Конвенция о правах инвалидов. 22 марта 2024 г.
Перевод машинный. Оригинал: английский
Введение
1. Комитет рассмотрел первоначальный отчет РК на своих 690-м и 691-м заседаниях, состоявшихся 4 и 5 марта 2024 года. Он принял заключительные замечания на своих 710-м и 712-м заседаниях, состоявшихся 18 и 19 марта 2024 года.
2. Комитет приветствует первоначальный доклад РК, который был подготовлен в соответствие с руководящими принципами Комитета по отчетности, и благодарит государство-участник за ответы на список вопросов, подготовленный Комитетом.
3. Комитет выражает признательность за конструктивный диалог, состоявшийся с делегацией государства-участника, в состав которой входили представители соответствующих государственных министерств и Генеральной прокуратуры, депутаты парламента, представители Судебной администрации и сотрудники Постоянного представительства Казахстана при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве.
II. Положительные аспекты
4. Комитет высоко оценивает меры, принятые государством-участником для осуществления Конвенции и ратифицирует ее в 2015 году, приветствует принятие законодательных мер, направленных на содействие права инвалидов, в частности:
(а) Социальный кодекс (?!) , признающий равные права и недискриминацию, в том числе по признаку инвалидности, принятый с июля 2023 года;
(б) Национальный стандарт «Требования к доступности филиалов финансовых организаций при оказании услуг ЛСИ и другим МГН» – ноябрь 2023 года;
(с) Внесение изменений и дополнений в законодательные акты РК по вопросам улучшения качества жизни ЛСИ (№129-VII), исключающих дискриминационную терминологию из законодательной базы, в июне 2022 года;
(г) Закон «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РК об инклюзивном образовании» (№56-VII), устанавливающий обязанность разрабатывать образовательные программы с учетом потребностей детей с ограниченными возможностями – в июне 2021 года;
(е) Закон «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РК по вопросам деятельности организаций, выполняющих функции по защите прав ребенка» (№ 240-VI), расширяющий полномочия Национальных превентивных механизмов на мониторинг учреждений для детей инвалидов, апрель 2019 года;
(е) Указ Президента «Национальный план развития РК до 2025 года», закрепляющий участие ЛСИ в принятии государственных решений, в 2018 году.
5. Комитет приветствует усилия государства-участника по совершенствованию институциональных и политических рамок для осуществления Конвенции, в частности принятие и установление:
(а) План действий в области прав человека и верховенства закона на 2023 год;
(б) Концепция социального развития РК до 2030 года, в которой особое внимание уделяется действиям в сферах образования, здравоохранения, труда и социальной защиты, в том числе для ЛСИ;
(с) Национальный план по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов, что включает меры по обеспечению доступности физической среды и образования, экономической самодостаточности, качественной занятости и социальных услуг в 2019 году;
(г) Национальный план развития РК до 2025 года, определяющий ориентиры справедливой социальной политики, доступной и эффективной системы здравоохранения и качественного образования – в 2018 году;
(е) Включение мониторинга реализации прав ЛСИ в мандат Уполномоченного по правам социально уязвимых категорий населения, в марте 2023 года;
(е) Совет по инклюзии при Сенате парламента и депутатская группа «Инклюзивный парламент», которые руководят рассмотрением и принятием законодательства по продвижению прав ЛСИ, в 2023 году.
6. Комитет с удовлетворением отмечает ратификацию государством-участником Факультативного протокола к Конвенции в июне 2023 года и Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни, в январе 2021 года.
III. Основные проблемные области и рекомендации
А. Общие принципы и обязательства (статьи 1–4)
7. Комитет с обеспокоенностью отмечает:
(а) применение медицинской модели инвалидности в Социальном кодексе (пункты 105 и 106 статьи 1), а также то, что при оценке инвалидности по-прежнему руководствуются степенью нарушения функций организма и функциональными ЛСИ, что приводит к тому, что в государственные реестры включаются не все дети и взрослые с инвалидностью;
[1] CRPD/C/KAZ/RQ/1, пп. 7 и 8.
(б) Дискриминационные положения, в том числе уничижительная терминология и эйблизм, содержатся в Гражданском кодексе (ст. 26), Кодексе о здоровье народа (ст. 137, 170 и 175) и Уголовном кодексе (ст. 16) затрагивающие ЛСИ в частности лиц с интеллектуальными и (или) психосоциальными нарушениями;
(с) Неполный учет прав ЛСИ в отраслевых политиках и программах и ограниченная информация о политике по улучшению положения ЛСИ, живущих в сельской местности (44,8 процента)[1]мигранты, лица, ищущие убежища, и беженцы с ограниченными возможностями и, принадлежащие к этническим меньшинствам, включая узбеков, уйгуров, корейцев, татар и азербайджанцев;
(г) Широко распространенные поведенческие барьеры, с которыми сталкиваются ЛСИ в государственных учреждениях со стороны специалистов и персонала.
8. Комитет рекомендует государству-участнику, в тесной консультации и при активном участии инвалидов, через представляющие их организации:
(а) пересмотреть и изменить положения Социального кодекса, Правила проведения МСЭ (Приказ № 260) и процедуру раннего выявления детей с инвалидностью с целью принятия концепции инвалидности, которая соответствовала бы правозащитной модели инвалидности;
(б) установить правила и процедуры выявления и оценки правовых и средовых барьеров для ЛСИ, основанные на требованиях, пожеланиях и предпочтениях ЛСИ, предоставлять ЛСИ доступную информацию о таких оценках и обеспечивать участие организаций ЛСИ в их мониторинге;
(с) провести всеобъемлющий обзор национальных законов, в том числе Уголовного кодекса, Гражданского кодекса, Кодекса о здоровье населения и системе здравоохранения и нормативно-правовых актов, включая подзаконные акты, с целью их приведения в соответствие с Конвенцией и, в частности, отменить «эйблистские» юридические положения и отказаться от уничижительной терминологии;
(г) обеспечить, чтобы реализация национального плана действий до 2025 года предусматривала осуществление адресных программ в интересах ЛСИ, проживающих в сельских районах, мигрантов, просителей убежища и беженцев с инвалидностью, а также ЛСИ, принадлежащих к этническим меньшинствам, включая узбеков, уйгуров, корейцев, татар и азербайджанцев, и создать независимый механизм мониторинга, отвечающий требованиям статьи 33 (пункты 2 и 3) Конвенции;
(е) Разработать комплексную стратегию перейти от медицинской модели инвалидности к правозащитной модели в законодательстве, государственной политике и на институциональном уровне.
9. Комитет с обеспокоенностью отмечает:
(а) ограниченность информации о закрепленных в законодательном порядке механизмах проведения тесных консультаций с лицами с инвалидностью и их активного вовлечения через представляющие их организации, в частности организации женщин и девочек с инвалидностью, лиц с интеллектуальной и/или психосоциальной инвалидностью и организации детей с инвалидностью, в процессы принятия государственных решений;
(б) Ограниченность информации о тесном консультировании и активном участии ЛСИ в принятии общественных решений в сообществах, в том числе в селах (аулах) и сельских поселениях (HRI/CORE/KAZ/2019, см. пункты 4 и 138);
(с) Отсутствие информации в доступных форматах для ЛСИ в ходе национальных консультаций и правительственных форумов с гражданским обществом.
