюбилась в него. Парис же в довесок к прекрасной царственной гречанке забрал с собой много чего (приблизительно полцарства) и отправился в обратный путь.
Разъяренный Менелай призвал ко двору тех, кто когда-то претендовал на руку и сердце изменившей ему супруги. Те же, верные своей клятве на крови, объединились и отправились в Трою. Вот так получилось, что женская красота оказалась способной не только поссорить, но и сплотить отвергнутых мужчин того времени.
Троянская война унесла жизнь Париса. Погиб и Деифоб, его брат, у которого жила Елена после смерти возлюбленного. Женщине пришлось возвратиться к законному мужу, который, несмотря на ярость и позор, принял любимую супругу.
Правда, Елена клялась, что страстно желала возвращения домой, постоянно думала о том, как совершить побег. Что касается Деифоба, то тот после гибели брата воспользовался ее слабым положением.
Возможно, слепец Гомер называл Елену благороднейшей из-за ее полубожественного происхождения, а, может быть, это была какая-то иная женщина. Наверное, он делал намек, что суд над полубогами по человеческим принципам невозможен. Впрочем, и стереотипами эпохи нельзя пренебрегать. Ведь для эллинов понятие физической красоты уже было высочайшей ценностью.
Далее жизнь Елены только ухудшалась. После кончины супруга, бывшего ее единственным покровителем, женщину изгнали его сыновья. Убежище Елена нашла на о. Родос у Поликсо, муж которой погиб на Троянской войне. Хозяйка острова не замедлила отомстить, по ее мнению, виновнице своего горя. Она подослала своих подружек-«фурий», и те во время купания задушили женщину.
Позднее образ Елены Прекрасной лег в основание культа божественной красоты. В честь прекраснейшей их женщин были возведены храмы на Родосе, в Лакедемонии. В них, по крайней мере, так утверждал древний историк Геродот, порой происходило исцеление людей и другие чудеса.