Найти тему
Уютный мир книг

Интервью с Айей Субботиной

С книгами Айи знакома давно, с удовольствием читаю ее книги, слежу за новинками и вообще поклонница ее творчества. Не все еще прочтено, запас хороший, но зато некоторые ее книги мною зачитаны до дыр, наверно смогу по паре предложений угадать что за книга. У нее есть легкие истории, которые могут составить вам компанию на приятный и легкий вечер в компании чашки чая и тишины, есть книги, которые вас ответит в фэнтези мир, а есть истории, которые вывернут вам душу.

Но что мне известно об авторе? Ничего!

Поэтому я решила исправить этот факт и обратилась к ней с вопросами, на которые она с удовольствием (я надеюсь) ответила, делюсь интервью с вами!

  • Как родилась идея писать книги?

Я писала сколько себя помню! В первом классе в школе было сочинение без заданой темы, и я просто описала случай, который увидела своими глазами. Это была история про лебедей, которые прилетели на озеро недалеко от дома. Вот с тех пор я и пишу :) Сначала это были просто маленькие истории, потом зарисовки из жизни в формате дневника, потом студенческие байки для университетской стенгазеты. Первый роман (книгу, которая была больше 50 страниц «ворда»), написала в 19 лет - я тогда вела активную ролевую жизнь, мы с друзьями собирались по выходным, проводили сессии и однажды я решила записать одну такую игру в художественном формате. Ну а потом уже просто нельзя было остановиться.

  • Какую первую книгу вы опубликовали в открытом доступе?

Никогда не думала, что мне придется основательно копаться в памяти, чтобы вспомнить это! Это был первый том фэнтези-саги (простите за пафос, но тогда я была вся поглощена Джорджом Мартиным, Сапковским и Джорданом, и мне очень хотелось, как они)). Всего было пять томов, которые я бесконечное количество раз переписывала, переделывала, перекапывала. Хотелось сделать лучше, пока заканчивала писать третий том, оказалось, что первый нужно переписать, потому что это было откровенно плохо. Бесконечный процесс в несколько лет. Кстати, именно эта книга в итоге стала моей первой «бумагой».

  • Самая сложная книга в написании и почему?

Самой сложной была «Солги обо мне». Я хотела рассказать историю реального абьюза и домашнего насилия - не в красивых рюшах, а так, как оно происходит в действительности. Приходилось писать главы за Олега (перверзного нарцисса), выковыривать наружу его мысли, показывать, как сильно на самом деле отличается его показное «Я» от того, что он думает и чего хочет на самом деле. Особенно когда в начале истории, этот персонаж был похож на типичного «властного героя», какими их часть описывают в СЛР. С женским персонажем тоже было сложно - ей пришлось пройти долгий путь от веселой, беззаботной девушки, которая любит жизнь и увлечена балетом, до почти сломленной женщины, главная задача которой - выжить и не сойти с ума, а потом - снова возродиться из пепла. И самое главное - остаться при этом человеком. Есть такая поговорка, что тот, кто убьет минотавра - сам им станет. Эта мысль проходит красной нитью через весь сюжет.

  • Вы пишите книги в жанрах: фэнтези и романы, какой жанр вам дается легче и почему?

Я бы сказала, что мне даются сложно те или иные сюжеты, а жанр не особо важен. Есть фэнтези, которое я писала по десять страниц в день в угаре, есть фэнтези, которое писалось по чайной ложке в день. С современным любовным романом так же.

  • Так же у вас есть книги с соавтором, как вам опыт дуэтной работы? И будете ли вы еще писать в соавторстве?

Это отличный опыт! Самое главное - возможность посмотреть и обыграть ситуацию с двух точек зрения. И обсуждения часами, в процессе которых вырисовываются новые детали, персонажи обрастают новыми чертами, акцентами, можно наперед понять, где сюжет провисает, где хромает логика, на чем можно сделать бОльший упор. Но лично для меня соавторство - это очень личный процесс, я жуткая собственница )) чтобы разделить сюжет еще с кем-то, дать в руки придуманного мной героя - для меня это максимальный уровень доверия. Поэтому соавтор всегда был один. Что будет в будущем - я пока не загадываю.

  • Что вы читаете сами?