10. Ссылаясь на замечание общего порядка № 7 (2018 г.) об участии инвалидов, включая детей-инвалидов, через представляющие их организации, в осуществлении и мониторинге Конвенции,
Комитет рекомендует государству-участнику:
(а) Разработать законодательно закрепленные, доступные и прозрачные механизмы для тесного консультирования и активного вовлечения ЛСИ через представляющие их организации, включая организации женщин и девочек с ограниченными возможностями, лиц с интеллектуальными и/или психосоциальными нарушениями и организации детей с ограниченными возможностями, в принятии общественных решений, создании процессов, разработка политики и мониторинг, а также укрепление потенциала организаций ЛСИ;
(б) создать юридически закрепленные механизмы, гарантирующие тесные консультации c лицами с инвалидностью и их активное участие в жизни местных сообществ, включая сельские населенные пункты и поселки;
(с) обеспечивать систематическое участие лиц с инвалидностью в Гражданском форуме, механизмах, разработанных Координационным советом в области социальной защиты ЛСИ и советами по делам лиц с инвалидностью на уровне областей, в том числе путем предоставления лицам с инвалидностью доступной информации и методов взаимодействия, включая информацию в формате Easy Read, установления адекватных сроков для консультаций и создания механизмов мониторинга результатов принятия решений.
Б. Конкретные права (ст. 5–30)
Равенство и не дискриминация (статья 5)
11. Комитет с обеспокоенностью отмечает:
(а) в национальном законодательстве отсутствуют положения, определяющие дискриминацию по признаку инвалидности и ее интерсекциональную связь с другими признаками, такими как возраст, пол, гендерная принадлежность, место жительства, статус резидента и социально-экономическое положение;
(б) предоставление разумного приспособления ограничивается физической доступностью и что отказ в предоставлении разумного приспособления не признается формой дискриминации;
(с) мандат Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам социально уязвимых категорий населения ограничен защитой лиц с инвалидностью от всех форм дискриминации и предупреждением такой дискриминации.
12. Ссылаясь на свое замечание общего порядка о равенстве и недискриминации, Комитет рекомендует государству-участнику:
(а) принять всеобъемлющий антидискриминационный закон, защищающий лиц с инвалидностью от прямой, косвенной, множественной и интерсекциональной дискриминации, и признать, что отказ в разумном приспособлении является формой дискриминации во всех сферах жизни;
(б) Включить определение разумного приспособления, соответствующее статье 2 Конвенции;
(с) предусмотреть эффективные средства правовой защиты, включая судебные и административные механизмы подачи жалоб для лиц с инвалидностью в случаях дискриминации, и обеспечить справедливую компенсацию пострадавшим сторонам;
(г) наделить Уполномоченного по правам человека широким мандатом и обеспечить его независимость, которые необходимы для рассмотрения и устранения дискриминации и других нарушений прав человека в отношении лиц с инвалидностью, а также выделить ему людские, технические и финансовые ресурсы, необходимые для выполнения функций мандата на всей территории государства-участника;
(е) обеспечить, чтобы мандат Уполномоченного по правам социально уязвимых категорий населения включал в себя предупреждение дискриминации по признаку инвалидности во всех сферах жизни и борьбу с ней на национальном и местном уровнях.
Женщины-инвалиды (статья 6)
13. Комитет с обеспокоенностью отмечает:
(а) отсутствие на уровне законодательства и государственной политики мер в отношении женщин и девочек с инвалидностью, направленных на поощрение гендерного равноправия и прав женщин, в том числе в законодательстве по борьбе с бытовым насилием и Концепции семейной и гендерной политики до 2030 года;
(б) Отсутствие информации о положении женщин и девочек с ограниченными возможностями, сталкивающихся с множественными и пересекающимися формами дискриминации, а также отсутствие правовых положений, прямо защищающих их от дискриминации по признаку пола и ее пересечения с другими основаниями дискриминации.
14. Ссылаясь на свое замечание общего порядка № 3 (2016 г.) о женщинах и девочках с ограниченными возможностями и задачи 5.1, 5.2 и 5.5 Целей устойчивого развития, Комитет рекомендует государству-участнику:
(а) Провести всесторонний обзор законодательства и государственной политики с целью учета прав женщин и девочек с ограниченными возможностями во всех законах о гендерном равенстве и включения гендерной перспективы и интерсекциональности в государственную политику, включая политику и программы гендерного равенства и инвалидности;
(б) Собрать информацию о положении женщин и девочек с ограниченными возможностями, сталкивающихся с множественной и интерсекциональной дискриминацией, признать в своем законодательстве множественные и интерсекциональные формы дискриминации, в том числе в отношении женщин и девочек с ограниченными возможностями, и принять меры по предотвращению и защите женщин и девочек с ограниченными возможностями от множественной и интерсекциональной дискриминации. интерсекциональные формы дискриминации.
Дети-инвалиды (статья 7)
15. Комитет с обеспокоенностью отмечает:
(а) Отсутствие мер по защите прав детей-инвалидов в законодательстве государства-участника и отсутствие комплексной политической основы для реализации прав детей-инвалидов во всех сферах жизни;
(б) дети-инвалиды подлежат специальным социальным услугам и реабилитации в сегрегированных учреждениях, а именно: санаториях, домах отдыха , стационарных центрах социального обслуживания, организациях дневного ухода, реабилитационных центрах, и дома малой вместимости[2];
(с) Отсутствие информации о практических мерах по содействию участию детей инвалидов в административных процедурах и принятии решений.
16. Ссылаясь на свое совместное с Комитетом по правам ребенка заявление о правах детей-инвалидов,[3]Комитет рекомендует государству-участнику:
(а) пересмотреть законодательство, в том числе Закон о правах ребенка, Закон об образовании, Закон о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями, Закон о специальных социальных услугах и Закон о социальной защите лиц с инвалидностью, с целью актуализации прав детей с инвалидностью в соответствии с Конвенцией и отраженной в ней правозащитной моделью инвалидности;
(б) Принять национальную комплексную политику, гарантирующую включение детей с ограниченными возможностями в общество и полное пользование их правами и свободами наравне с другими, и приступить к прекращению специальных и/или сегрегированных услуг и условий в тесной консультации с активными привлечение ЛСИ, в том числе детей с ограниченными возможностями, через представляющие их организации;
(с) Создать механизмы обеспечение того, чтобы дети с ограниченными возможностями могли свободно формировать и выражать свои взгляды по всем затрагивающим их вопросам и чтобы этим взглядам уделялось должное внимание, в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка, во всех вопросах, которые их затрагивают, в том числе в сфере образования, а также в административных и судебных процессах .
Просветительно-воспитательная работа (статья 8)
17. Комитет обеспокоен:
а) стигматизацией и негативными стереотипами в отношении лиц с инвалидностью, которые способствуют изоляции и сегрегации детей и пожилых людей с инвалидностью, в особенности детей с интеллектуальной и/или психосоциальной инвалидностью и детей-аутистов, а также уклонению от ухода за ними;
b) навешиванием негативных ярлыков на лиц с инвалидностью и их представлением в негативном свете в школах и государственных учреждениях, а также тем, что некоторые просветительно-воспитательные мероприятия приводят к усилению благотворительного подхода к лицам с инвалидностью.
18. Комитет рекомендует государству-участнику, в тесной консультации и при активном участии инвалидов, через представляющие их организации, включая организации детей-инвалидов, а также женщин и девочек-инвалидов:
(а) разработать под руководством лиц с инвалидностью национальную стратегию, направленную на устранение негативных стереотипов в отношении лиц с инвалидностью, повышение осведомленности о том, что у них есть право на уважение достоинства, присущего человеческой личности, о том, что имеющиеся у них нарушения здоровья являются столь же важным аспектом человеческого разнообразия, а также о том, что у них есть их права человека;
(б) активизировать осуществление просветительно-воспитательных программ, включая общественные кампании по правам лиц с инвалидностью, среди государственных служащих, персонала школ и университетов, работников частного сектора, персонала судебной системы, медицинских работников и лиц, оказывающих услуги.
