Статья 57 Конституции РФ гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. И в принципе вопросы не возникают, когда и что мы платим. Проблемы разграничения этих платежей возникают при их более глубоком рассмотрении. Однако эти проблемы оставим на потом, и в этой статье разграничим налоги и сборы с точки зрения их теоретических различий.
Основой разграничения служит Налоговый Кодекс, который благополучно предоставляет нам определения налога и сбора. Они большие, приводить полностью не будем, тем более это можно посмотреть в законе. Если постараться кратко, то налог – это обязательный платеж в виде отчуждения денежных средств для финансирования государственных и муниципальных функций. То есть у вас забирают часть имущества в денежном эквиваленте, чтобы государство могло создать нам благоприятную среду, превосходное образование и надежную медицину.
Сбор представляет собой взнос, взимаемый публичной властью, чтобы вы могли реализовать какое-нибудь свое право. Например, таможенный сбор уплачивается, чтобы вы получили право пересечь таможенную границу с вашими товарами.
Исходя из приведенных определений следуют основные различия между этими платежами. А именно, налоги являются обязательными, а сборы основываются на воле граждан получить от государства ту или иную услугу. Налоги являются безвозмездными, а уплата сборов влечет для государственных или муниципальных органов обязанность в отношении плательщика предоставить доступ к праву, предоставить само право или предоставить возможность реализовать право. Кроме того, эти платежи имеют разные цели взимания: для налогов она является фискальной, а для сборов – в основном компенсационной. Остановимся подробнее на разграничении целей платежей.
Пополнение бюджета требует пресечения права собственности на денежные средства и его переход к государству без каких бы то ни было встречных обязательств, поэтому в конструкции налога все должно быть законодательно и предельно четко определено: кто платит, при наличии каких обстоятельств, исходя из чего, в каком размере, а также как, когда и в каком порядке исчисляется сумма налога. С переходом права собственности на денежные средства переходит и право решать, на что их расходовать. Налогоплательщик в данном случае - лишь обязанная сторона, у которой, впрочем, есть право исполнить налоговую обязанность добровольно (отсюда взимаемость налога: в случае неуплаты применяется взыскание).
Цель сбора установлена в отношении другой стороны - не государства, а плательщика: это у него есть интерес, это он принимает решение, обращаться за реализацией этого интереса или нет, платить сбор или нет (он может отказаться от услуги в момент уплаты сбора), это в отношении конкретно него совершаются юридически значимые действия. Тем самым в случае с налогом государство реализует свою цель - формирование доходов бюджетов, в случае со сбором - государство способствует реализации целей плательщика.
Резюмируем, налог взимается на постоянной основе в целях пополнения бюджета (ответ на вопрос "Для чего?"), а сбор - только в том случае, если плательщик обращается за предоставлением тех или иных услуг (ответ на вопрос "За что?").
В целом, и без этих разграничений понятно, чем отличаются налог и сбор. Как уже было сказано, проблема возникает при более углубленном изучении этих категорий налогового законодательства, однако четкое разделение тоже не будет лишним.
Если кого-то заинтересовала данная тема, кто-то захотел в большей степени разграничить налог и сбор или кто-то решил узнать, из-за же тогда возникают проблемы, то об этом есть хорошая статья, не потерявшая своей актуальности: автор Пепеляев С., название статьи «О правовом понятии фискальных сборов и порядке их установления».
Кроме того, автор уважает авторские права других лиц и признается, что для своего личного понимания он тоже использовал данную статью.