Сейчас заглянула в свою читалку - это примерно 70% темное фэнтези/фантастика и 30% - исторические и современные романы. Темное фэнтези - это вообще моя любовь уже много-много лет - Аберкромби, Беккер, Эриксон, Сандерсон, Лоуренс перечитаны и зачитаны до дыр. За последний год прочитала только один любовный роман. Как бы странно это не звучало, но читать книги этого жанра я не люблю.

  • Поделитесь названиями трех книг, которые вас зацепили и почему?

Сначала написала «ПЛиО», «Ведьмак», а потом поняла, что это, наверное, написали бы почти все авторы.

Но вот самое-самое самое - цикл «Разрушенная империя» Марка Лоуренса. Обожаю главного героя - Йорга, и уже не раз признавалась ему в любви. В этой серии для меня сложилось все: герой, темный мир после постапокалипсиса, атмосфера, множество неожиданных сюжетных разворотов. А еще ее буквально можно разбирать на цитаты. Ровно то же самое могу сказать и о второй своей любимой серии - «Первый закон» Джо Аберкромби. Думаю те, кто хоть немного интересуется фэнтези, обязательно слышали про пресловутого инквизитора Глокту. И здесь тоже все так, как я люблю - и эпический размах, умело вплетенный в истории маленьких людей, и мрачняк, и глубокий смысл, проработка характеров, трансформации героев. И самое главное - в обоих этих циклах нет явно очерченного черно-белого мира, все герои - немного хорошие, немного плохие, нет рыцарей в сверкающих доспехах, нет однозначного злого зла.

А третья - «Вавилон» Ребекки Канг. Ну потому что я просто не могла пройти мимо «дарк академии» и книги, про которую все говорили, что это как Гарри Поттер, но мрачное и настоящее. Но лично для меня эта книга в первую очередь про правильно поднятые темы - расовая дискриминация, социальное неравенство, как общество может использовать людей, выдавая это за «благо» и т.д. Ну и лингвистическая магия, само собой, криптоистория - я всегда очень люблю, когда автор не просто выдумывает что-то новенькое, но и находит для этого обоснование, и делает частью сюжета.

  • Кто в вашем творчестве главный вы или ваши герои? Кто ведет сюжет?

Обычно я знаю сюжет от начала и до конца еще до того, как сажусь писать. Всего пару раз было так, что у меня была завязка, которая буквально перекрывала кислород и все другие идеи, так что приходилось просто начинать писать и уповать на героев. Бывало такое, что герои не хотели делать как хотела я - писался совсем другой сюжет и в итоге он больше чем на половину отличался от первоначального плана. Мне кажется, это всегда идет на пользу, даже если добавляет головной боли мне, как автору. С другой стороны, если мои герои не пытаются вставлять мне палки в колеса и не устраивают бунт на корабле - это верный признак того, что с героями что-то не так.

  • Какая книга самая популярная у вас по статистике, если вы ее ведете на сегодняшний день?

Статистику не отслеживаю уже несколько лет. Понятия не имею, если честно, что у меня сейчас читают больше всего. Было время, когда я слишком маниакально за всем этим следила - все «звездочки», виджеты, количество библиотек, продажи. До шло до того, что я стала оценивать качество книги по каким-то посторонним параметрам, а не потому, сколько сил и души в нее вложила лично я сама. Поэтому силой воли перестала это делать. Популярным автором я уже не являюсь, да наверное уже и не буду, но у меня остались мои читатели, и я благодарна каждому за то, что они со мной несмотря ни на что.

  • С каких бы своих книг вы посоветовали бы читателю начать знакомство с вашим творчеством?

С серии «Туман в зеркалах». В свое время первая серия этой книги «Осень и Ветер» стала переломной в моем творчестве, и в каждой из книг этой серии я пробовала что-то новое - новых героев, новые ситуации, проблемы, с которыми предстоит столкнуться героям.

  • Какие книги вы сейчас переписали бы частично или изменили бы большую половину и почему?

Это прозвучит самонадеянно, но ни одну. У меня есть разные книги - удачные, не удачные, популярные, нишевые, прямые и очень замороченные. У меня никогда не было иллюзий на счет того, что все, что выходит из моего пера - обязательно понравится всем. Но все, что я писала - я писала именно так, как чувствовала и хотела на тот момент. В каждую историю вложена часть моей души, переписывать что-то, даже если сейчас, спустя время, я вижу косяки, было бы не правило. Было время, когда я была настолько поглощена прокрастинацией и постоянной погоней за идеалом, что в итоге просто боялась писать новое - не могла начать из-за бесконечной погони за лучшей первой главой. Так что теперь я иногда заглядываю в уже написанные книги только за ностальгией :)

  • Самый любимый ваш мужской персонаж в ваших книгах?