Доступность (статья 9)
19. Комитет высоко оценивает информацию государства-участника о требованиях к универсальному дизайну, стандартах доступности общественного транспорта и развитии доступного жилья.
Однако Комитет с обеспокоенностью отмечает:
(а) Узкий объем требований к доступности с упором на физические меры, такие как пандусы, и ограниченность информации о доступности школ, жилья, медицинских учреждений, магазинов, культурных и религиозных мест и других объектов, открытых для публики, особенно на уровне общин и в сельские районы;
(б) Отсутствие юридически обязательного механизма внедрять стандарты доступности в зданиях и помещениях государственного и частного секторов;
(с) Отсутствие единых стандартов доступа к информации для ЛСИ, включая информационно-коммуникационные технологии, а также стандартов, обеспечивающих доступность средств массовой информации и веб-сайтов.
20. Ссылаясь на свое замечание общего порядка № 2 (2014 г.) о доступности, Комитет рекомендует государству-участнику, в тесной консультации и при активном участии инвалидов, через представляющие их организации:
(а) Развивать и внедрить юридически обязательные стандарты доступности застроенной среды, включая коммерческие здания и жилье, общественного транспорта, а также информации и коммуникаций, включая электронные технологии, и установить основанные на законе процессы для их быстрого и надежного внедрения, в том числе на уровне сообщества и в сельской местности. Включить в стандарты информационно-коммуникационных электронных технологий, меры по обеспечению живых помощников и посредников, профессиональных сурдопереводчиков, Easy Read, Брайля, субтитров, дополняющих средств и способов общения, тактильного общения;
(б) Обеспечить обучение требованиям доступности для всех организаций и персонала, которому поручено их внедрение, как в государственном, так и в частном секторе;
(с) Предоставлять эффективные средства правовой защиты в случае несоблюдения требований доступности, в том числе в отношении государственных и частных субъектов, и обеспечить эффективный мониторинг реализации требований доступности.
Право на жизнь (статья 10)
21. Комитет обеспокоен:
(а) Сообщения о случаях смерти ЛСИ в интернатных учреждениях, в том числе в психиатрических учреждениях и следственных изоляторах, в специальных центрах социального обслуживания детей, особенно в восточных и южных регионах, об ограниченном количестве и масштабах расследований и недостаточной ответственности за действия, ведущие к смерти или угрозе жизни;
(б) Отчеты самоубийства среди л ЛСИ в период с 2018 по 2020 годы и скудная информация о мерах по их предотвращению;
(с) Сообщения о перерывах в лечении и приеме лекарств для инвалидов с хроническими заболеваниями из-за низкого дохода и высокой стоимости лечения.
22. Комитет рекомендует государству-участнику:
(а) Принять меры по охране жизни ЛСИ, особенно инвалидов, находящихся в интернатных учреждениях и психиатрических учреждениях, и проводить оперативные и независимые расследования случаев смерти в таких учреждениях;
(б) Проводить независимые расследования случаев самоубийств среди ЛСИ и принимать меры по оказанию психосоциальной поддержки для предотвращения суицидов среди лиц с ограниченными возможностями;
(с) Защищать право на жизнь ЛСИ находящихся в критической ситуации со здоровьем путем, в частности, обеспечения доступного доступа к необходимому медицинскому лечению и лекарствам.
Ситуации риска и чрезвычайные гуманитарные ситуации (статья 11)
23. Комитет с удовлетворением отмечает меры, принятые государством-участником во время пандемии COVID-19, включая финансовую поддержку и онлайн-механизмы для признания статуса инвалидности для ЛСИ во время изоляции.
Однако Комитет с обеспокоенностью отмечает:
(а) Риски для инвалидов при землетрясениях, особенно в южных регионах государства-участника, а также ограниченный объем положений о защите и безопасности ЛСИ в законодательстве и планах снижения риска;
(б) Влияние ядерных испытаний с 1949 по 1989 год на ЛСИ, в том числе на их сексуальном и репродуктивном здоровье и правах;
(с) Отсутствие информации об участии ЛСИ в планировании и реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015–2030 годы, а также в адаптации к изменению климата и в планах восстановления после пандемии COVID-19.
24. Ссылаясь на Сендайскую рамочную программу по снижению риска бедствий на 2015–2030 годы, Руководящие принципы Межведомственного постоянного комитета по включению ЛСИ в гуманитарную деятельность и свои собственные руководящие принципы по деинституционализации, в том числе в ЧС (2022 год),[4]Комитет рекомендует государству-участнику:
(а) Пересмотреть национальное законодательство, касающееся ситуаций риска и чрезвычайных гуманитарных ситуаций, в частности Закон о гражданской защите (№ 188-V) от 2014 года и руководящие принципы, утвержденные приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям № 48 от 26 ноября 2020 года, с целью установления системы раннего предупреждения для ЛСИ и удовлетворение потребностей ЛСИ в ситуациях риска и чрезвычайных ситуаций;
(б) принять комплексную стратегию и планы с указанием сроков, целей и бюджетных ассигнований для обеспечения безопасности и защиты всех ЛСИ в ситуациях риска и чрезвычайных ситуаций, независимо от типа нарушений, включая меры по предотвращению рисков, устранению уязвимости, раннему предупреждение, доступная информация и планы эвакуации с учетом потребностей ЛСИ;
(с) Принять меры по мониторингу и устранению последствий ядерных испытаний и воздействия на ЛСИ, включая меры по смягчению воздействия на сексуальное и репродуктивное здоровье и права;
(г) Укрепить механизмы за тесные консультации и активное вовлечение ЛСИ через представляющие их организации в разработку и реализацию планов по снижению риска стихийных бедствий и адаптации к изменению климата на национальном и местном уровнях, на всех этапах процесса, а также в его восстановлении после COVID-19. планы.
25. Комитет обеспокоен существенные пробелы в защите беженцев-инвалидов и ЛСИ, находящихся в ситуации, сходной с положением беженцев, от ущемления их прав в ситуациях риска, в связи с их исключением из общедоступной социальной защиты, предусмотренной Социальным кодексом и другими законами, а также их ограниченностью доступ к образованию, системе здравоохранения и другим социальным услугам.
26. Комитет рекомендует государству-участнику пересмотреть и внести поправки в свои законы, включая Социальный кодекс, чтобы гарантировать доступ к социальной защите, образованию и здравоохранению для беженцев-инвалидов и ЛСИ, находящихся в ситуации, сходной с положением беженцев, наравне с другими. и предоставлять доступную информацию об этих услугах.
Равное признание перед законом (статья 12)
27. Комитет с обеспокоенностью отмечает:
(а) Законодательство государства-участника, включая статью 26 Гражданского кодекса, ограничение дееспособности ЛСИ на основании нарушений, в частности лиц с интеллектуальными и/или психосоциальными нарушениями, а также то, что ЛСИ подвергаются опеке и тем самым лишаются политических и гражданских прав, включая право голоса, вступать в брак, создавать семью и управлять активами и имуществом;
(б) отсутствие механизмов поддержки принятия решений для ЛСИ;
(с) Юридическое ограничение для ЛСИ, находящихся под опекой, требовать пересмотра судебных решений, касающихся их опеки, и восстановления дееспособности.
28. Ссылаясь на свое замечание общего порядка № 1 (2014 г.) о равенстве перед законом, Комитет рекомендует государству-участнику:
(а) Инициировать комплексную законодательную реформу, направленную на признание дееспособности всех ЛСИ и отмену опеки, закрепленной в Гражданском кодексе и заменить их поддерживаемыми мерами принятия решений, гарантирующими автономию, волю и предпочтения ЛСИ;
(б) Повысить осведомленность во всех слоях общества и государства, в том числе среди ЛСИ, их семей и членов сообщества, законодательных, правительственных и административных органов, а также судебных органов, о поддержке принятия решений и правоспособности ЛСИ, в тесной консультации при активном участии инвалидов через представляющие их организации;
(с) До формального установления принятия решений систематически пересматривать назначения опекунов, оказывать юридическую поддержку и консультации ЛСИ о том, как восстановить их дееспособность, а также обеспечивать, чтобы ЛСИ имели право выбирать лицо, оказывающее поддержку при принятии решений. процессы.
Доступ к правосудию (статья 13)
29. Комитет с обеспокоенностью отмечает:
(а) Законодательство, в том числе статьи 323-328 ГПК, а также практика ограничения доступа к правосудию для ЛСИ в рамках субститутивного режима принятия решений, в центрах оказания специальных социальных услуг, для лиц с умственными и/или психосоциальными нарушениями, а также для дети-инвалиды в связи с возрастными ограничениями;
(б) Ограниченное предоставление процессуальных, гендерных и возрастных приспособлений в гражданском, уголовном и административном судопроизводстве из-за недостаточной осведомленности о доступных процессуальных приспособлениях среди представителей судебных органов, адвокатуры, ЛСИ и представляющих их организаций;
(с) Физическая недоступность часть судов и других судебных и административных объектов, а также отсутствие информации о судебных процессах в доступных форматах;
(г) Исключение детей с ограниченными возможностями, особенно детей с психоневрологическими заболеваниями, из бесплатной юридической помощи.
30. Ссылаясь на Международные принципы и руководящие указания по доступу инвалидов к правосудию и на задачу 16.3 Целей устойчивого развития, Комитет рекомендует государству-участнику:
(а) Отменить законодательство, ограничивающееs право ЛСИ участвовать в судебных и административных разбирательствах и признавать их способность участвовать в судебных и административных разбирательствах во всех ролях наравне с другими, а также обеспечивать доступность юридической помощи во всех районах государства-участника ;
(б) Гарантия процессуальная, приспособление с учетом пола и возраста во всех судебных и административных разбирательствах для ЛСИ, для всех типов нарушений и на основе индивидуальных требований, а также обеспечить доступ к официальной информации и сообщениям о таких разбирательствах в доступных форматах, включая шрифт Брайля, Easy Read и жестовую подпись. язык;
(с) Обеспечить доступность всех зданий судов, судебных и административных объектов, в частности посредством универсального проектирования, чтобы гарантировать доступ инвалидов к судебным разбирательствам наравне с другими;
(г) Гарантировать доступ к доступной юридической помощи для детей с ограниченными возможностями любого типа, а также установить процедуры, позволяющие им выражать свои взгляды при определении наилучших интересов ребенка, предоставляя процессуальные приспособления, соответствующие их возрасту, зрелости и конкретным особенностям, связанным с инвалидностью. требования.
Свобода и безопасность личности (статья 14)
31. Комитет обеспокоен:
(а) Законодательство, в том числе статьи 169, 170 Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения, допускающие принудительную госпитализацию и психиатрическое лечение лиц с умственными и/или психосоциальными нарушениями в психиатрические учреждения, больницы, на основании их предполагаемого или фактического ухудшение качества или опасность (CRPD/C/KAZ/RQ/1, пункт 109);
(б) Запрет ЛСИ покидать специальные центры социального обслуживания;
(с) Отсутствие разумных приспособлений для ЛСИ, находящихся под стражей.
32. ссылаясь на свои руководящие принципы, касающиеся права на свободу и безопасность инвалидов,[5]Комитет рекомендует государству-участнику:
(а) Признать принудительную госпитализацию инвалидов запрещенную форму дискриминации по признаку инвалидности, приравнивающуюся к произвольному лишению свободы, а также пересмотреть и отменить законодательство, в том числе положения Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения, которое допускает институционализацию по признаку инвалидности;
(б) Рассмотрение случаев лишения свободы ЛСИ, находящихся в больницах и специальных центрах социального обслуживания, с целью их освобождения из учреждения и перевода их в общинное место жительства с доступом к комплексу услуг по оказанию поддержки на уровне общины;
(с) Внести изменения и/или отменить законодательство, лишающее инвалидов полной защиты, гарантируется любому лицу, лишенному свободы в результате ареста или содержания под стражей, в том числе в результате принудительной госпитализации, право на разбирательство в суде и получение конкретных процессуальных гарантий, необходимых в таком разбирательстве;
(г) Обеспечить предоставление разумного приспособления всем ЛСИ, содержащимся под стражей, в том числе в предварительном заключении, во всех видах мест содержания под стражей, с любыми видами инвалидности.
Свобода от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (статья 15)
33. Комитет обеспокоен:
(а) Сообщения о жестоком обращении количество ЛСИ в местах лишения свободы, отчасти из-за отсутствия доступных санитарно-гигиенических условий, в том числе туалета и душа, низкого качества питания, а также отсутствия доступа к медицинской помощи, включая реабилитацию;
(б) Медицинское лечение лиц ЛСИ в специальных центрах социального обслуживания без их свободного и осознанного согласия и принудительное лечение психических заболеваний на основании постановлений суда, вынесенных лицам с умственными и/или психосоциальными нарушениями, которые были признаны неспособными предстать перед судом (CRPD/C/KAZ/1, пункт 229);
(с) Отсутствие доступа к информационно-коммуникационным технологиям лиц с инвалидность в специальных центрах социального обслуживания, запрет на общение с родственниками, в том числе с родителями, ухудшение санитарных норм, слежка и отсутствие мер по защите частной жизни;
(д) Риски гендерного насилия в отношении женщин и девочек с ограниченными возможностями в интернатных учреждениях, включая физическое, психологическое и сексуальное насилие и насилие, принудительные аборты и принудительную стерилизацию;
(э) Сообщения о том, что дети-инвалиды, находящиеся в детских садах и специальных центрах социального обслуживания детей, подвергаются психологическому, физическому и сексуальному насилию, трудовой эксплуатации, физическим ограничениям, в том числе смирительным рубашкам, применению психотропных препаратов для успокоения, и направляются в психиатрические больницы для контроля поведения и изоляции;
(ф) Отсутствие механизмов сообщения о жестоком обращении и насилии и подачи жалоб в случаях жестокого обращения, а также ограниченность информации о доступном возмещении и возмещении ущерба для лиц, подвергшихся пыткам и жестокому обращению.
34. Ссылаясь на свои руководящие принципы по деинституционализации, в том числе в чрезвычайных ситуациях (2022 г.), Комитет рекомендует государству-участнику:
(а) Обеспечить, чтобы ЛСИ, лишенные свободы, содержались в условиях, соответствующих международным стандартам, в частности. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными ООН, обеспечить доступность, в том числе к санитарным помещениям, и обеспечить достаточный доступ к медицинскому обслуживанию и качеству продуктов питания в местах содержания под стражей;
(б) Признать в законе право не подвергаться медицинскому лечению без свободного и осознанного согласия и право на отказ от лечения, а также ввести протоколы и доступную информацию о праве не подвергаться медицинским или научным экспериментам без предоставления, свободное и осознанное согласие и применять эти правила также к лицам с интеллектуальными и/или психосоциальными нарушениями, которые были признаны неспособными предстать перед судом;
(с) Запретить и положить конец использованию физических и химических средств содерживания, изоляции и других ограничительных мер в специальных центрах социального обслуживания;
(г) Ускорить меры по защите женщин-инвалидов в учреждениях от всех форм гендерного насилия, включая принудительные аборты и принудительную стерилизацию, в соответствии с рекомендациями Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин (2019 г.);
(е) Усилить мониторинг всех объектов и программ, включая учреждения для ЛСИ, чтобы предотвратить все формы эксплуатации, насилия и жестокого обращения. Обеспечить эффективное вовлечение организаций ЛСИ в эти процессы мониторинга;
(е) Принять незамедлительные меры, чтобы положить конец всем формам насилия в отношении детей-инвалидов в интернатах и детских садах и обеспечить привлечение виновных к ответственности; усилить систематический и независимый мониторинг учреждений, в которых живут дети с ограниченными возможностями, и принять комплексный план по предотвращению нарушений прав человека в отношении детей и обеспечению возмещения, включая компенсацию и реабилитацию, а также поддержку и консультирование с учетом возраста и пола жертвы;
(г) Внедрить доступные, конфиденциальные механизмы подачи жалоб для ЛСИ, ставших жертвами жестокого обращения и насилия, а также укрепить потенциал национального превентивного механизма при Уполномоченном по основным правам путем предоставления человеческих, технических и финансовых ресурсов;
Тщательно расследовать действия подозреваемых в совершении действий, которые могут быть приравнены к пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию в отношении ЛСИ, и налагать соответствующие санкции.