Блииииин)))) Стас или Адам, Адам или Стас)) У этой парочки среди моих героев нет конкурентов, сразу первыми приходят на ум. Так сложно выбрать, потому что Стас - это про брутальность и отвал башки, а Адам - это надежность в квадрате и очень сексуальная флегматичность.

Но пусть будет все-таки Стас из «Плохиша» - он мой первый «громкий» герой СЛР, и почти на 100% воплощение тех качеств, которые я считаю главными в мужчине.

  • Самый лучший женский персонаж, которая вас устроила полностью в ваших книгах?

Женя из «Молчи обо мне». С ней было очень легко - она сама рассказывала свою историю. Она не боялась ошибаться, потому что с самого начала была не идеальной. Она любила и разочаровывалась в мужчинах, она прошла через многие трудности, но не сломалась, а стала только сильнее. У Жени, без преувеличения, стальной стержень. Она полностью самостоятельная единица. Одна из тех моих героинь, которых вполне мог устроить финал и без спутника-мужчины - она бы не пропала и все равно была бы счастлива.

  • Как рождаются идеи для сюжета?

Это всегда какой-то рандомный процесс. Несколько идей родились просто из текстов песен, некоторые - из прочтения моей любимой старой английской классики (идеи современных любовных романов в том числе). Есть книга, сюжет которой - своеобразный пересказ жизни живого человека, написанный им с его согласия и даже по его просьбе. Закономерности нет, щелкнуть может в любой момент. Наличие идей - это самая маленькая проблема писателя, основная трудность - найти время и силы писать их все)) Обычно я записываю то, что приходит в голову, откладываю и жду дней десять - если идея никуда не делась, а даже начала обрастать деталями, значит, она и пойдет в работу.

  • Есть ли из них реальные жизненные истории? Какие и насколько идет совпадение?

Есть приукрашенная и завуалированная мною в художественно-авторском вымысле книга «Исповедь плейбоя» (это о ней я говорила пунктом выше). В этой книге, по просьбе ее рассказчика, изменены узнаваемые детали, место действия, имена, часть сюжета. Но в целом, она - одна из наиболее «биографичных» среди всех остальных моих книг. Есть реальные прототипы у некоторых мужских персонажей - Стас из «Плохиша», Макс из «Сказочника».

  • Написание книг это работа или хобби? Сколько времени в среднем вы отдаете на написание книги?

Это работа, которая приносит удовольствие и радость, но иногда ест мозг чайной ложкой) В данный момент я совмещаю работу в офисе и написание книг, поэтому пишу буквально каждую свободную минуту. Встаю в в 5.30, чтобы сходить на пробежку и потом могу позволить себе час с небольшим посвятить книге, остальное время - уже в обед, в перерывах, когда нет аврала, и немного вечером. Трудно сказать, сколько это по времени, но в общем около 4 часов в день, в выходные могу писать сутками, так что пальцы отваливаются.

- И вопрос от меня, как от фаната книги «Грешники» (одна из обожаемых мною книг вообще, не только Айи): Почему вы приняли решение именно так закончить историю Маши? Вы изначально знали, что свяжете ее судьбу с героем другой книги или это случилось в процессе написания истории?

История Маши для меня особенная. Это первая книга, которую я целенаправленно писала не как любовный роман, а как роман о жизни молодой женщины, со всеми ее проблемами и трудностями, которые включают в себя не только взаимоотношения с мужчинами, но устремления в карьере, желание чего-то добиться, как-то о себе заявить. Я с самого начала не ставила цель обязательно вручить Машу в крепкие мужские руки. Был момент, когда я всерьез задумалась о том, чтобы позволить ей на финальном этапе просто наслаждаться своей жизнью, ролью матери и владельцы крупного бизнеса. На тот момент она была в гармонии с собой, нашла опоры в том, что ее окружает. Финал со Стасом должен был быть открытым, чтобы читательницы сами решили, решила она остановиться на нем или впереди ее ждал совсем другой мужчина. Но потом я поняла, что такой сюжетный ход мне не простят и решила оформить историю по канону. Но если говорить о мужчинах в этой книге, то у каждого из них была своя роль в судьбе Маши, о том, что ни Гарику, ни Диме не суждено было стать ее «финалом» я знала еще на этапе создания идеи.