Свобода от эксплуатации, насилия и злоупотреблений (статья 16)
35. Комитет с обеспокоенностью отмечает:
(а) Это законодательство и политика в отношении в защите от насилия, жестокого обращения и эксплуатации отсутствуют меры, направленные на конкретную защиту ЛСИ;
(б) Отсутствие мер по предотвращению насилия и эксплуатации в отношении ЛСИ во всех условиях, в том числе в семье и в учреждениях, а также в доступных службах поддержки жертв насилия;
(с) Информация о телесных наказаниях детей-инвалидов;
(г) Общий недостаток информации о насилии, с которым сталкиваются ЛСИ, женщины инвалидов и лиц с психосоциальными и/или интеллектуальными нарушениями, а также небольшое количество жалоб на насилие и жестокое обращение в отношении ЛСИ.
36. Ссылаясь на свое заявление от 24 ноября 2021 года об искоренении гендерного насилия в отношении женщин и девочек с ограниченными возможностями и задачах 5.1, 5.2 и 5.5 ЦУР, Комитет рекомендует государству-участнику:
(а) Учет прав ЛСИ в законодательстве, в том числе в законах предотвращении домашнего насилия, законе о здравоохранении и уголовном кодексе, а также в политике и стратегиях борьбы с насилием, жестоким обращением и эксплуатацией, а также обеспечить эффективную защиту от насилия, жестокого обращения и эксплуатации ЛСИ в частной и общественной сферах;
(б) Разработать и реализовать комплексную стратегию четкие временные рамки, индикаторы и адекватное финансирование для защиты ЛСИ, особенно в учреждениях и детей, от эксплуатации, насилия и жестокого обращения, решения проблем профилактики, раннего восстановления, средств правовой защиты, включая компенсацию и возмещение ущерба, а также доступа к психосоциальная поддержка и доступные приюты для жертв чрезвычайных ситуаций;
(с) Запретить все формы телесных наказаний во всех учреждениях, в том числе в школах, детских садах и других институциональных учреждениях;
(г) Предоставлять инвалидам информацию правовую защиту от насилия, создать доступные механизмы сообщения и системы направления в случаи насилия в тесной консультации с организациями ЛСИ и при их активном участии, а также укрепить потенциал семей ЛСИ, вспомогательного персонала, сотрудников кризисные центры и сотрудники правоохранительных органов распознавать и сообщать обо всех формах эксплуатации, насилия и жестокого обращения.
Защита неприкосновенности личности (статья 17)
37. Комитет обеспокоен сообщениями о применении принудительной контрацепции, принудительной стерилизации и принудительных абортов к ЛСИ, в частности к лицам с умственными и/или психосоциальными нарушениями.
38. Ссылаясь на рекомендации Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин (CEDAW/C/KAZ/CO/5, пункт 26), Комитет рекомендует государству-участнику отменить законодательство и административные постановления, разрешающие или предписывающие принудительную стерилизацию, принудительные аборты и принудительная контрацепция ЛСИ, и что он должен принять законодательство, гарантирующее подотчетность и соответствующее возмещение, и выполнять его.
Свобода передвижения и гражданства (статья 18)
39. Комитет обеспокоен:
(а) Ограниченный доступ мигрантов-инвалидов, в том числе беженцев и ЛСИ, ищущих убежища, а также, находящихся в ситуации, сходной с положением беженцев, к социальному обеспечению, пособиям по инвалидности, инклюзивному образованию, специализированному медицинскому обслуживанию, медицинскому страхованию, социальному жилью и занятости;
(б) отсутствие процедур проживания и натурализации для беженцев с инвалидностью;
(с) Риск без гражданства мигранты-инвалиды в связи с законодательством, требующим от иностранных лиц, подающих заявление на получение гражданства государства-участника, отказаться от своего существующего гражданства до того, как они получат обязательное решение о том, будет ли удовлетворено их заявление;
(г) Уязвимость ЛСИ без гражданства из-за длительности процессов определения без гражданства;
(э) Сообщения о пробелах в миграционном законодательстве и практике, приводящих к недостаточной защите принципа невыдворения, а также о барьерах, включая поведенческие и физические барьеры в процедурах предоставления убежища, ограничивающие ЛСИ, в том числе лиц с интеллектуальными и/или психосоциальными нарушениями и лиц с инвалиды с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом или другими заболеваниями, чтобы подать заявление о предоставлении убежища.
40. Комитет рекомендует государству-участнику:
(а) Принять законодательство, обеспечивающее дети-мигранты и взрослые с ограниченными возможностями, в том числе беженцы и просители убежища с ограниченными возможностями, а также ЛСИ, находящиеся в ситуации, сходной с положением беженцев, у которых нет статуса постоянного жителя, юридического признания их инвалидности, доступа к социальной защите, включая пособия по инвалидности, медицинское страхование, оборудование и мобильные устройства, жилье и инклюзивное образование;
(б) Обеспечить беженцам с ЛСИ эффективный доступ к проживанию и процессам натурализации;
(с) Внести поправки в законодательство о гражданстве, чтобы обеспечить, чтобы ЛСИ, подающие заявление на получение гражданства, не были обязаны отказываться от своего существующего гражданства до того, как они получат обязательное решение по их заявлению в государстве-участнике;
(г) Ратифицировать Конвенцию 1954 года о статусе апатридов и Конвенцию 1961 года о сокращении безгражданства и обеспечить, чтобы процедуры определения безгражданства проводились со всей продуманной скоростью, и гарантировать доступ к удостоверениям личности, документам и регистрации;
(е) Обеспечить, чтобы миграционное законодательство и практика защищали принцип невыдворения без исключения, а также чтобы ЛСИ, в том числе лица с интеллектуальными и/или психосоциальными нарушениями, имели полный доступ к иммиграционным процедурам и процедурам предоставления убежища, в том числе путем предоставления процедурных приспособлений.
Независимая жизнь и участие в жизни общества (статья 19)
41. Комитет с обеспокоенностью отмечает:
(а) Институционализация детей-инвалидов и взрослых ЛСИ в учреждениях интернатного и полуинтернатного типа, в том числе в домах малютки, где у них отсутствует взаимодействие с обществом, в том числе с членами семьи, и пилотные программы;
(б) планы по переводу инвалидов из бывших МСУ в специализированные центры социального обслуживания и дома малой вместимости, тем самым закрепляя дискриминационные условия коллективного проживания для инвалидов по признаку инвалидности;
(с) Недостаточные услуги поддержки на дому и на уровне сообщества для ЛСИ, а также недостаточная доступность индивидуальной помощи, в том числе для людей с умственными и/или психосоциальными нарушениями и лиц с высокими потребностями в поддержке, а также недостаточное наличие доступного жилья, образовательных учреждений, коммерческие помещения, инфраструктура отдыха и спорта, учреждения культуры.
42. Ссылаясь на свое замечание общего порядка № 5 (2017 г.) о самостоятельной жизни и включенности в жизнь общества, а также на свои руководящие принципы по деинституционализации, в том числе в чрезвычайных ситуациях, Комитет рекомендует государству-участнику, в тесной консультации и при активном участии лиц инвалидов через представляющие их организации:
(а) Покончить со всеми формами институционализации инвалидов, обеспечить де-юре и на практике, чтобы все инвалиды, включая лиц с интеллектуальными и/или психосоциальными нарушениями и инвалидов с высокими потребностями в поддержке, могли фактически реализовать свое право выбирать место жительства и решить, где и с кем им жить.
С этой целью разработать и реализовать стратегию деинституционализации для всех ЛСИ включая, среди прочего, ряд различных форм индивидуальных услуг по поддержке жизни в обществе, включая личную помощь и поддержку на уровне сообщества, а также поддержку со стороны сверстников, поддержку и информация в доступных форматах для ЛСИ в учреждениях для участия в процессах деинституционализации, а также механизмы подотчетности и мониторинга;
(б) Прекратить инвестиции в строительство и реконструкцию учреждений для ЛСИ, в том числе в учреждениях небольшого размера, и направить средства на реализацию стратегии деинституционализации;
(с) Развивать безопасное, доступное и недорогое жилье в обществе, включить требования ЛСИ в критерии права на государственное жилье и арендные субсидии, а также обеспечить, чтобы лица с ограниченными возможностями, в том числе лица с интеллектуальными и/или психосоциальными отклонениями и лица с ограниченными возможностями с высокими потребностями в поддержке, могли по закону и фактически заключать юридически обязательные договоры аренды или владения.
Личная мобильность (статья 20)
43. Комитет обеспокоен:
(а) Отсутствие национальной стратегии и плана действий по развитию личной мобильности ЛСИ и дифференциации ее от медицинской реабилитации и предоставления медицинской помощи;
(б) Отсутствие специализированной подготовки ЛСИ, в частности лиц с нарушением зрения, навыкам ориентации;
(с) Отсутствие обучения использованию предоставленных технических вспомогательных устройств для ЛСИ для содействия их личной мобильности и отсутствие услуг по техническому обслуживанию.
44. Комитет рекомендует государству-участнику:
(а) Разрабатывать в тесном сотрудничестве с и активное участие инвалидов и представляющих их организаций, национальная стратегия и план действий по личной мобильности, включая предоставление обучения и вспомогательных устройств;
(б) Разработать доступные и доступные услуги по ремонту и улучшению функционирования вспомогательных устройств для передвижения ЛСИ
Свобода выражения мнений и мнений, а также доступ к информации (статья 21)
45. Комитет с обеспокоенностью отмечает:
(а) Сообщения об административном задержании и чрезмерном применении силы в отношении ЛСИ, участвующих в публичных демонстрациях, в том числе массовых собраниях, шествиях и пикетах;
(б) Барьеры, с которыми сталкиваются лица с интеллектуальными и/или психосоциальными нарушениями при доступе к информации;
(с) Малое количество сурдопереводчиков, недоступность услуги «Сурдо-Онлайн» в сельской местности и недостаточное количество программ чтения с экрана для людей с нарушениями зрения;
(г) Ограниченная доступность линий помощи, SMS-сообщений и курьеры для ЛСИ, ставших жертвами насилия.
46. Комитет рекомендует государству-участнику, в тесной консультации и при активном участии инвалидов, через представляющие их организации:
(а) Обеспечить, чтобы ЛСИ могли осуществлять свое право на свободу выражения мнений и убеждений наравне с другими, предоставить компенсацию ЛСИ, произвольно задержанным, предотвратить произвольное задержание и чрезмерное применение силы в контексте публичных демонстраций (см. Комитет по правам человека). Замечание общего порядка № 37 по статье 21 МПГПП, CCPR/C/GC/37), в том числе запретив задержание за участие в мирных собраниях;
(б) Представьте требования и стандарты доступной печатной и электронной информации со стороны государственных органов, а также активизировать усилия по обеспечению того, чтобы все ЛСИ имели доступ ко всей публичной информации, в том числе посредством дополняющей и альтернативной коммуникации, Easy Read, простого языка, тактильного общения, сурдоперевода и доступной информации. цифровые услуги;
(с) Усилить усилия по расширению порталов Surdo-Online и обучению сурдопереводчиков по всей стране, в том числе в сельской местности, а также по увеличению доступности и доступности программ чтения с экрана для ЛСИ;
(г) Обеспечить полный охват и доступность линий помощи, SMS-сообщений и других средств сообщения и механизмов перенаправления для женщин и девочек с ограниченными возможностями, сталкивающихся с насилием.
Уважение частной жизни (статья 22)
47. Комитет обеспокоен:
(а) Трансграничная обработка персональных данных ЛСИ, получающих доступ к медицинским и реабилитационным услугам, и информации об их здоровье в третьи страны, и ее влияние на право ЛСИ на неприкосновенность частной жизни.
48. Комитет рекомендует государству-участнику усилить правовые положения по защите личных данных и частной жизни инвалидов, в том числе путем установления гарантий в Закон об онлайн-платформах и онлайн-рекламе и другие соответствующие законы, создание протоколов защиты данных и безопасных систем, гарантирующих конфиденциальность личной, медицинской и реабилитационной информации ЛСИ, а также предоставление эффективных средств правовой защиты от нарушений конфиденциальности.
Уважение дома и семьи (статья 23)
49. Комитет с обеспокоенностью отмечает:
(а) Жесткие ограничения вступления в брак для лиц с умственными и/или психосоциальными отклонениями в Кодексе о браке и семье;
(б) Барьеры для инвалидов, в том числе женщин-инвалидов, осуществлять свою автономию в отношении количества детей и промежутков между их рождением, включая низкую распространенность использования противозачаточных средств среди женщин и мужчин с ограниченными возможностями, особенно в сельской местности, недостаточную информацию и образование по вопросам репродуктивного и планирование семьи, затрагивающее, в частности, лиц с интеллектуальными и/или психосоциальными нарушениями, ЛСИ в учреждениях и лиц с нарушениями слуха, зрения и/или речи, а также то, что женщины и мужчины с ограниченными возможностями не учитываются в программах по рождаемости;
(с) Отказ в родительских правах, в том числе в праве на усыновление детей, лицам с интеллектуальными и/или психосоциальными нарушениями;
(г) Недостаточные меры по поддержке родителей детей-инвалидов для предотвращения отказа от них и предоставления беременным женщинам, у плода диагностировано нарушение с предоставлением основанной на правах человека информации об этом нарушении, а также о вариантах медицинского обслуживания и поддержки, включая поддержку со стороны сверстников;
(е) Широко распространенное в обществе мнение о том, что дети с ограниченными возможностями должны быть отделены от своих родителей, а также недостаточная поддержка родителей и семей детей с ограниченными возможностями в обществе.
50. Комитет рекомендует государству-участнику, в тесной консультации и при активном участии инвалидов, через представляющие их организации:
(а) Отменить положения Кодекса о браке и семье, ограничивающие право на вступление в брак ЛСИ, в частности лиц с интеллектуальными и/или психосоциальными нарушениями, и создать механизмы поддержки принятия решений по вопросам брака и семейных отношений, в том числе путем предоставления информации о праве на брак и родительских правах в доступных форматах;
(б) Разрабатывать и предоставлять соответствующую возрасту информацию и образование в области репродуктивного здоровья и планирования семьи для инвалидов, включая женщин и девочек-инвалидов, на всей территории государства-участника, в том числе в сельских районах, и обеспечивать наличие и доступность противозачаточных средств, вспомогательных репродуктивных технологий и программ бесплодия. и доступны по цене для женщин и мужчин с ограниченными возможностями;
(с) Гарантировать право ЛСИ на усыновление детей наравне с другими, в законе и на практике;
(г) Обеспечить постоянную поддержку и информацию родителям детей с ограниченными возможностями и беременным женщинам, у плода которых диагностировано нарушение;
(е) Не допускать изъятия детей-инвалидов у родителей, признавать право родителей принимать решение о воспитании своих детей-инвалидов, принимать меры по возвращению детей-инвалидов, отобранных у родителей, способствовать государственно-частному партнерству для повышения доступности и доступности. поддержки семей с детьми с ограниченными возможностями жить в обществе, включая поддержку на уровне семьи и сообщества.
Образование (статья 24)
51. Комитет с обеспокоенностью отмечает:
(а) Что дети с ограниченными возможностями, в том числе дети в учреждениях, продолжать учиться в школах специального образования, в специальных классах в школах или на домашнем обучении (CRPD/C/KAZ/RQ/1, пункты 209, 210, 216);
(б) Отсутствие информации о детях с ограниченными возможностями, выпадающие из общеобразовательных учреждений, и о мерах по предотвращению таких случаев в Государственной программе развития образования и науки на 2020-2025 годы;
(с) Решения на основе психологических и медико-педагогических консультаций[6]лишение детей с ограниченными возможностями права на инклюзивное образование;
(г) Недостаточность разумного приспособления в образовательных учреждениях всех уровней.
52. Ссылаясь на свое замечание общего порядка № 4 (2016 г.) о праве на инклюзивное образование и задачи 4.4, 4.5 и 4.8 Целей устойчивого развития, Комитет рекомендует, в тесной консультации и при активном участии ЛСИ, посредством их представительные организации, государство-участник:
(а) Тщательно пересмотреть свой подход к инклюзивному образованию и обеспечить признание качественного инклюзивного образования для всех детей, независимо от нарушений, принять эффективные меры для прекращения сегрегации в образовательной среде, устранения существующей практики интеграции в образовании и обучения на дому по причине инвалидности, обеспечить доступность среду обучения и устранить барьеры, включая поведенческие барьеры против инклюзивности на всех уровнях образования, сделать стратегии преподавания и обучения полностью инклюзивными, в том числе с помощью ассистивных технологий, и обеспечить индивидуальную поддержку, разумное приспособление и раннее вмешательство;
(б) Принять срочные меры по закрытию образовательных учреждений и замене их полностью инклюзивными образовательными учреждениями в обычных школах;
(с) не допускать выбывания детей с ограниченными возможностями из инклюзивного образования на всех уровнях;
(г) Заменить психолого-медико-педагогический механизм консультаций с индивидуальной оценкой, основанной на правозащитной модели инвалидности, определяющей требования и необходимые разумные приспособления, чтобы обеспечить полное включение учащихся с ограниченными возможностями в образование;
(е) Принять законодательные, политические и административные меры для обеспечения разумных приспособлений в сфере общего образования.
Здоровье (статья 25)
53. Комитет обеспокоен:
(а) Физические препятствия и поведенческие барьеры лишение женщин и мужчин с ограниченными возможностями их сексуальных и репродуктивных прав и затруднение их доступа к имеющимся услугам наравне с другими;
(б) Барьеры для ЛСИ, особенно лиц в сельской местности, для доступа к медицинским услугам, включая специализированную медицинскую помощь, отсутствие переводчиков для слепоглухих в этих условиях, а также недостаток информации в доступных форматах;
54. Комитет рекомендует государству-участнику, в тесной консультации и при активном участии инвалидов, через представляющие их организации:
(а) Предоставлять ЛСИ, имеющие доступные услуги по сексуальному и репродуктивному здоровью, в том числе для женщин и девочек с ограниченными возможностями и лиц с интеллектуальными и/или психосоциальными нарушениями;
(б) предоставлять недорогие, доступные и качественные медицинские услуги, включая ассистивные и адаптивные технологии, информацию, написанную шрифтом Брайля, сурдоперевод и Easy Read, для ЛСИ, включая женщин и девочек с ограниченными возможностями в сельской местности.
Абилитация и реабилитация (статья 26)
55. Комитет обеспокоен использованием медицинского подхода к инвалидности МСЭ при оценке инвалидности.
56. Комитет рекомендует Совету МСЭ следовать правозащитной модели инвалидности при оценке инвалидности с целью определения ИПР.
Труд и занятость (статья 27)
57. Комитет с обеспокоенностью отмечает:
(а) Безработица среди ЛСИ, особенно выраженные среди ЛСИ, сталкивающихся с множественной и/или перекрестной дискриминацией, а также ограниченный доступ ЛСИ к работе в частном секторе, препятствия для доступа на рабочем месте;
(б) Неспособность признать разумное приспособление в качестве права инвалидов в частном секторе;
(с) Недостаточная профессиональная подготовка и переподготовка ЛСИ в сфере занятости.
58. Ссылаясь на свое замечание общего порядка № 8 (2022 г.) о праве инвалидов на труд и занятость, Комитет рекомендует что государство-участник в тесной консультации и при активном участии инвалидов через представляющие их организации:
(а) Содействовать доступу к занятости на открытом рынке труда для ЛСИ и во всех секторах экономики, в том числе для мигрантов-инвалидов, в частности, путем принятия эффективных мер против стигматизации ЛСИ в сфере занятости, развития связанных с работой навыков людей с ограниченными возможностями, в том числе в секторе информационных технологий, и усилить поддержку самозанятости и предпринимательства;
(б) Признать разумное приспособление и установить обязанность обеспечивать разумное приспособление и иметь доступные процессы для оценки требуемого разумного приспособления на основе диалога с лицом, которое его запрашивает;
(с) Обеспечивать непрерывную обучение ЛСИ трудовым компетенциям и предпринимательству, в том числе женщин в сельской местности.
Достаточный уровень жизни и социальная защита (статья 28)
59. Комитет с обеспокоенностью отмечает:
(а) Информацией о реальной стоимости государственных социальных пособий по инвалидности;
(б) Скудная информация о доступе женщин, молодых и пожилых ЛСИ к социальной защите, включая пенсии;
(с) Недостаточное наличие личных помощников, низкое качество услуг и недостаточная поддержка на дому в связи с жесткими ограничениями часов оказания помощи и отказом в индивидуальной помощи одиноким инвалидам, имеющим родственников;
(г) Исключение инвалидов и родителей детей-инвалидов из обычной пенсионной системы и накопительно-пенсионной схемы.
60. Комитет рекомендует государству-участнику:
(а) Адаптировать государственные социальные пособия по инвалидности к уровню инфляции потребительских цен, включая расходы, связанные с инвалидностью, и не допустить попадания ЛСИ в бедность;
(б) Обеспечить, чтобы женщины, молодые и пожилые ЛСИ имели доступ к социальной защите, включая пенсии, наравне с другими;
(с) Гарантировать доступность поддержки на дому для ЛСИ, обеспечить ее качество за счет улучшения человеческих, технических и финансовых ресурсов, а также признать право одиноких инвалидов, имеющих родственников, на доступ к личной помощи;
(г) Признать право инвалидов и родителей детей-инвалидов иметь доступ к обычной пенсионной системе и накопительной пенсионной системе.
Участие в политической и общественной жизни (статья 29)
61. Комитет с обеспокоенностью отмечает:
(а) Положения Гражданского кодекса, запрещающие лицам с интеллектуальными и/или психосоциальными нарушениями, находящимся под опекой, голосовать, баллотироваться на государственные должности, быть членами избирательных комиссий или на государственной службе, а также участвовать в общественных советах;
(б) Отсутствие информации о мерах по обеспечению участия женщин с ограниченными возможностями в официально зарегистрированных политических партиях, на выборных должностях и на политически назначаемых государственных должностях;
(с) Отсутствие информацию о доступности избирательных объектов и о тайне голосования.
62. Комитет рекомендует государству-участнику:
(а) Исправлять Гражданский кодекс и гарантируют всем лицам с интеллектуальными и/или психосоциальными нарушениями, в том числе ЛСИ, находящимся под опекой, право голосовать, баллотироваться на государственные должности, быть членами избирательных комиссий и на государственной службе, а также участвовать в общественной жизни;
(б) Поддерживать ЛСИ, включая женщин с ограниченными возможностями, баллотироваться на выборах и занимать должности наравне с другими;
(с) Обеспечить полную доступность процедур голосования, условий для голосования, помещений и материалов, а также право всех лиц с ограниченными возможностями голосовать тайным голосованием самостоятельно или с помощью лица по их выбору и при полном уважении свободы выражения мнения по своей свободной воле.
Участие в культурной жизни, отдыхе, досуге и спорте (статья 30)
63. Комитет обеспокоен тем, что государство-участник еще не ратифицировало Марракешский договор об облегчении доступа к опубликованным произведениям для слепых и слабовидящих лиц.
64. Комитет призывает государство-участник ускорить ратификацию и реализацию Марракешского договора об облегчении доступа к опубликованным произведениям для слепых, слабовидящих или иным образом неспособных воспринимать печатную информацию.
С. Конкретные обязательства (статьи 31–33)
Статистика и сбор данных (статья 31)
65. Комитет обеспокоен:
(а) Недостаточная представленность ЛСИ в национальной статистике из-за использования медицинской модели инвалидности;
(б) лимитированная информация о ЛСИ, сталкивающихся с множественной и перекрестной дискриминацией, включая женщин и девочек с ограниченными возможностями, пожилых людей, детей с ограниченными возможностями, мигрантов с ограниченными возможностями, включая лиц без гражданства, беженцев и искателей убежища с ограниченными возможностями, а также лесбиянок, геев, бисексуалов , трансгендеры, интерсексуалы и квир-люди с ограниченными возможностями.
66. Комитет рекомендует государству-участнику использовать краткий набор вопросов Вашингтонской группы по статистике инвалидности по вопросам инвалидности и политический маркер по включению и расширению прав и возможностей инвалидов Комитета содействия развитию Организации экономического сотрудничества и развития:
(а) Принять правозащитную модель инвалидности при проведении общественных переписей населения и тематических оценках положения инвалидов;
(б) Собирать дезагрегированные данные и проводить исследования о положении ЛСИ, сталкиваются с множественной и интерсекциональной дискриминацией, чтобы обеспечить информацию для разработки политики.
Международное сотрудничество (статья 32)
67. Комитет обеспокоен:
(а) Отсутствие информации о мерах использовать планы и программы для ЛСИ при реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и целей устойчивого развития;
(б) Ограниченное участие ЛСИ, включая женщин и девочек через представляющие их организации на всех этапах программ международного сотрудничества, в частности, при определении национальных приоритетов, связанных с их правами.
68. Комитет рекомендует государству-участнику, в тесной консультации и при активном участии инвалидов, через представляющие их организации:
(а) Разработать национальную стратегию с четкими индикаторами для отслеживания использование программ помощи инвалидам в реализации ЦУР;
(б) Принять программы международного сотрудничества для продвижения прав ЛСИ включая женщин и девочек с ограниченными возможностями, а также реализовывать и контролировать их.
Национальное осуществление и мониторинг (статья 33)
69. Комитет приветствует создание Координационного совета по социальной защите ЛСИ при Министерстве труда и социальной защиты населения РК, в состав которого входят представители всех государственных органов и организаций гражданского общества.
Однако Комитет обеспокоен тем, что:
(а) Отсутствие инклюзивных показателей бюджетирования определить значимость прав инвалидов в национальной повестке дня;
(б) у омбудсмена по правам человека не хватает независимости для контроля за выполнением Конвенции;
(с) Отсутствие эффективного участия ЛСИ и представляющих их организаций в процессах реализации и мониторинга Конвенции.
70. Комитет рекомендует государству-участнику:
(а) Распределить национальные и местные бюджеты с показателями, способствующими осуществлению Конвенции;
(б) Обеспечить функциональную, бюджетную и оперативную независимость Омбудсмена по правам человека, в соответствии с Парижскими принципами, укрепить свой потенциал по осуществлению прозрачного и независимого мониторинга реализации Конвенции и подать заявку на рассмотрение Подкомитета по аккредитации (SCA) ГАНПЧУ с целью аккредитован со статусом А. Комитет также рекомендует принять во внимание его принципы в отношении механизмов независимого мониторинга и их участия в работе Комитета по правам инвалидов, включенные в приложение к его Правилам процедуры;[7]
(с) Гарантировать полное участие инвалидов и представляющих их организаций в мониторинге Конвенции, включая все виды нарушений.
71. Комитет подчеркивает важность всех рекомендаций, содержащихся в настоящих заключительных замечаниях. Что касается срочных мер, которые необходимо принять, Комитет хотел бы обратить внимание государства-участника на рекомендации, содержащиеся в пунктах 42 о самостоятельной жизни и включенности в жизнь общества, 50 об инклюзивном образовании и 60 о работе и занятости.
72. Комитет просит государство-участник выполнить рекомендации, содержащиеся в настоящих заключительных замечаниях. Он рекомендует государству-участнику передать заключительные замечания для рассмотрения и принятия мер членам правительства и парламента, должностным лицам соответствующих министерств и местных органов власти и членам соответствующих профессиональных групп, таких как работники образования, медицины и права, а также средства массовой информации, используя современные стратегии социальных коммуникаций.
73. Комитет настоятельно рекомендует государству-участнику привлечь организации гражданского общества, в частности организации инвалидов, к подготовке своего периодического доклада.
74. Комитет просит государство-участник широко распространить настоящие заключительные замечания, в том числе среди НПО и организаций инвалидов, а также среди самих инвалидов и членов их семей, на национальных языках и языках меньшинств, включая язык жестов, и в доступных форматах, включая Easy Read, и разместить их на правительственном веб-сайте по правам человека.
75. Комитет просит государство-участник представить свои объединенные второй-четвертый периодические доклады к 21 мая 2029 года и включить в них информацию о выполнении рекомендаций, содержащихся в настоящих заключительных замечаниях. Комитет также просит государство-участник рассмотреть возможность представления вышеупомянутых докладов в соответствии с упрощенной процедурой отчетности Комитета, в соответствии с которой Комитет готовит список вопросов по крайней мере за один год до установленной даты представления доклада государства-участника. Ответы государства-участника на такой перечень вопросов составляют его доклад.
Эксперт комитета ООН отметил, что Казахстан – страна музыкантов, писателей, поэтов и творческих людей. Отчет нарисовал радужную картину.
[1] Доклад государства-участника, п.108
[2] Дополнительная информация предоставлена государством-участником в 2024 году. См. пп. с 32 по 37.
https://www.ohchr.org/en/treaty-bodies/crpd/statements-declarations-and-observations.
[4] КПИ/С/5.
[5] А/72/55, приложение.
[6] Государство-участник «Информация о мерах, принятых РК по реализации Конвенции о правах инвалидов (КПИ) с 2018 по 2023 год (пункт 96)»
[7] CRPD/C/1/Rev.1, приложение.